ШАКТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАКТИ́ЗМ (от санскр. śakti – сила, энергия), направление в индуизме, в основе которого лежит культ великой богини (Дэви, или Шакти).
Ш. имеет доарийское происхождение, восходит к древним аборигенным нар. культам женских божеств, распространённым по всему Индостану. В орбите индуизма Ш. активно развивается примерно с сер. 1-го тыс. н. э., когда образы многочисл. неарийских богинь начинают трактоваться как формы, аспекты и функции образа Дэви. Зачастую Ш. рассматривается как ответвление шиваизма. Учение последователей Ш. отражено в священных произведениях – тантрах, традиц. число которых – 64 (в реальности гораздо больше).
На основе Ш. появились разл. религ. школы. В Ш. популярны культы женских божеств – йогини и «матери» (матрики), часто комбинирующихся в группы. Большое значение имеет поклонение 10 богиням из группы Дашамахавидья (букв. – десять великих форм знания). В Ш. считается, что пребывающий за пределами времени, пространства и причинности Абсолют содержит в себе и мужской (Шива), и женский (Шакти) первопринципы, при этом для шактистов женский первопринцип гораздо важнее. Последователи Ш. подчёркивают активную природу Шакти по сравнению с пассивностью мужского начала: без Шакти Шива «не способен даже пошевелиться». В ряде текстов (напр., в «Саундарья-лахари») Абсолют сам предстаёт в виде женского божества. Мир пронизан потоками энергии, которые представляют собой частные процессы высшей Шакти.
С целью достичь освобождения и тем самым приобщиться к Абсолюту адепты Ш. используют разл. духовные практики, по месту в религ.-социальной ортодоксии подразделяющиеся на два вида: дакшиначара (букв. – правый образ жизни, или т. н. путь правой руки), который в целом согласуется с ортодоксальной традицией индуизма, и вамачара (букв. – левый образ жизни, или «путь левой руки»), включающий в себя разл. ритуальные и психотехнич. процедуры, в т. ч. и шокирующие обществ. мораль (использование ритуально «нечистых» ингредиентов – вина, мяса; совокупление). К дакшиначаре традиционно относят школу шривидья, распространённую и ныне (Юж. Индия), а к вамачаре – каликулу (Сев. Индия). Считается, что адепт способен обрести освобождение ещё при жизни, для чего необходима особая милость Шакти.
Ш. отрицает аскетизм и отстаивает жизнеутверждающую позицию; мир мыслится как воплощение Божества. Примечательна и такая формула Ш., как «мукти – бхукти», т. е. гармоничное сочетание ценностей духовного освобождения (мукти) и всего спектра земного жизненного опыта, наполненного ощущением реального присутствия Богини (бхукти), а также обретения сверхъестественных способностей (сиддхи). Поскольку в Ш. почитается женское начало, все женщины считаются воплощениями самой Шакти; адепты Ш. часто выбирают своими духовными наставниками (гуру) женщин. Ш. не одобряет насилия в отношении женщин и их униженного положения в социуме. Важным культовым объектом Ш. является йони – символ детородного женского органа (часто в сочетании с лингой – мужским символом), понимаемого в смысле непроявленного «чрева», в котором зарождается Вселенная.
Помимо «школьных» шактистских традиций, существует также народный Ш., в котором почитается не столько единая трансцендентная энергия Шакти, сколько отд. региональные женские божества.