Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАСОСЛО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 411-412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Никитин

ЧАСОСЛО́В (греч. ὡρολόγιον ), бо­го­слу­жеб­ная кни­га вос­точ­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Со­дер­жит не­из­ме­няе­мые служ­бы су­точ­но­го кру­га: по­лу­нощ­ни­цу, ут­ре­ню, 1, 3 и 6-й ча­сы (от­счи­ты­ва­ют­ся от вос­хо­да солн­ца; в Ро­ж­де­ст­вен­ский и Пет­ров­ский по­сты до­бав­ля­ют­ся меж­до­ча­сия), изо­бра­зи­тель­ны (из­на­чаль­но – чин при­ча­ще­ния вне ли­тур­гии), мо­лит­вы днев­ной (чин па­на­гии) и ве­чер­ней тра­пез, 9-й час, ве­чер­ню, по­ве­че­рие, биб­лей­ские и гим­но­гра­фич. тек­сты (в т. ч. «Све­те ти­хий») и мо­лит­вы (напр., Ва­си­лия Ве­ли­ко­го). В рас­ши­рен­ный, Ве­ли­кий ча­со­слов вхо­дят и из­ме­няе­мые час­ти бо­го­слу­же­ния – тро­па­ри, кон­да­ки, бо­го­ро­дич­ны, ан­ти­фо­ны, сти­хи­ры, ка­ноны, ака­фи­сты, служ­бы (в т. ч. чин 12 псал­мов), ме­ся­це­слов и пр. Име­ет неск. ти­пов.

Cтруктура Ч. от­ра­жа­ет су­точ­ный круг мо­на­ше­ско­го бо­го­слу­же­ния, сло­жив­ший­ся в 4 в. на ос­но­ве ке­лей­ной мо­лит­вы по ча­сам. Наи­бо­лее древ­ней яв­ля­ет­ся схе­ма Ч. из 12 днев­ных и 12 ноч­ных псал­мов, ве­ро­ят­но вос­хо­дя­щая к еги­пет­ской прак­ти­ке [от­ра­же­на в Алек­сан­д­рий­ской Биб­лии (ко­дек­се) 5 в.]. Не позд­нее 6 в. в гор. мо­на­ше­ских об­щи­нах на ос­но­ве ие­ру­са­лим­ско­го ка­фед­раль­но­го бо­го­слу­же­ния сло­жил­ся па­ле­стин­ский Ч. (впер­вые кос­вен­но упо­ми­на­ет­ся в Жи­тии Сав­вы Ос­вя­щен­но­го, ран­ние греч. спи­ски 9 в.).

Си­рий­ский (ара­мей­ский) Ч. (ран­ний спи­сок 12 в.) от­ра­жа­ет па­ле­стин­скую прак­ти­ку 8–9 вв. и име­ет ряд от­ли­чий: в со­ста­ве ут­ре­ни нет псал­мов 19, 20, 148–150, 2-й пес­ни Мои­сея (Втор. 32:1–43) и ве­ли­ко­го сла­во­сло­вия; на ве­чер­не на «Гос­по­ди воз­звах» по­ме­щён лишь пс. 140, нет мо­лит­вы «Спо­до­би, Гос­по­ди» и пс. 122; по­лу­нощ­ни­ца не име­ет осо­бых ва­ри­ан­тов для суб­бот и вос­кре­се­ний, нет мо­лит­вы Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, но есть ве­ли­кое сла­во­сло­вие, вме­сто псал­мов 120 и 133 вклю­че­на мо­лит­ва ца­ря Езе­кии (Ис. 38:9–20); до­бав­ле­ны тро­па­ри на бла­жен­нах для изо­бра­зи­тель­ных.

