ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Куропаткина

ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ, од­но из ос­нов­ных (на­ря­ду с пра­во­сла­ви­ем и ка­то­ли­циз­мом) на­прав­ле­ний в хри­сти­ан­ст­ве, воз­ник­шее в 16 в. в хо­де Ре­фор­ма­ции. Про­ис­хо­ж­де­ние тер­ми­на от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям 1529, ко­гда на рейхс­та­ге Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии, про­хо­див­шем в герм. г. Шпай­ер, бы­ло пред­ло­же­но от­ме­нить ре­ше­ние пре­ды­ду­ще­го рейхс­та­га (1526, так­же в г. Шпай­ер) о пра­ве кня­зей и им­пер­ских го­ро­дов до со­зы­ва об­ще­гер­ман­ско­го со­бо­ра са­мо­стоя­тель­но вы­би­рать ве­ро­ис­по­ве­да­ние на сво­ей тер­ри­то­рии. Сто­рон­ни­ки Ре­фор­ма­ции, не со­гла­сив­шие­ся с этим пред­ло­же­ни­ем и по­ки­нув­шие за­се­да­ние, пред­ва­ри­тель­но со­ста­вив т. н. Шпайерскую протестацию (от лат. protestatio – провозглашение), ста­ли на­зы­вать­ся про­тес­тан­та­ми. Впо­след­ст­вии тер­мин стал при­ме­нять­ся ко всем при­вер­жен­цам уче­ний, поя­вив­ших­ся в ре­зуль­та­те Ре­фор­ма­ции.

П., воз­ник­нув как со­во­куп­ность разл. те­че­ний, ни­ко­гда не пред­став­лял со­бой, в от­ли­чие от ка­то­ли­циз­ма и пра­во­сла­вия, еди­но­го це­ло­го. К круп­ней­шим на­прав­ле­ни­ям П. от­но­сят­ся лю­те­ран­ст­во, каль­ви­низм и анг­ли­кан­ст­во (см. Анг­ли­кан­ская цер­ковь), ко­то­рые при­ня­то на­зы­вать «клас­си­че­ским» П. С ни­ми свя­за­ны др. са­мо­сто­ят. кон­фес­сии, от­ли­чаю­щие­ся друг от дру­га дог­ма­ти­кой, куль­том и ор­га­ни­за­ци­ей: бап­ти­сты (см. Бап­тизм), мен­но­ни­ты, ме­то­ди­сты, ад­вен­ти­сты (см. Ад­вен­тизм), пя­ти­де­сят­ни­ки, ква­ке­ры, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь и др. Сви­де­те­лей Ие­го­вы, Цер­ковь Ии­су­са Хри­ста святых по­след­них дней (мор­мо­ны), Об­ще­ст­во хри­сти­ан­ской нау­ки и др. де­но­ми­на­ции, ге­не­ти­че­ски свя­зан­ные с П., но в сво­ём идей­ном раз­ви­тии да­ле­ко вы­шед­шие за его рам­ки (как и хри­сти­ан­ст­ва в це­лом), обыч­но от­но­сят к но­вым ре­ли­ги­оз­ным дви­же­ни­ям.

История

П. воз­ник в 16 в. в Зап. Ев­ро­пе в свя­зи с дея­тель­но­стью М. Лю­те­ра, У. Цвинг­ли, Ж. Каль­ви­на, Ф. Ме­лан­хто­на, М. Бу­це­ра, Г. Бул­лин­ге­ра, Т. Кран­ме­ра и др. Для П. в це­лом ха­рак­тер­но ут­вер­жде­ние о не­об­хо­ди­мо­сти воз­вра­ще­ния Церк­ви к ве­ре пер­вых ве­ков хри­сти­ан­ст­ва, ко­то­рая бы­ла ис­ка­же­на позд­ней­ши­ми но­ва­ция­ми ср.-век. ка­то­ли­циз­ма.

«Лютер публично сжигает книги по церковному праву и папскую буллу в Виттенберге 10 декабря 1520 года». Гравюра из книги Л. Рабуса «История Святых свидетелей Господних». 1557.

Уче­ние М. Лю­те­ра об оп­рав­да­нии ве­рой, став­шее крае­уголь­ным кам­нем П., во­пло­ти­лось в кон­цеп­ции трёх «толь­ко»: че­ло­век спа­са­ет­ся толь­ко ве­рой; он об­ре­та­ет её толь­ко че­рез ми­лость Бо­жию; ав­то­ри­те­том в де­лах ве­ры яв­ля­ет­ся толь­ко Свя­щен­ное Пи­са­ние (Sola fide – «толь­ко ве­рой», Sola gratia – «толь­ко бла­го­да­тью», Sola Scriptura – «толь­ко Пи­са­ни­ем»). Осо­бое от­но­ше­ние Лю­те­ра к Свя­щен­но­му Пи­са­нию (боль­шим вкла­дом в куль­ту­ру стал его пе­ре­вод Биб­лии на нем. яз.), осо­бен­но к но­во­за­вет­ным тек­стам как к гл. ав­то­ри­те­ту, по­слу­жи­ло при­чи­ной име­но­ва­ния его по­сле­до­ва­те­лей еван­ге­лич. хри­стиа­на­ми (в даль­ней­шем – лю­те­ра­не). Важ­ней­шие ве­ро­ис­по­вед­ные до­ку­мен­ты лю­те­ран­ст­ва – «Боль­шой ка­те­хи­зис» и «Ма­лый ка­те­хи­зис» (оба – 1529) Лю­те­ра, Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние (1530), Фор­му­ла со­гла­сия (1577) и др., со­б­ран­ные в Кни­ге со­гла­сия, из­да­ние ко­то­рой в 1580 долж­но бы­ло сви­де­тель­ст­во­вать о един­ст­ве лю­те­ран­ской Церк­ви.

