Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦВИ́НГЛИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 264-265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Смирнова

ЦВИ́НГЛИ (Zwingly) Уль­рих (1.1.1484, Вильд­ха­ус, кан­тон Санкт-Гал­лен – 11.10.1531, Кап­пель-ам-Аль­бис, кан­тон Цю­рих), швейц. тео­лог и гу­ма­нист, дея­тель Ре­фор­ма­ции, ос­но­ва­тель те­че­ния в про­тес­тан­тиз­ме – цвинг­ли­ан­ст­ва.

У. Цвингли. Портрет художника Г. Аспера. Ок. 1531. Музей изобразительных искусств. Винтертур (Швейцария).

Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го ста­рос­ты. Учил­ся в Вен­ском (1498–1502) и Ба­зель­ском (1502–04) ун-тах. По­лу­чив сте­пень ма­ги­ст­ра (1506), стал при­ход­ским свя­щен­ни­ком в Гла­ру­се (1506–16). В ка­че­ст­ве ка­пел­ла­на уча­ст­во­вал в Италь­ян­ских вой­нах (по­хо­ды 1512 и 1515), по­сле че­го на­чал ак­тив­но вы­сту­пать про­тив сис­те­мы во­ен. на­ём­ни­че­ст­ва, чем вы­звал не­удо­воль­ст­вие вла­стей и был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Гла­рус. В 1516–18 слу­жил в бе­не­дик­тин­ском мо­на­сты­ре в Эйн­зи­дель­не; с 1516 со­сто­ял в пе­ре­пис­ке с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским (был лич­но зна­ком с ним).

С 1519 Ц. – свя­щен­ник в Боль­шом ка­фед­раль­ном со­боре Цю­ри­ха (Гросс­мюн­стер), где на­ча­лась его ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность: вы­сту­п­ле­ния про­тив це­ли­ба­та [сам Ц. же­нил­ся в 1522(?) на Ан­не Рейн­харт (1484–1538)], по­стов, ин­дуль­ген­ций, епи­ско­па­та, что вы­зва­ло кон­фликт с цер­ков­ны­ми вла­стя­ми, пре­ж­де все­го с епи­ско­пом Кон­станц­ским. В тео­ло­гич. дис­пу­те (1523) Ц. об­на­ро­до­вал свои «67 те­зи­сов», со­дер­жа­щих про­грам­му ре­лиг. и по­ли­тич. но­во­вве­де­ний: за­кры­тие мо­на­сты­рей и пре­вра­ще­ние их в шко­лы, боль­ни­цы, при­юты; от­каз от икон, мес­сы; ис­клю­чит. пра­ва ре­лиг. об­щи­ны в ду­хов­ной и свет­ской сфе­ре, вы­бор­ная власть. В то же вре­мя Ц. осу­дил уче­ние и дея­тель­ность ана­бап­ти­стов за ра­ди­ка­лизм. Гор. со­вет Цю­ри­ха, на­се­ле­ние го­ро­да и кан­то­на под­дер­жа­ли Ц. В по­сле­дую­щих дис­пу­тах (Ба­ден, 1526; Берн, 1528) сто­ро­ну Ц. при­ня­ли др. рефор­ма­то­ры: И. Эко­лам­па­дий (1482–1531) и В. Ка­пи­тон (Ба­зель), М. Бу­цер (1491–1551, Страс­бург), И. Ва­ди­ан (1484–1551, Санкт-Гал­лен), Б. Гал­лер (1492–1538, Берн). Ц. при­нял дея­тель­ное уча­стие в пе­ре­во­де и из­да­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния на нем. яз. («Цю­рих­ская Биб­лия», 1524–29).

Уча­стие Ц. в ре­лиг.-по­ли­тич. про­ек­тах за пре­де­ла­ми Цю­ри­ха не име­ло ус­пе­ха. По­пыт­ка ланд­гра­фа Фи­лип­па Гес­сен­ско­го (1509–67) при­влечь швейц. ре­фор­ма­то­ра к соз­да­нию про­тес­тант­ской коа­ли­ции, для че­го бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на встре­ча Ц. с М. Лю­те­ром (Мар­бург, 1529), не при­ве­ла к по­ло­жи­тель­но­му ре­зуль­та­ту. Стрем­ле­ние цю­рих­цев рас­про­стра­нить Ре­фор­ма­цию на тер­ри­то­рии кан­то­нов, вер­ных ка­то­лич. Церк­ви (Швиц, Ури, Лю­церн и др.), спро­во­ци­ро­ва­ло Пер­вую (1529) и Вто­рую (1531) Кап­пель­ские вой­ны, за­кон­чив­шие­ся по­ра­же­ни­ем про­тес­тан­тов и ги­бе­лью Ц. на по­ле боя.

Ав­тор мн. тео­ло­гич. тру­дов; ря­да лит. про­из­ве­де­ний: «Бас­ня о бы­ке» (1510), «Ла­би­ринт» (1516), «Чум­ная пес­ня» (1519); по­ли­тич. пам­фле­тов: «Дру­же­ская прось­ба и при­зыв к швей­цар­цам» («Eine freundliche Bitte und Ermahnung an die Eidgenossen», 1522), «Пас­тырь» («Der Hirt», 1524) и др.

Уче­ние и дея­тель­ность Ц. ока­за­ли за­мет­ное влия­ние на ход ев­роп. Ре­фор­ма­ции и фор­ми­ро­ва­ние про­тес­тан­тиз­ма.

Соч.: Schriften. Z., 1995. Bd 1–4; Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 2005.

Лит.: Courvoisier J. Zwingli als reformierter Theologe. Neukirchen-Vluyn, 1966; Gäbler U. H. Zwingli: His life and work. Phil., 1986; Stephens W. P. Zwingli: An introduction of his thought. Oxf.; N. Y., 1992; Ива­нов В. В. Цвинг­ли // Куль­ту­ра Воз­ро­ж­де­ния. М., 2011. Т. 2. Кн. 2.

Вернуться к началу