Копт­ский и эфи­оп­ский Ч. от­ли­ча­ют­ся от па­ле­стин­ско­го чис­лом псал­мов (12), раз­де­ле­ни­ем тек­стов ме­ж­ду по­лу­нощ­ни­цей и ут­рен­ни­ми служ­ба­ми, на­ли­чи­ем еван­гель­ских чте­ний, мо­лит­вен­ных при­зы­ва­ний к ан­ге­лам и Бо­го­ро­ди­це («са­лам» – «мир»; ана­ло­гич­ны при­пе­вам «ра­дуй­ся» в ака­фи­сте), тро­па­рей и бо­го­ро­дич­нов, де­ле­ни­ем биб­лей­ских пе­сен на вет­хо­за­вет­ные и но­во­за­вет­ные груп­пы с ве­ли­ким сла­во­сло­ви­ем ме­ж­ду ни­ми.

На ру­бе­же 8–9 вв. Фео­дор Сту­дит ввёл па­ле­стин­ский Ч. в мо­на­ше­ское бо­го­слу­же­ние Кон­стан­ти­но­по­ля, что вы­зва­ло его рас­про­стра­не­ние по все­му ви­зант. ареа­лу и на Ру­си. В слав. сту­дий­ских Ч., из­вест­ных с 13 в., от­сут­ст­ву­ет, как пра­ви­ло, по­лу­нощ­ни­ца (вме­сто неё ино­гда идёт ке­лей­ный чин по­лу­нощ­но­го пе­ния с 17-й ка­физ­мой), вклю­че­ны ут­рен­нее пра­ви­ло и пс. 6 в на­ча­ле ут­ре­ни и ве­чер­ни, биб­лей­ские пес­ни в ут­ре­ни, а в кон­це обед­ни и ве­чер­ни – осо­бые мо­лит­вы Ки­рил­ла Ту­ров­ско­го. 3, 6, 9-й ча­сы, изо­бра­зи­тель­ны и тра­пез­ные мо­лит­вы объ­е­ди­не­ны в чин обед­ний, или чин ча­сам. Варь­и­ру­ет со­став псал­мов на по­ча­си­ях (меж­до­ча­си­ях – 7, 8, 10, 11 и 12-м ча­сах). По­ве­че­рие име­ну­ет­ся ма­лым ме­фи­мо­ном, а чин 12 ноч­ных псал­мов – ве­ли­ким ме­фи­мо­ном или ноч­ны­ми ча­са­ми.

В 12–14 вв. при пе­ре­хо­де бо­го­слу­жения на Ие­ру­са­лим­ский ус­тав Ч. при­об­рёл совр. со­став. Ч., из­дан­ный по­сле ре­фор­мы пат­ри­ар­ха Ни­ко­на (М., 1656), на­чи­нал­ся не с ве­чер­ни, а с по­лу­нощ­ни­цы.

На За­па­де в кон. 13 в. поя­ви­лись Ч., вклю­чав­шие ка­лен­дарь, тек­сты из Еван­ге­лий и про­роч. книг Вет­хо­го За­ве­та, ча­сы (служ­бы) Де­вы Ма­рии, Стра­стей и Св. Ду­ха, по­ка­ян­ные псал­мы, ли­та­нии свя­тым, по­ми­наль­ную служ­бу и ино­гда от­рыв­ки из фи­лос. и свет­ских со­чи­не­ний.

Лит.: Ча­со­слов Эфи­оп­ской Церк­ви. СПб., 1897; Диа­ков­ский Е. П. По­сле­до­ва­ние ча­сов и изо­бра­зи­тель­ных. К., 1913; Borgia N.Ωρο-λόγιον: «Diurno» delle Chiese di rito bizan­tino. Roma, 1929; Burmester O. H.E. The Ho­rologion of the Egyptian Church. Cairo, 1973; Сли­ва Е. Э. Ча­со­сло­вы сту­дий­ской тра­ди­ции в сла­вян­ских спи­сках XIII–XV вв. // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. СПб., 1999. Т. 51; Ис­прав­ле­ние бо­го­служеб­ных книг при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не (1654–1666): Треб­ник и Ча­со­слов. Томск, 2007; Lutzka C. Die klein­en Horen des byzan­tinischen Stunden­gebetes und ihre geschicht­liche Entwicklung. 2. Aufl. B., 2010.

Вернуться к началу