Др. влия­тель­ное дви­же­ние в Ре­фор­ма­ции воз­ник­ло не­за­ви­си­мо от лю­те­ран­ст­ва в Швей­ца­рии и свя­за­но с док­три­ной цю­рих­ско­го свящ. У. Цвинг­ли, со­глас­ной с уче­ни­ем Лю­те­ра в ба­зо­вых иде­ях (опо­ра на Свя­щен­ное Пи­са­ние, рез­кая кри­ти­ка схо­ла­стич. бо­го­сло­вия, прин­ци­пы «оп­рав­да­ния ве­рой» и «все­об­ще­го свя­щен­ст­ва»), но от­ли­чаю­щей­ся бо­лее ра­цио­на­ли­стич­ной трак­тов­кой Ев­ха­ри­стии и бо­лее по­сле­до­ва­тель­ной кри­ти­кой цер­ков­ных об­ря­дов. С сер. 1530-х гг. раз­ви­тие ре­фор­ма­ци­он­ных идей и их во­пло­ще­ние в жизнь в Швей­ца­рии свя­за­ны с име­нем Ж. Каль­ви­на и его дея­тель­но­стью в Же­не­ве. Гл. по­ло­же­ния уче­ния Каль­ви­на – трак­тов­ка кон­цеп­ции пре­д­о­пре­де­ле­ния и соз­да­ние мо­де­ли цер­ков­но­го и гос. уст­рой­ст­ва, пред­став­лен­ные в соч. «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре» (1539). К ру­бе­жу 16–17 вв. по­сле­до­ва­те­ли Цвинг­ли и Каль­ви­на объе­ди­ни­лись в од­но дви­же­ние – каль­ви­низм. Важ­ней­шие ве­ро­ис­по­вед­ные до­ку­мен­ты каль­ви­низ­ма – Гей­дель­берг­ский ка­те­хи­зис (1563), Ка­но­ны Дор­дрехт­ско­го си­но­да (1618–19) и Вест­мин­стер­ское ис­по­ве­да­ние ве­ры (1647).

«Английский король Эдуард VI и папа Римский». Аллегорическое обличение папы, поверженного английским изданием Библии. Картина неизвестного художника. Национальная портретная галерея (Лондон).

Третье круп­ное на­прав­ле­ние П. – анг­ли­кан­ст­во – поя­ви­лось в хо­де ре­фор­маци­он­ных пре­об­ра­зо­ва­ний в церк­ви Анг­лии, на­ча­тых по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Ген­ри­ха VIII. Англ. пар­ла­мент в 1529–1536 при­нял ряд ста­ту­тов, сфор­ми­ро­вав­ших не­за­ви­си­мую от Ри­ма нац. Цер­ковь, с 1534 под­чи­нён­ную ко­ро­лю. В 1536 при­нят пер­вый ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент анг­ли­кан­ст­ва – «Де­сять ста­тей», со­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го стал ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский То­мас Кран­мер (1489–1556), гл. идео­лог англ. Ре­фор­ма­ции. Док­три­на анг­ли­кан­ст­ва от­ра­же­на в Кни­ге об­щих мо­литв (1549, 2-я ред. – 1552), Кни­ге про­по­ве­дей (1548–53), «Три­дца­ти де­вя­ти стать­ях» (1563). Про­ве­де­ние Ре­фор­ма­ции «свер­ху», ком­про­мисс­ный ха­рак­тер пре­об­ра­зо­ва­ний, со­хра­не­ние цер­ков­ной ие­рар­хии с апо­столь­ским пре­ем­ст­вом ру­ко­по­ло­же­ний (этим оп­ре­де­ле­но ещё од­но на­зва­ние анг­ли­кан­ской Церк­ви – Епи­ско­паль­ная цер­ковь) по­зво­ля­ют счи­тать анг­ли­кан­ст­во са­мым уме­рен­ным те­че­ни­ем про­тес­тан­тиз­ма.

Со 2-й пол. 16 в. рас­хо­ж­де­ния в про­тес­тант­ской тео­рии и прак­ти­ке по­слу­жи­ли при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния разл. те­че­ний в ре­фор­ма­ци­он­ном дви­же­нии. В Анг­лии поя­ви­лись пу­ри­та­не, вы­сту­пав­шие за очи­ще­ние Анг­ли­кан­ской церк­ви от на­сле­дия ка­то­лич. тра­ди­ций. В каль­ви­низ­ме по прин­ци­пу уст­рой­ст­ва об­щин про­изо­ш­ло раз­де­ле­ние на пре­сви­те­ри­ан (управ­ляе­мых вы­бор­ной кон­си­сто­ри­ей во гла­ве с пре­сви­те­ром) и кон­гре­га­цио­на­ли­стов (про­воз­гла­сив­ших пол­ную ав­то­но­мию об­щин). Об­щи­ны континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими (см. Ре­фор­ма­ты). Реформатиские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. По­ле­ми­зи­ро­вав­ший с Каль­ви­ном исп. тео­лог М. Сер­вет стал од­ним из пер­вых про­по­вед­ни­ков уни­та­ри­ан­ст­ва – уче­ния, от­вер­гаю­ще­го дог­мат о Св. Трои­це и Бо­го­че­ло­ве­че­ст­ве Ии­су­са Хри­ста (см. Уни­та­рии). Во 2-й пол. 16 в. уни­та­ри­ан­ст­во рас­про­стра­ни­лось в Поль­ше, Лит­ве, Венг­рии, в 17 в. – в Анг­лии, в 19 в. – в США.

