Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРАМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

ХРАМ, зда­ние, по­ме­ще­ние или про­стран­ст­во, пред­на­зна­чен­ное или свя­зан­ное с вы­пол­не­ни­ем ре­лиг. об­ря­дов. Зна­че­ние тер­ми­на «Х.» до­воль­но ус­лов­но: в ис­то­рии ре­ли­гии и куль­ту­ры он мо­жет обо­зна­чать ме­сто встре­чи че­ло­ве­ка с Бо­гом (бо­же­ст­вом), ме­сто (дом) оби­та­ния бо­же­ст­ва или хра­не­ния к.-л. са­краль­ной сущ­но­сти или цен­но­сти.

В боль­шин­ст­ве куль­тур хра­ма­ми яв­ля­ют­ся оп­ре­де­лён­ные, обыч­но ус­той­чи­вые про­стран­ст­ва и ар­хит. ти­пы, ко­то­рые слу­жат ме­стом для про­ве­де­ния об­ря­дов и со­вер­ше­ния жерт­во­при­но­ше­ний (час­то это яв­ля­ет­ся при­ори­тет­ной функ­ци­ей), хра­не­ния ре­ли­к­вий, разл. до­го­во­ров и цен­но­го об­ществ. иму­ще­ст­ва, про­ве­де­ния инау­гу­ра­ций, су­деб­ных и др. важ­ней­ших гос. и об­ществ. це­ре­мо­ний, пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща и пр. Ино­гда хра­мо­вы­ми счи­та­лись при­род­ные объ­ек­ты (ро­ща или оди­но­ко стоя­щее де­ре­во, го­ра, пе­ще­ра, ка­мень, ис­точ­ник, во­до­ём и др., куль­ти­ви­руе­мые свя­щен­ные ал­леи и са­ды). При этом не ка­ж­дое куль­то­вое со­ору­же­ние мож­но оп­ре­де­лить как хра­мо­вое, напр. доль­ме­ны, мен­ги­ры, кром­ле­хи и ме­га­ли­ты.

Фор­мы ор­га­ни­за­ции и обу­ст­рой­ст­ва Х. мно­го­об­раз­ны и за­ви­сят от осо­бен­но­стей ре­лиг. ве­ро­ва­ний и об­ря­дов. Наи­бо­лее час­то Х. – это со­ору­же­ние или зда­ние, в ко­то­ром раз­ме­ща­ют­ся свя­ти­ли­ще (иног­да Х. мо­жет сам яв­лять­ся свя­ти­ли­щем), жерт­вен­ник, со­кро­вищ­ни­ца и иные не­об­хо­ди­мые для со­вер­ше­ния ри­туа­лов ат­ри­бу­ты. В ка­че­ст­ве ат­ри­бу­тов Х. и для его ук­ра­ше­ния соз­да­ва­лись раз­но­об­раз­ные про­из­ве­де­ния скульп­ту­ры, жи­во­пи­си, де­ко­ра­тив­но­го иск-ва. Из хра­мо­во­го дей­ст­ва ро­ди­лось те­ат­раль­ное иск-во (см. Те­атр).

Х. час­то со­сто­ит из не­сколь­ких час­тей, дос­туп в ка­ж­дую из ко­то­рых рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся сло­жив­ши­ми­ся в тра­ди­ции пра­ви­ла­ми: в гл. часть, как пра­ви­ло, сво­бод­но мо­гут вой­ти толь­ко из­бран­ные (жрец, свя­щен­но­слу­жи­тель, пер­во­свя­щен­ник), ос­таль­ные час­ти дос­туп­ны для чле­нов дан­но­го ре­лиг. со­об­ще­ст­ва. Ино­гда в не­ко­то­рые час­ти или во весь Х. не до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны и не­по­свя­щён­ные.

Х. из­вест­ны совр. ар­хео­ло­гии с эпо­хи не­оли­та (др.-егип., про­тоа­рий­ская, др.-кит. куль­ту­ры). В до­ав­раа­ми­чес­кий и ран­не­ав­раа­ми­чес­кий пе­рио­ды, в ци­ви­ли­за­ци­ях Древ­не­го Вос­то­ка, клас­сич. Гре­ции, в эл­ли­ни­сти­че­ском и рим­ском ми­ре, на Аме­ри­кан­ском кон­ти­нен­те они иг­ра­ли важ­ную роль, вы­пол­няя кро­ме са­краль­ных раз­но­об­раз­ные об­ще­ст­вен­но-эко­но­мич. функ­ции [от хра­не­ния и рас­пре­де­ле­ния уро­жая (хра­мы Древ­не­го Егип­та и др.) до управ­ле­ния об­ще­ст­вом – храм-го­су­дар­ст­во (напр., Ие­ру­са­лим­ский храм)] и по­ро­див схо­жие ар­хит. фор­мы в ви­де сту­пен­ча­тых ба­шен и пи­ра­мид. В Ме­сопо­та­мии в пе­ри­од шу­мер­ской, ак­кад­ской, ас­си­рий­ской и ва­ви­лон­ской ци­ви­ли­за­ций Х. при­об­рёл фор­му зик­ку­ра­та. Мно­го­об­ра­зие хра­мо­вых со­ору­же­ний сло­жи­лось в Центр. Азии, Ин­дии, Ки­тае и Япо­нии: напр., буд­дий­ские да­ца­ны, сту­пы и па­го­ды, ин­дуи­ст­ские чай­тьи, пра­са­ды.

