Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 403-404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ЧАНЬ, кит. шко­ла буд­диз­ма, ос­но­ван­ная ин­дий­цем Бод­хид­хар­мой в нач. 6 в. На­зва­ние яв­ля­ет­ся транс­ли­те­ра­ци­ей сан­ск­рит­ско­го тер­ми­на дхья­на – со­зер­ца­ние, ме­ди­та­ция, ко­то­рая яв­ля­ет­ся гл. ду­хов­ной прак­ти­кой Ч. Шко­ла ве­дёт пре­ем­ст­вен­ность от Буд­ды Шакь­я­му­ни и На­гард­жу­ны, раз­де­ляя воз­зре­ние по­след­не­го о то­ж­де­ст­ве сан­са­ры и нир­ва­ны. Мон. Шао­линь стал цен­тром рас­про­стра­не­ния Ч., учив­ше­го пре­бы­вать в со­зер­ца­нии, за­ни­ма­ясь лю­бы­ми ви­да­ми че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, в т. ч. и бое­вы­ми ис­кус­ст­ва­ми. Ис­ход­ные идеи Бод­хид­хар­мы о пе­ре­да­че ис­ти­ны «от серд­ца к серд­цу» вне пи­са­ний и ре­чей, о про­ник­но­ве­нии в собств. из­на­чаль­ную при­ро­ду, ко­то­рое и есть ис­ко­мое со­стоя­ние Буд­ды, бы­ли мно­го­крат­но ум­но­же­ны и раз­ви­ты в осо­бых чань­ских ду­хов­ных прак­ти­ках. Они вне­сли ог­ром­ный вклад в лит-ру, иск-во и раз­ви­тие куль­ту­ры в це­лом как в Ки­тае, так и в др. стра­нах Даль­не­го Вос­то­ка. Пер­вые 6 кит. пат­ри­ар­хов Ч. вве­ли но­вые спо­со­бы про­бу­ж­де­ния ума уче­ни­ков и раз­ру­ше­ния двой­ст­вен­но­сти мыш­ле­ния. О них мож­но су­дить по па­ра­док­саль­ным тек­стам вэнь-да (япон. мон­до) – во­прос­но-от­вет­ной бе­се­де, ли­шён­ной ло­ги­ки (бес­связ­ной), и гунъ­ань (япон. ко­ан) – по­этич. за­ри­сов­ке, со­дер­жа­щей ра­цио­наль­но не­раз­ре­ши­мую за­гад­ку. И те и дру­гие тек­сты со­сре­до­то­чен­но созер­ца­ют­ся ра­ди про­блес­ка ин­туи­ции. Эти же мас­те­ра вве­ли в оби­ход буд­дий­ско­го мо­на­ше­ст­ва фи­зич. труд, тре­ни­ров­ку те­ла, еди­но­бор­ст­ва и т. д. В 8–10 вв. шко­ла раз­де­ли­лась на 5 тол­ков, из ко­то­рых два – линь­цзи (япон. ринд­зай) и цао­дун (япон. со­то) ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны и по­ны­не. См. так­же Дзен.

Вернуться к началу