Ре­фор­ма­ция и П. на­шли ши­ро­кую под­держ­ку разл. сло­ёв ев­роп. об­ще­ст­ва, жиз­не­спо­соб­ность но­во­го ре­лиг. дви­же­ния во мно­гом оп­ре­де­ли­ла воз­мож­ность вы­ра­зить со­ци­аль­ный про­тест с апел­ля­ци­ей к биб­лей­ским за­по­ве­дям. В Гер­ма­нии и швейц. Цю­ри­хе ак­тив­ную про­по­ведь об ут­вер­жде­нии со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти в об­ще­ст­ве на­ча­ли ана­бап­ти­сты. Под­верг­шие­ся жес­то­ким го­не­ни­ям и от ка­то­ли­ков, и от «клас­си­че­ских» про­тес­тан­тов ана­бап­ти­сты бе­жа­ли в Гол­лан­дию, Анг­лию, Че­хию, Мо­ра­вию (гут­те­ри­ты), позд­нее – в Сев. Аме­ри­ку. Часть ана­бап­ти­стов сли­лась с по­сле­до­ва­те­ля­ми т. н. Мо­рав­ской церк­ви и в 18 в. об­ра­зо­ва­ла об­щи­ну герн­гу­те­ров (см. в ст. Мо­рав­ские бра­тья). Наи­бо­лее из­вест­ная ана­бап­ти­ст­ская де­но­ми­на­ция – мен­но­нит­ст­во, на­зван­ная по име­ни её ос­но­ва­те­ля нидерл. свящ. Мен­но Си­мон­са, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­ро­го вы­бра­ли эмиг­ра­цию как фор­му пас­сив­но­го со­ци­аль­но­го про­тес­та. От мен­но­ни­тов во 2-й пол. 17 в. от­де­ли­лись ами­ши. Под влия­ни­ем идей ана­бап­ти­стов и мен­но­ни­тов в сер. 17 в. в Анг­лии поя­ви­лось ква­кер­ст­во, от­ли­чаю­щее­ся уче­ни­ем о «внут­рен­нем све­те», не­обыч­ной для 17 в. со­ци­аль­ной эти­кой (от­ри­ца­ние со­ци­аль­ной ие­рар­хии, раб­ст­ва, пы­ток, смерт­ной каз­ни, бес­ком­про­мисс­ный па­ци­физм, ве­ро­тер­пи­мость).

Для про­тес­тант­ской тео­ло­гии 17–18 вв. ха­рак­тер­на идея о том, что Цер­ковь долж­на со­сто­ять толь­ко из соз­на­тель­но об­ращён­ных лю­дей, пе­ре­жив­ших лич­ную встре­чу со Хри­стом и дея­тель­ное по­кая­ние. В «клас­си­че­ском» П. вы­ра­зи­те­ля­ми этой идеи ста­ли пие­ти­сты (см. Пие­тизм) в лю­те­ран­ст­ве и ар­ми­ниа­не (см. Ар­ми­ни­ан­ст­во) в каль­ви­низ­ме. В кон. 17 в. из пие­ти­стов в отд. де­но­ми­на­цию вы­де­ли­лась за­кры­тая об­щи­на дан­ке­ров.

В 1609 в Гол­лан­дии из груп­пы англ. пу­ри­тан об­ра­зо­ва­лась об­щи­на по­сле­до­ва­те­лей Дж. Сми­та – бап­ти­сты, вскоре раз­де­лив­шие­ся на «об­щих» (последователей Смита) и «ча­ст­ных» (последователей английского пастора Г. Джейкоба, в 1616 основавшим общину в Лондоне). В 1639 бап­тизм поя­вил­ся в Сев. Аме­ри­ке и ны­не яв­ля­ет­ся са­мой круп­ной про­тес­тант­ской де­но­ми­на­ци­ей в США.

Пресвитерианская церковь Трон-кирк в Эдинбурге. 1636–47. Архитектор Дж. Милн. Фото Д. В. Соловьёва

Гл. осо­бен­но­стью ме­то­диз­ма, воз­ник­ше­го в Ве­ли­ко­бри­та­нии в нач. 18 в., яв­ля­ет­ся уче­ние об «ос­вя­ще­нии»: сво­бод­ное об­ра­ще­ние че­ло­ве­ка ко Хри­сту (в ар­ми­ни­ан­ской трак­тов­ке) про­хо­дит в два эта­па: сна­ча­ла Бог ос­вя­ща­ет че­ло­ве­ка пра­вед­но­стью Хри­ста («оп­рав­ды­ваю­щая бла­го­дать»), за­тем да­ёт ему дар свя­то­сти («ос­вя­щаю­щая бла­го­дать»). Ме­то­дизм бы­ст­ро рас­про­стра­нил­ся, пре­ж­де все­го в США и в анг­лоя­зыч­ных стра­нах, бла­го­да­ря свое­об­раз­ным фор­мам про­по­ве­ди – мас­со­вым бо­го­слу­же­ни­ям под от­кры­тым не­бом, ин­сти­ту­ту стран­ст­вую­щих про­по­вед­ни­ков, до­маш­ним груп­пам, а так­же еже­год­ным кон­фе­рен­ци­ям всех слу­жи­те­лей. Из ме­то­диз­ма вы­де­ли­лись Цер­ковь На­за­ря­ни­на (1895) и Уэс­ли­ан­ская цер­ковь (см. в ст. Ме­то­дис­ты), уп­ре­кав­шие ме­то­дизм в из­лиш­нем ли­бе­ра­лиз­ме.

Де­но­ми­на­ция Пли­мут­ских брать­ев (дар­би­стов), поя­вив­шая­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1820-е гг., при­дер­жи­ва­ет­ся дис­пен­са­цио­на­ли­ст­ской док­три­ны, со­глас­но ко­то­рой ис­то­рия че­ло­ве­че­ст­ва де­лит­ся на отд. пе­рио­ды, в ка­ж­дом из них дей­ст­ву­ет ха­рак­тер­ный для не­го за­кон Бо­га. В 1840-е гг. про­изо­шёл рас­кол на «от­кры­тых» и «за­кры­тых» дар­би­стов.

Ад­вен­тизм поя­вил­ся в 1830-е гг. в США на ос­но­ве тол­ко­ва­ния биб­лей­ских тек­стов о Вто­ром при­ше­ст­вии Ии­су­са Хри­ста и воз­мож­но­сти его точ­но­го вы­чис­ле­ния. В 1863 соз­да­на ор­га­ни­за­ция са­мо­го круп­но­го те­че­ния в ад­вен­тиз­ме – Цер­ковь ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­де­ли­лись ад­вен­ти­сты-ре­фор­ми­сты, не­до­воль­ные час­тич­ным от­ка­зом ад­вен­ти­стов от па­ци­физ­ма. Ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня от­ли­ча­ют­ся от­ри­ца­ни­ем бес­смер­тия ду­ши, от­ри­ца­ни­ем рая и ада, по­чи­та­ни­ем суб­бо­ты как седь­мо­го дня слу­же­ния Бо­гу, при­зна­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния биб­лей­ско­го да­ра про­ро­че­ст­ва и ви­де­ний че­рез ос­но­ва­тель­ни­цу церк­ви Э. Уайт.