Вы­со­ко­го уров­ня ор­га­ни­за­ция Х. (лат. templum, греч. ναός) дос­тиг­ла в эпо­ху ан­тич­но­сти (Древ­няя Гре­ция, Древ­ний Рим), где ал­тарь для жерт­во­при­но­ше­ний раз­ме­щал­ся на свя­щен­ном уча­ст­ке, а с сер. 6 в. до н. э. по­лу­чил раз­ви­тие ар­хит. тип хра­мо­во­го зда­ния, внут­ри ко­то­ро­го в на­осе на­хо­ди­лась ста­туя бо­же­ст­ва. Разл. ти­пы ан­тич­ных хра­мов (см. Ан­ты, Дип­тер, Пе­рип­тер) впо­след­ст­вии ока­за­ли влия­ние на ев­роп. ар­хи­тек­ту­ру на­чи­ная с эпо­хи Ре­нес­сан­са.

В хри­сти­ан­ст­ве Х. – зда­ние, в ко­то­ром со­вер­ша­ют­ся бо­го­слу­же­ния, а во вре­мя ли­тур­гии в ал­та­ре про­ис­хо­дит Пре­су­ще­ст­в­ле­ние Св. Да­ров. Ии­сус Хри­стос и пер­вые хри­стиа­не чти­ли Ие­ру­са­лим­ский храм и мо­ли­лись в ча­ст­ных до­мах, на мес­тах за­хо­ро­не­ния му­че­ни­ков, в крип­тах и ка­та­ком­бах. С 3 в. н. э. на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся струк­ту­ра хри­сти­ан­ско­го Х., три час­ти ко­то­ро­го сим­во­ли­зи­ру­ют един­ст­во Бо­же­ст­вен­но­го, не­бес­но­го и зем­но­го: вы­де­лен­ное (в пра­во­слав­ной тра­ди­ции – от­де­лён­ное ико­но­ста­сом) ал­тар­ное про­стран­ст­во, в ко­то­ром на­хо­дит­ся пре­стол (ме­сто для со­вер­ше­ния Ев­ха­ри­стии), соб­ст­вен­но Х. с ам­во­ном для про­из­не­се­ния про­по­ве­ди и про­стран­ст­вом для мо­ля­щих­ся и при­твор. В ал­та­ре Х. хра­нит­ся да­ро­хра­ни­тель­ни­ца (или ки­во­рий), в ка­то­лич. тра­ди­ции по­чи­тае­мая как ме­сто по­сто­ян­но­го при­сут­ст­вия Хри­ста; в пра­во­слав­ном Х. са­мым гл. ат­ри­бу­том для со­вер­ше­ния ли­тур­гии яв­ля­ет­ся ан­ти­минс. В Ви­зан­тий­ской им­пе­рии и в сред­ние ве­ка, ко­гда хри­сти­ан­ст­во за­ня­ло гос­под­ствую­щее по­ло­же­ние в об­ществ. соз­на­нии, хра­мы-церк­ви ста­ли иг­рать клю­че­вую роль в ка­ж­дом гос. об­ра­зо­ва­нии. Фор­мы хра­мов в зап. и вост. час­тях быв. рим. ми­ра раз­ви­ва­лись не­за­ви­си­мо, от­ра­жая ме­ст­ные бо­го­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти и тра­ди­ции по­чи­та­ния свя­тынь (см. Ба­зи­ли­ка, Кре­сто­во-ку­поль­ная сис­те­ма, Ро­тон­да). Воз­ник­ли осо­бые ти­пы Х. для гор. бо­го­слу­же­ния (со­бо­ры), мар­ти­рии, по­гре­баль­ные и во­тив­ные (во ис­пол­не­ние обе­тов), сло­жи­лись сис­те­мы при­хо­дов и се­мей­ных церк­вей. В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции не при­ня­то на­зы­вать Х. зда­ния, где не со­вер­ша­ет­ся ли­тур­гия, напр. мо­лель­ные до­ма, бап­ти­сте­рии и ча­сов­ни.

Тра­ди­ци­он­но Х. не счи­та­ют­ся ме­че­ти (в ис­ла­ме по­чи­та­ют­ся мес­та, свя­зан­ные с жиз­нью про­ро­ка Му­хам­ме­да и его после­до­ва­те­лей, – Каа­ба, Ку­пол ска­лы и др.) и си­на­го­ги (иу­да­изм при­зна­ёт в ка­че­ст­ве Х. толь­ко Ие­ру­са­лим­ский храм).

В совр. куль­ту­ро­ло­гии сло­жи­лись разл. фи­ло­соф­ские и ис­то­ри­ко-куль­тур­ные обос­но­ва­ния им­ма­нент­но­сти по­ня­тия Х. че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке и его бли­зо­сти осн. ка­те­го­ри­ям че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма и вы­ра­бо­тан тер­мин «хра­мо­вое соз­на­ние», обо­зна­чаю­щий осо­бое соз­на­ние, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит ар­хе­тип об­раза хра­ма (imago templi).

Лит.: Шу­ку­ров Ш. М. Об­раз хра­ма=Imago templi. М., 2002; Храм зем­ной и не­бес­ный. М., 2004–2009. Т. 1–2.

Вернуться к началу