Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРА́НИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 695-696

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Башарин

ШАРА́НИ́, Абд аль-Вах­хаб ибн Ах­мад аш-Ша­ра­ни (1493, се­ле­ние Са­ки­ят-Абу-Ша­ра, Еги­пет – 1565, Ка­ир), му­сульм. бо­го­слов и су­фий. Об­ла­дал зна­чит. влия­ни­ем в Егип­те, осо­бен­но в Каи­ре. Гл. це­лью Ш. яв­ля­лось по­лу­чение бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти (ба­ра­ка) от свя­то­го (ва­ли). Этим объ­яс­ня­ет­ся его по­свя­ще­ние в 26 су­фий­ских братств. Ш. ин­те­ре­со­ва­ли све­де­ния о свя­тых, чьи гроб­ни­цы он час­то по­се­щал, и их чу­де­сах (ка­ра­мат). Ш. из­брал путь Джу­ней­да, по­сколь­ку тот со­от­вет­ст­во­вал нор­мам ша­риа­та. Осн. за­слу­гой Ш. в об­лас­ти му­сульм. пра­ва яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка тео­рии ве­сов (ми­зан). Со­глас­но ей, все че­ты­ре сун­нит­ских маз­ха­ба оди­на­ко­во пра­вы. Раз­ни­ца со­сто­ит в «уже­сто­че­нии» или «об­лег­че­нии» норм ша­риа­та. Пред­поч­ти­тель­нее сле­до­вать по пер­во­му пу­ти, но мож­но до­пус­тить и по­слаб­ле­ние в рам­ках уче­ний од­но­го из маз­ха­бов. Ш. – ав­тор бо­лее 60 трак­та­тов по ха­ди­сам, му­сульм. пра­ву и су­физ­му. На его ми­ро­воз­зре­ние по­влия­ли идеи Ку­шай­ри и аль-Га­за­ли. При­дер­жи­ва­ясь уме­рен­но­го су­физ­ма, он боль­ше ин­те­ре­со­вал­ся во­про­са­ми су­фий­ской прак­ти­ки, чем тео­ри­ей. Ш. кри­ти­ко­вал ни­щен­ст­вую­щих мис­ти­ков, ис­по­ве­дую­щих без­раз­дель­ное упо­ва­ние на Бо­га (та­вак­куль) и за­твор­ни­че­ст­во. Не­смот­ря на влия­ние, ока­зан­ное на не­го Ибн аль-Ара­би, не при­ни­мал его док­три­ну един­ст­ва су­ще­ст­во­ва­ния (вах­дат аль-вуд­жуд).

Лит.: Шмидт А. Э. ’Абд ал-Вахха̂б-аш-Ша‘ра̂ний (973/1565 г.) и его Кни­га рас­сы­пан­ных жем­чу­жин. СПб., 1914; Winter M. Society and religion in early Ottoman Egypt: Studies in the writings of ‘Abd al-Wahhāb al-Sha‘rānī. New Brunswick; L., 1982.

Вернуться к началу