От­ли­чит. осо­бен­но­стью Но­во­апо­столь­ской церк­ви, воз­ник­шей во 2-й пол. 19 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии на ос­но­ве об­щин т. н. ир­вин­ги­ан, яв­ля­ет­ся культ «апо­сто­лов» – ру­ко­во­ди­те­лей церк­ви, чьё сло­во име­ет та­кой же ве­ро­учи­тель­ный ав­то­ри­тет, как и Биб­лия.

В 19 в. на­ме­ти­лась тен­ден­ция к раз­мы­ва­нию гра­ниц про­тес­тант­ских церк­вей. В анг­лоя­зыч­ном ми­ре это­му спо­соб­ст­во­вал ри­вай­ве­лизм – дви­же­ние, при­зы­вав­шее хри­сти­ан к по­кая­нию и лич­но­му об­ра­ще­нию. Ре­зуль­та­том ста­ло по­яв­ле­ние т. н. еван­ге­ли­ков (evangelicals) и объ­еди­нён­ных церк­вей. Еван­ге­ли­ки, поя­вив­шие­ся в США в 19 в., про­по­ве­ду­ют вне­де­но­ми­на­ци­он­ное лич­ное об­ра­ще­ние, «ро­ж­де­ние свы­ше» при осо­бом дей­ст­вии Бо­га, из­ме­няю­ще­го серд­це ве­рую­ще­го, ве­ру в кре­ст­ную жерт­ву Хри­ста и ак­тив­ное мис­сио­нер­ст­во. Кон­сер­ва­тив­ное кры­ло еван­ге­ли­ков соз­да­ло дис­пен­са­цио­на­лизм, ли­бе­раль­ное – со­ци­аль­ный еван­ге­лизм (из­ме­не­ние со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти с це­лью при­бли­же­ния её к Цар­ст­вию Бо­жию). Т. н. не­ое­ван­ге­ли­ка­лизм поя­вил­ся в 1940-х гг., объ­е­ди­нив тех, кто кри­ти­ко­вал ли­бе­раль­ных еван­ге­ли­ков за нрав­ст­вен­ный ре­ля­ти­визм, а кон­сер­ва­то­ров – за за­кры­тость и вы­сту­пал за ак­тив­ную про­по­ведь совр. сред­ст­ва­ми. Не­ое­ван­ге­ли­ка­лизм по­ро­дил в США мно­го­числ. по­пу­ляр­ные те­ле­про­грам­мы (те­ле­еван­ге­лизм) и т. н. ме­га­цер­кви – цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рых су­ще­ст­ву­ют «центр» (гл. цер­ковь во гла­ве с ру­ко­во­ди­те­лем, вы­ра­ба­ты­ваю­щая стиль бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­ди, по­со­бия для вос­крес­ных школ и со­ци­аль­ной ра­бо­ты и т. д.) и «фи­лиа­лы» (мно­го­числ. цер­ков­ные об­щи­ны, на­хо­дя­щие­ся в пря­мом и жё­ст­ком под­чи­не­нии «цен­тру»).

В сер. 19 – нач. 20 вв. поя­ви­лись т. н. объ­е­ди­нён­ные церк­ви в ре­зуль­та­те слия­ния раз­ных про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций – лю­те­ран, анг­ли­кан, ре­фор­ма­тов, пре­сви­те­ри­ан, ме­то­ди­стов, бап­ти­стов, ква­ке­ров и др. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев слия­ние про­ис­хо­ди­ло доб­ро­воль­но, ино­гда на­вя­зы­ва­лось гос. вла­стью. Объ­е­ди­ни­тель­ной ос­но­вой этих церк­вей яв­ля­ет­ся их ис­то­рическая при­ча­ст­ность к Ре­фор­ма­ции и ве­ро­учи­тель­ная бли­зость. В кон. 19 в. по­яви­лись т. н. сво­бод­ные церк­ви – про­тес­тант­ские об­щи­ны, су­ще­ст­вую­щие не­за­ви­си­мо от гос. про­тес­тант­ских церк­вей.

Раз­ра­бот­ка тео­ло­гии П. в 20 в. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся раз­ви­ти­ем идеи воз­вра­ще­ния совр. Церк­ви мис­тич. да­ров древ­ней Церк­ви и стрем­ле­ни­ем адап­ти­ро­вать хри­сти­ан­ст­во к не­ев­ро­пей­ским куль­ту­рам. Так, в нач. 20 в. из ме­то­ди­ст­ской груп­пы «Дви­же­ние свя­то­сти» об­ра­зо­ва­лось пя­ти­де­сят­ни­че­ст­во, ко­то­рое от­ли­ча­ет­ся при­зна­ни­ем ис­клю­чит. ро­ли в Церк­ви Свя­то­го Ду­ха, да­ром глос­со­ла­лии. В 1960–1970-х гг. дви­же­ние пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва по­лу­чи­ло но­вый им­пульс раз­ви­тия за счёт пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских де­но­ми­на­ций, ис­поль­зую­щих пя­ти­де­сят­нич. прак­ти­ки. Под влия­ни­ем «кон­тек­сту­аль­ной тео­ло­гии» и пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва в 20 в. воз­ник­ли са­мо­быт­ные ази­ат. и афр. церк­ви.

В рам­ках про­тес­тант­ской тео­ло­гии в 1910 поя­ви­лось эку­ме­ническое дви­же­ние (см. Эку­ме­низм), по­ста­вив­шее сво­ей за­да­чей объ­е­ди­не­ние всех про­тес­тант­ских церк­вей. В 1948 в Ам­стер­да­ме на ба­зе меж­про­тес­тант­ских дви­же­ний «Ве­ра и цер­ков­ное уст­рой­ст­во», «Жизнь и дея­тель­ность» и «Ме­ж­ду­на­род­ный мис­сио­нер­ский со­вет» воз­ник Все­мир­ный со­вет церк­вей (ВСЦ), ко­то­рый по­зи­цио­ни­ру­ет се­бя как со­дру­же­ст­во хри­сти­ан­ских об­щин, не яв­ляю­щее­ся к.-л. цер­ков­ным ин­сти­ту­том. ВСЦ и эку­ме­низм как движение вы­зы­ва­ют про­ти­во­ре­чи­вые оцен­ки в про­тес­тант­ской сре­де: от при­ня­тия до пол­но­го от­ри­ца­ния (напр., ад­вен­ти­сты).

