Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАКТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 676-677

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Пахомов

ШАКТИ́ЗМ (от санскр. śakti – си­ла, энер­гия), на­прав­ле­ние в ин­ду­из­ме, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит культ ве­ли­кой бо­ги­ни (Дэ­ви, или Шак­ти).

Ш. име­ет доа­рий­ское про­ис­хо­ж­де­ние, вос­хо­дит к древ­ним або­ри­ген­ным нар. куль­там жен­ских бо­жеств, рас­про­стра­нён­ным по все­му Ин­до­ста­ну. В ор­би­те ин­ду­из­ма Ш. ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся при­мер­но с сер. 1-го тыс. н. э., ко­гда об­ра­зы мно­го­числ. не­арий­ских бо­гинь на­чи­на­ют трак­то­вать­ся как фор­мы, ас­пек­ты и функ­ции об­раза Дэ­ви. За­час­тую Ш. рас­смат­ри­ва­ет­ся как от­ветв­ле­ние ши­ва­из­ма. Уче­ние по­сле­до­ва­те­лей Ш. от­ра­же­но в свя­щен­ных про­из­ве­де­ни­ях – тан­трах, тра­диц. чис­ло ко­то­рых – 64 (в ре­аль­но­сти го­раз­до боль­ше).

На ос­но­ве Ш. поя­ви­лись разл. ре­лиг. шко­лы. В Ш. по­пу­ляр­ны куль­ты жен­ских бо­жеств – йо­ги­ни и «ма­те­ри» (мат­ри­ки), час­то ком­би­ни­рую­щих­ся в груп­пы. Боль­шое зна­че­ние име­ет по­кло­не­ние 10 бо­ги­ням из груп­пы Да­ша­ма­ха­ви­дья (букв. – де­сять ве­ли­ких форм зна­ния). В Ш. счи­та­ет­ся, что пре­бы­ваю­щий за пре­де­ла­ми вре­ме­ни, про­стран­ст­ва и при­чин­но­сти Аб­со­лют со­дер­жит в се­бе и муж­ской (Ши­ва), и жен­ский (Шак­ти) пер­во­прин­ци­пы, при этом для шак­ти­стов жен­ский пер­во­прин­цип го­раз­до важ­нее. По­сле­до­ва­те­ли Ш. под­чёр­ки­ва­ют ак­тив­ную при­ро­ду Шак­ти по срав­не­нию с пас­сив­но­стью муж­ско­го на­ча­ла: без Шак­ти Ши­ва «не спо­со­бен да­же по­ше­ве­лить­ся». В ря­де тек­стов (напр., в «Са­ун­да­рья-ла­ха­ри») Аб­со­лют сам пред­ста­ёт в ви­де жен­ско­го бо­же­ст­ва. Мир про­ни­зан по­то­ка­ми энер­гии, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой ча­ст­ные про­цес­сы выс­шей Шак­ти.

С це­лью дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния и тем са­мым при­об­щить­ся к Аб­со­лю­ту адеп­ты Ш. ис­поль­зу­ют разл. ду­хов­ные прак­ти­ки, по мес­ту в ре­лиг.-со­ци­аль­ной ор­то­док­сии под­раз­де­ляю­щие­ся на два ви­да: дак­ши­на­ча­ра (букв. – пра­вый об­раз жиз­ни, или т. н. путь пра­вой ру­ки), ко­то­рый в це­лом со­гла­су­ет­ся с ор­то­док­саль­ной тра­ди­ци­ей ин­ду­из­ма, и ва­ма­ча­ра (букв. – ле­вый об­раз жиз­ни, или «путь ле­вой ру­ки»), вклю­чаю­щий в се­бя разл. ри­ту­аль­ные и пси­хо­тех­нич. про­це­ду­ры, в т. ч. и шо­ки­рую­щие об­ществ. мо­раль (ис­поль­зо­ва­ние ри­ту­аль­но «не­чис­тых» ин­гре­ди­ен­тов – ви­на, мя­са; со­во­ку­п­ле­ние). К дак­ши­на­ча­ре тра­ди­ци­он­но от­но­сят шко­лу шри­ви­дья, рас­про­стра­нён­ную и ны­не (Юж. Ин­дия), а к ва­ма­ча­ре – ка­ли­ку­лу (Сев. Ин­дия). Счи­та­ет­ся, что адепт спо­со­бен об­рес­ти ос­во­бо­ж­де­ние ещё при жиз­ни, для че­го не­об­хо­ди­ма осо­бая ми­лость Шак­ти.

Ш. от­ри­ца­ет ас­ке­тизм и от­стаи­ва­ет жиз­не­ут­вер­ждаю­щую по­зи­цию; мир мыс­лит­ся как во­пло­ще­ние Бо­же­ст­ва. При­ме­ча­тель­на и та­кая фор­му­ла Ш., как «мук­ти – бхук­ти», т. е. гар­мо­нич­ное со­че­та­ние цен­но­стей ду­хов­но­го ос­во­бо­ж­де­ния (мук­ти) и все­го спек­тра зем­но­го жиз­нен­но­го опы­та, на­пол­нен­но­го ощу­ще­ни­ем ре­аль­но­го при­сут­ст­вия Бо­ги­ни (бхук­ти), а так­же об­ре­те­ния сверхъ­ес­тествен­ных спо­соб­но­стей (сидд­хи). По­сколь­ку в Ш. по­чи­та­ет­ся жен­ское на­ча­ло, все жен­щи­ны счи­та­ют­ся во­пло­ще­ния­ми са­мой Шак­ти; адеп­ты Ш. час­то вы­би­ра­ют свои­ми ду­хов­ны­ми на­став­ни­ка­ми (гу­ру) жен­щин. Ш. не одоб­ря­ет на­си­лия в от­но­ше­нии жен­щин и их уни­жен­но­го по­ло­же­ния в со­циу­ме. Важ­ным куль­то­вым объ­ек­том Ш. яв­ля­ет­ся йо­ни – сим­вол де­то­род­но­го жен­ско­го ор­га­на (час­то в со­че­та­нии с лин­гой – муж­ским сим­во­лом), по­ни­мае­мо­го в смыс­ле не­про­яв­лен­но­го «чре­ва», в ко­то­ром за­ро­ж­да­ет­ся Все­лен­ная.

По­ми­мо «школь­ных» шак­ти­ст­ских тра­ди­ций, су­ще­ст­ву­ет так­же на­род­ный Ш., в ко­то­ром по­чи­та­ет­ся не столь­ко еди­ная транс­цен­дент­ная энер­гия Шак­ти, сколь­ко отд. ре­гио­наль­ные жен­ские бо­же­ст­ва.

Вернуться к началу