Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЛИБА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 273-274

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Аникьев

ЦЕЛИБА́Т (от лат. caelebs, род. п. caeli­bis – хо­ло­стой), в хри­сти­ан­ст­ве – жизнь в це­ло­муд­рен­ном без­бра­чии по дан­но­му обе­ту; ат­ри­бут мо­на­ше­ст­ва; в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви ус­ло­вие до­пу­ще­ния к свя­щен­ст­ву; обыч­но тер­мин при­ме­ня­ет­ся к муж­чи­нам.

В ран­не­хри­сти­ан­ской Церк­ви же­на­тые муж­чи­ны мог­ли быть об­ле­че­ны лю­бым свя­щен­ным са­ном, по­сле че­го, как пра­ви­ло, пре­кра­ща­ли суп­ру­же­ское со­жи­тель­ст­во. С 5 в. на Вос­то­ке во­зоб­ла­да­ла прак­ти­ка не­до­пу­ще­ния же­на­тых муж­чин к епи­скоп­ско­му ру­ко­по­ло­же­нию. На За­па­де в то же вре­мя офор­ми­лась тра­ди­ция не до­пус­кать же­на­тых ко всем чи­нам свя­щен­ст­ва (на­чи­ная с суб­диа­ко­на­та). В 11–12 вв. в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы Ц. ду­хо­вен­ст­ва был за­кре­п­лён в ка­че­ст­ве ка­но­нич. нор­мы (Рим­ские со­бо­ры 1049, 1074; II Ла­те­ран­ский со­бор, 1139, и др.).

В совр. прак­ти­ке Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви Ц. яв­ля­ет­ся не­пре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ем для ру­ко­по­ло­же­ния в сан пре­сви­те­ра (Ко­декс ка­но­нич. пра­ва, Ка­нон 227, § 1); при­ня­тие же­на­тых муж­чин в сан диа­ко­на до­пус­ка­ет­ся. Вост. ка­то­лич. церк­ви (см. Уни­ат­ст­во) со­хра­ня­ют пра­во иметь же­на­тых пре­сви­те­ров. В РПЦ с 19 в. су­ще­ст­ву­ет прак­ти­ка це­ли­бат­но­го ру­ко­по­ло­же­ния бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва. По­ня­тие Ц. ино­гда ис­поль­зу­ет­ся при­ме­ни­тель­но к обе­там без­бра­чия и в др. ре­ли­ги­ях (буд­дизм, ин­ду­изм, др.-рим. ре­ли­гия).

Лит.: Lea H. C. History of sacerdotal celibacy in the Christian Church. 4th ed. L., 1932; Cochini C. Les origines apostoliques du célibat sacerdotal. P., 1981; Cholij R. Clerical celibacy in East and West. Leominster, 1988; Stickler A. M. Der Klerikerzölibat: Seine Ent­wicklungsgeschichte und seine theologischen Grundlagen. Abensberg, 1993; Parish H. L. Clerical celibacy in the West, c. 1100–1700. Farnham, 2010; Гар­ри­до Х. Хри­сти­ан­ский це­ли­бат: Ве­ли­чие и ни­ще­та. М., 2011.

Вернуться к началу