Об­щая чис­лен­ность про­тес­тан­тов в ми­ре св. 600 млн. чел. (по под­счё­ту ис­сле­до­ва­те­лей, рас­ши­ри­тель­но трак­тую­щих при­над­леж­ность разл. де­но­ми­на­ций к П., ок. 800 млн. чел.). В 92 стра­нах П. яв­ля­ет­ся круп­ней­шим по ко­ли­че­ст­ву при­вер­жен­цев на­прав­ле­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва, в 49 стра­нах про­тес­тан­ты со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния.

Протестантизм в России

Пер­вые про­тес­тан­ты-ино­стран­цы поя­ви­лись в Рос­сии уже в на­ча­ле Ре­фор­ма­ции: лю­те­ра­не – в 1520-е гг., анг­ли­ка­не – при Ива­не IV (1533–84), каль­ви­ни­сты – в кон. 16 в. Об­ра­зо­вав­шие­ся по­сто­ян­ные про­тес­тант­ские об­щи­ны в Мо­ск­ве, Ар­хан­гель­ске, Во­ло­где и др. тор­го­вых го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли изо­ли­ро­ван­но от рус. на­се­ле­ния. Про­тес­тан­там раз­ре­ша­лось сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ве­ру, но под стра­хом смер­ти за­пре­ща­лось об­ра­щать в П. рус­ских. В 17–18 вв. сре­ди эт­нич. рус­ских поя­ви­лось т. н. ду­хов­ное хри­сти­ан­ст­во – хри­сто­во­ве­ры, ду­хо­бор­цы, мо­ло­ка­не, ве­ро­уче­ние ко­то­рых от­час­ти бы­ло сход­но с про­тес­тант­ским (в ча­ст­но­сти, от­ри­ца­ние икон, по­чи­та­ния свя­тых, от­каз от об­ряд­но­сти и т. п.). Пра­ви­тель­ст­во от­но­си­лось к сек­тан­там вра­ж­деб­но; тра­диц. на­ка­за­ни­ем бы­ла мас­со­вая ссыл­ка (напр., ду­хо­бор­цы и мо­ло­ка­не в 1-й пол. 19 в. бы­ли вы­сла­ны в За­кав­ка­зье).

Лютеранский храм Святого Георга. Самара. 1863–64.

К кон. 18 – нач. 19 вв. на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии офор­ми­лись круп­ные лю­те­ран­ские церк­ви в Фин­лян­дии, При­бал­ти­ке и не­боль­шие каль­ви­ни­ст­ские об­щи­ны в Поль­ше, При­бал­ти­ке, на Зап. Ук­раи­не. По­сле ука­зов имп. Ека­те­ри­ны II (1762, 1763) о при­вле­че­нии в Рос­сию ино­стран­цев, в ча­ст­но­сти для ос­вое­ния Но­во­рос­сии и ма­ло­за­се­лён­ных зе­мель По­вол­жья и Ура­ла, при­бы­ли ты­ся­чи нем­цев – лю­те­ран и мен­но­ни­тов. Им бы­ла га­ран­ти­ро­ва­на сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния. В 1860-е гг. уси­лия­ми нем. мис­сио­не­ров на Ук­раи­не стал рас­про­стра­нять­ся бап­тизм, в 1880-е гг. – ад­вен­тизм. В 1870-е гг. в С.-Пе­тер­бур­ге в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти лор­да Ред­сто­ка поя­ви­лась об­щи­на еван­гель­ских хри­сти­ан, при­дер­жи­вав­ших­ся, в от­ли­чие от бап­ти­стов, ар­ми­ни­ан­ских взгля­дов. В это же вре­мя сре­ди рос. нем­цев воз­ник­ли об­щи­ны Но­во­апо­столь­ской церк­ви. В нач. 20 в. на се­ве­ре Рос. им­пе­рии поя­ви­лись пер­вые об­щи­ны пя­ти­де­сят­ни­ков. В 1913 в Рос­сии на­ча­ла ак­тив­но ра­бо­тать Ар­мия спа­се­ния.

Проповедь в московской церкви евангельских христиан-баптистов. Фото 1941.

В 1920-е гг. де­но­ми­на­ции не­клас­сич. П. не пре­сле­до­ва­лись сов. вла­стью, рас­смат­ри­вав­шей при­тес­няе­мых в Рос. им­пе­рии «сек­тан­тов» как со­юз­ни­ков в по­строе­нии бес­клас­со­во­го и спра­вед­ли­во­го об­ще­ст­ва. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. го­не­ния рас­про­стра­ни­лись и на про­тес­тан­тов. Из­ме­не­ние от­но­ше­ния вла­сти к ре­лиг. дея­тель­но­сти во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны и по­сле неё по­зво­ли­ло в 1944 соз­дать Все­со­юз­ный со­вет еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, в ко­то­ром ста­ли ре­ги­ст­ри­ро­вать­ся, по­ми­мо бап­ти­стов, еван­гель­ские хри­стиа­не, мен­но­ни­ты и пя­ти­де­сят­ни­ки, и Все­со­юз­ный со­вет ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. Од­на­ко вско­ре об­щи­ны пя­ти­де­сят­ни­ков и бап­ти­стов-«ини­циа­тив­ни­ков», не­до­воль­ные жё­ст­ким кон­тро­лем го­су­дар­ст­ва над жиз­нью ве­рую­щих, ста­ли вы­хо­дить из Со­ве­та бап­ти­стов и ока­за­лись без ре­ги­ст­ра­ции и вне за­ко­на. В 1960 в свя­зи с уси­ле­ни­ем го­не­ний на ве­рую­щих был ли­шён ре­ги­ст­ра­ции Со­юз ад­вен­ти­стов, вплоть до кон. 1980-х гг. ад­вен­ти­сты ве­ли по­лу­ле­галь­ное су­ще­ст­во­ва­ние, хо­тя офи­ци­аль­но их дея­тель­ность не бы­ла за­пре­ще­на.

В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. воз­ро­ди­лись исчезнувшие в сов. вре­мя ре­фор­мат­ст­во, ме­то­дизм, Ар­мия Спа­се­ния, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь. В 1990-х гг. в Рос­сии ак­тив­но ра­бо­та­ли ле­га­ли­зо­ван­ные ино­стр. мис­сии про­тес­тан­тов всех на­прав­ле­ний. Их дея­тель­ность при­ве­ла к из­ме­не­нию со­ста­ва церк­вей за счёт при­то­ка но­во­об­ра­щён­ных из тра­ди­ци­он­но не­про­тес­тант­ских се­мей. В сфе­ру влия­ния П. ак­тив­но вклю­чи­лись на­ро­ды Сев. Кав­ка­за и Край­не­го Се­ве­ра, соз­дав но­вые эт­но­кон­фес­сио­наль­ные со­об­ще­ст­ва. На нач. 2010-х гг. в Рос­сии про­жи­ва­ли ок. 1,5 млн. про­тес­тан­тов.

Вероучение

Крещение у пятидесятников. Италия.

В це­лом П. сле­ду­ет осн. по­ло­же­ни­ям Ни­кео-Ца­ре­град­ско­го Сим­во­ла ве­ры с при­зна­ни­ем Filioque; боль­шин­ст­во про­тес­тан­тов ис­по­ве­ду­ют уче­ние о Св. Трои­це, од­на­ко есть и уни­та­рии. При со­гла­сии с об­ще­про­тес­тант­ски­ми ус­та­нов­ка­ми о при­ори­те­те Свя­щен­но­го Пи­са­ния, об оп­рав­да­нии ве­рой, о «все­об­щем свя­щен­ст­ве», об уп­разд­не­нии куль­та свя­тых и Бо­го­ро­ди­цы как по­сред­ни­ков ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми раз­ные те­че­ния П. при­дер­жи­ва­ют­ся ха­рак­тер­ных толь­ко для них осо­бен­но­стей ве­ро­уче­ния. Для каль­ви­низ­ма это уче­ние о двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии (од­ни из­на­чаль­но пред­на­зна­че­ны к веч­но­му спа­се­нию, дру­гие – к веч­ной по­ги­бе­ли), для бап­тиз­ма – независимость поместных общин, отделение церкви от государства, для ква­кер­ст­ва – уче­ние о «внут­рен­нем све­те», для ме­то­диз­ма – идея сво­бо­ды во­ли и воз­мож­ность дос­ти­же­ния свя­то­сти в зем­ной жиз­ни, для ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня – по­чи­та­ние суб­бо­ты как седь­мо­го дня и кон­цеп­ция те­ла как со­су­да ду­ха (от­сю­да культ здо­ро­во­го пи­та­ния и об­раза жиз­ни), для Но­во­апо­столь­ской церк­ви – культ совр. «апо­сто­лов», един­ст­вен­ных на­след­ни­ков пер­во­на­чаль­ной Церк­ви, для пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ва – воз­мож­ность мис­тич. об­ще­ния с Бо­гом че­рез глос­со­ла­лию.

Из про­тес­тант­ских прин­ци­пов спа­се­ния сле­ду­ет осо­бен­ность про­тес­тант­ской экк­ле­зио­ло­гии – свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих. При этом в Анг­ли­кан­ской церк­ви, а так­же в час­ти лю­те­ран­ских церк­вей со­хра­ня­ет­ся апо­столь­ское пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний. Цер­ковь в П. по­ни­ма­ет­ся как со­б­ра­ние об­щин всех ве­рую­щих во Хри­ста (хо­тя не­ко­то­рые про­тес­тант­ские груп­пы не при­зна­ют иные про­тес­тант­ские де­но­ми­на­ции хри­сти­ан­ски­ми). Анг­ли­ка­не, лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты и их по­сле­до­ва­те­ли при­зна­ют два та­ин­ст­ва – кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стию (при­ча­ще­ние в от­ли­чие от ка­то­ли­ков «под обо­и­ми ви­да­ми» – Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми), др. цер­ков­ные та­ин­ст­ва по­ни­ма­ют лишь как об­ря­ды. В Но­во­апо­столь­ской церк­ви при­зна­ют­ся три та­ин­ст­ва: кре­ще­ние, при­ча­ще­ние и «за­пе­чат­ле­ние Ду­хом Свя­тым» (со­вер­ша­ет­ся толь­ко «апо­сто­лом»), у герн­гу­те­ров, по­ми­мо кре­ще­ния и при­ча­ще­ния, при­зна­ёт­ся ис­по­ведь. Во всех др. про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ци­ях кре­ще­ние и при­ча­ще­ние со­хра­ня­ют­ся как сим­во­лич. об­ря­ды, у уни­та­ри­ев, ква­ке­ров, в Ар­мии Спа­се­ния они от­сут­ст­ву­ют.

Большинство протестантов отвергают католическое учение о чистилище, однако некоторые влиятельные англиканские и методистские богословы говорят о посмертном «очистительном огне», который неравнозначен аду. Все протестанты согласны с тем, что спасает человека только вера, но расходятся в понимании того, какую роль в спасении играют добрые дела.

Боль­шое зна­че­ние в П. при­да­ёт­ся тру­до­вой эти­ке. Лю­тер и ещё бо­лее ак­тив­но Каль­вин учи­ли, что лю­бая тру­до­вая дея­тель­ность мо­жет быть угод­ной Бо­гу. От­сю­да кон­цеп­ция «мир­ско­го при­зва­ния»: ка­ж­до­го че­ло­ве­ка Бог по­ста­вил на своё ме­сто и до­ве­рил оп­ре­де­лён­ное де­ло, как в се­мье, так и в об­ще­ст­ве, сде­лав его Сво­им управ­ляю­щим; че­ло­век, че­ст­но тру­дясь, идёт пу­тём спа­се­ния и про­слав­ля­ет Бо­га. Труд ста­но­вит­ся ре­лиг. цен­но­стью, бе­реж­ли­вость и воз­дер­жан­ность в мир­ской жиз­ни, «мир­ской ас­ке­тизм», – од­ной из гл. доб­ро­де­те­лей.

Рас­смат­ри­вая взаи­мо­от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, Лю­тер пред­по­ла­гал, что че­ло­век дол­жен со­сре­до­то­чить­ся на лич­ной пра­вед­но­сти, Цер­ковь долж­на это­му спо­соб­ст­во­вать, ос­та­вив за го­су­дар­ст­вом «зем­ные» де­ла и не вме­ши­ва­ясь в них, при этом «упра­ви­тель дол­жен счи­тать се­бя слу­гой, а не гос­по­ди­ном на­ро­да». Каль­вин про­воз­гла­сил не­об­хо­ди­мость со­че­та­ния лич­ной нрав­ст­вен­ной дис­ци­п­ли­ны и соз­да­ние нрав­ст­вен­но­го об­ще­ст­ва. Пу­ри­та­не в Но­вой Анг­лии впо­след­ст­вии раз­ви­ли эту идею, вы­дви­нув прин­цип «ко­ве­нан­та» – за­ве­та ме­ж­ду Бо­гом, че­ло­ве­ком и об­ще­ст­вом. Мен­но­ни­ты и ква­ке­ры, час­тич­но ад­вен­ти­сты при­дер­жи­ва­ют­ся па­ци­физ­ма, за­пре­та на служ­бу в ар­мии.

Вы­де­ля­ют­ся неск. ис­то­рич. пе­рио­дов и на­прав­ле­ний раз­ви­тия тео­ло­гии П. Клас­сич. про­тес­тант­ская тео­ло­гия (ор­то­док­сия) скла­ды­ва­лась в пе­ри­од от Лю­те­ра, Ме­лан­хто­на, Цвинг­ли, Каль­ви­на до Дж. Эд­вар­дса (1703–58). В её рам­ках вы­ра­бо­та­ны и раз­ви­ты об­ще­про­тес­тант­ские прин­ци­пы и сфор­му­ли­ро­ва­ны по­ло­же­ния про­тес­тант­ской эти­ки.

Ли­бе­раль­ная про­тес­тант­ская тео­ло­гия (Ф. Шлей­ер­махер, Э. Трёльч, А. фон Гар­нак), поя­вив­шая­ся в кон. 18 – нач. 19 вв., пе­ре­не­сла ак­цент со сверхъ­ес­те­ст­вен­ных ас­пек­тов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния на этич. и со­ци­аль­ные и по­ста­ви­ла под со­мне­ние по­ло­жения хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки (чу­де­са Хри­ста, Вос­кре­се­ние Хри­сто­во и т. д.). Биб­лия ста­ла рас­смат­ри­вать­ся не как Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, а как про­дукт ре­лиг. твор­че­ст­ва, ог­ра­ни­чен­ный ис­то­ри­ей и куль­ту­рой. Ли­бе­раль­ная тео­ло­гия со­про­во­ж­да­лась бур­ным раз­ви­ти­ем биб­леи­сти­ки (Гар­нак, А. Ричль и др.).

Фун­да­мен­та­ли­ст­ская про­тес­тант­ская тео­ло­гия воз­ник­ла в сре­де еван­ге­ли­ков (кон. 19 в.), на­зва­ние по­лу­чи­ла по опуб­ли­ко­ван­ной в 1910–15 се­рии бро­шюр «Ос­но­вы: сви­де­тель­ст­во ис­ти­ны» («The fundamentals: a testimony to the truth»). Оп­по­ни­руя ли­бе­раль­ной тео­ло­гии, она на­стаи­ва­ла на аб­со­лют­ной дос­то­вер­но­сти об­ще­хри­сти­ан­ских дог­ма­тов и бу­к­ва­ли­ст­ском про­чте­нии Биб­лии. Про­тес­тан­ты-фун­да­мен­та­ли­сты, как пра­ви­ло, стре­мят­ся ак­тив­но уча­ст­во­вать в по­ли­ти­ке (обыч­но ис­по­ве­ду­ют край­не пра­вые взгля­ды) и вли­ять на об­ще­ст­вен­ное мне­ние.

Как обоб­щаю­щее обо­зна­че­ние ря­да на­прав­ле­ний ре­фор­мат­ско­го и лю­те­ран­ско­го бо­го­сло­вия, в т. ч. диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии, тео­ло­гии кри­зи­са, тео­ло­гии па­ра­док­са, тео­ло­гии сло­ва Бо­га и др., воз­ник­ших в 1920–30-х гг., стре­мив­ших­ся от­ве­тить на вы­зо­вы хри­сти­ан­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма и фун­да­мен­та­лиз­ма, ис­поль­зу­ет­ся тер­мин нео­ор­то­док­сия. Диа­лек­тич. тео­ло­гия (ро­до­на­чаль­ник К. Барт), воз­ник­шая под влия­ни­ем идей С. Кьер­ке­го­ра, на­стаи­ва­ет на про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду ве­рой и ра­цио­наль­но­стью, на аб­со­лют­ной не­по­зна­вае­мо­сти и «вне­ис­то­рич­но­сти» Бо­га. Вид­ные пред­ста­ви­те­ли нео­ор­то­док­сии – Р. Ни­бур, Р. Бульт­ман, Э. Брун­нер, П. Тил­лих и др.

Ра­ди­каль­ная, или «но­вая», тео­ло­гия воз­ник­ла по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. Од­ним из её ос­но­во­по­лож­ни­ков был лю­те­ран­ский пас­тор Д. Бон­хёф­фер. Он раз­ли­чал ве­ру как ре­ше­ние ид­ти на­встре­чу лич­но­му Бо­гу и ре­ли­гию как объ­ек­ти­вацию мис­тич. опы­та в куль­то­вых прак­ти­ках. Ре­ли­гия ста­но­вит­ся не­нуж­ной че­ло­ве­ку, всё ме­нее за­ви­си­мо­му от кол­лек­тив­ных прак­тик и стре­мя­ще­му­ся к са­мо­сто­ят. ре­ше­ни­ям, т. е. став­шим «со­вер­шен­но­лет­ним». Ве­ра, ко­то­рую че­ло­век об­ре­та­ет, и Цер­ковь, ко­то­рая эту ве­ру хра­нит, долж­ны слу­жить лю­дям и их по­треб­но­стям. Хри­сти­ан­ст­во долж­но пре­одо­леть внеш­нюю «ре­ли­ги­оз­ность» и стать «без­ре­ли­ги­оз­ным» и лич­но­ст­ным. Бап­ти­ст­ский тео­лог Х. Кокс в кн. «Мир­ской град» (1965) го­во­рил об оп­рав­дан­но­сти се­ку­ля­ри­за­ции как ес­те­ст­вен­но­го ак­та «взрос­ле­ния» че­ло­ве­че­ст­ва и не­об­хо­ди­мо­сти сме­ны форм и ме­то­дов об­ще­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом.

Идеи Д. Бон­хёф­фе­ра и Х. Кок­са вдох­но­ви­ли мн. про­тес­тант­ских тео­ло­гов ис­кать путь ве­ры в се­ку­ляр­ном ми­ре с по­зи­ций «без­ре­ли­ги­оз­но­го хри­сти­ан­ст­ва» и по­ро­ди­ли мно­же­ст­во т. н. тео­ло­гий ро­ди­тель­но­го па­де­жа («тео­ло­гия смер­ти Бо­га», «тео­ло­гия на­де­ж­ды» и т. п.). Все они, так или ина­че, ка­са­ют­ся не толь­ко Бо­га, но и раз­ных ас­пек­тов жиз­ни че­ло­ве­ка, что от­ра­жа­ет их ос­нов­ной по­сту­лат: сло­во о Бо­ге в совр. ми­ре – это и сло­во о че­ло­ве­ке. Бог, со­глас­но этим тео­ри­ям, не яв­ля­ет Се­бя на­пря­мую в совр. ми­ре, Его нет в соз­на­нии совр. се­ку­ляр­ных лю­дей; ста­рая хри­сти­ан­ская ме­та­фи­зи­ка ока­за­лась не­при­год­на, при­выч­ный об­раз Бо­га раз­ру­шен. Че­ло­век и его про­бле­мы – это то, где совр. тео­ло­ги долж­ны ис­кать под­лин­но­го, не «ме­та­фи­зи­че­ско­го» Бо­га. «Тео­ло­гии ро­ди­тель­но­го па­де­жа» пред­ме­том рас­смот­ре­ния вы­би­ра­ют разл. ас­пек­ты: пол­ный мо­раль­ный су­ве­ре­ни­тет че­ло­ве­ка в обез­бо­жен­ном ми­ре («тео­ло­гия смер­ти Бо­га», «тео­ло­гия смер­ти тео­ло­гии»); меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния и лю­бовь к лю­дям как важ­ней­ший прин­цип жиз­ни («тео­ло­гия кри­зи­са»); пе­ре­нос ак­цен­та с лич­но­го на об­ще­ст­вен­ное спа­се­ние – со­ци­аль­ная тео­ло­гия («по­ли­тич. тео­ло­гия», «тео­ло­гия на­де­ж­ды», «чёр­ная тео­ло­гия» и т. п.). Кон­тек­сту­аль­ная тео­ло­гия (ази­ат., афр. и иу­де­ох­ри­сти­ан­ские церк­ви) не толь­ко учи­ты­ва­ет нац. спе­ци­фи­ку в бо­го­слу­же­нии и про­по­ве­ди, но и со­вме­ща­ет с тео­ло­ги­ей ло­зун­ги нац. воз­ро­ж­де­ния, пред­ла­га­ет спо­со­бы ре­ше­ния нац. про­блем.

Организационные принципы

Гл. струк­тур­ной еди­ни­цей в П. яв­ля­ет­ся об­щи­на, ко­то­рой управ­ля­ют пас­тор и со­б­ра­ние ве­рую­щих. Цер­ков­ные слу­жи­те­ли счи­та­ют­ся про­сты­ми де­ле­га­та­ми со­об­ще­ст­ва ве­рую­щих, все ве­рую­щие яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми свя­щен­ст­ва. При этом в ря­де церк­вей су­ще­ст­ву­ет цер­ков­ная ие­рар­хия с пря­мым под­чи­не­ни­ем об­щин; в анг­ли­кан­ст­ве со­хра­нён епи­ско­пат. Ар­мия Спа­се­ния, ад­вен­тизм седь­мо­го дня и Но­во­апо­столь­ская цер­ковь име­ют один управ­ленч. центр, ос­таль­ные де­но­ми­на­ции ор­га­ни­зо­ва­ны в не­за­ви­си­мые сою­зы и ас­со­циа­ции с боль­шой ав­то­но­ми­ей об­щин. Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ет Ме­то­ди­ст­ская цер­ковь, со­стоя­щая из ав­то­ном­ных церк­вей, но управ­ляе­мая еже­год­ной двух­па­лат­ной (свя­щен­ни­ки и ми­ря­не) кон­фе­рен­ци­ей.

К нач. 21 в. мн. про­тес­тант­ские церк­ви при­зна­ли жен­ское свя­щен­ст­во: Анг­ли­кан­ская цер­ковь, ряд лю­те­ран­ских, ме­то­ди­ст­ских и пя­ти­де­сят­нич. церк­вей ха­риз­ма­тич. тол­ка, не­ко­то­рые пре­сви­те­ри­ан­ские и бап­ти­ст­ские объ­е­ди­не­ния. У ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня жен­щи­на мо­жет быть диа­ко­нис­сой. Мн. про­тес­тан­ты пла­тят цер­ков­ную де­ся­ти­ну.

Богослужебная практика

Бо­го­слу­же­ние обыч­но со­сто­ит из пе­ния цер­ков­ных гим­нов, со­вме­ст­ной мо­лит­вы, чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния и про­по­ве­ди. Стиль бо­го­слу­же­ния за­ви­сит как от тра­ди­ции кон­фес­сии, так и от ус­та­но­вок отд. об­щин.

Лю­те­ра­не, анг­ли­ка­не, пре­сви­те­риа­не, мен­но­ни­ты, ме­то­ди­сты при­зна­ют разл. фор­мы вод­но­го кре­ще­ния: на прак­ти­ке ча­ще ис­поль­зу­ют об­ли­ва­ние, ме­то­ди­сты – ок­ро­п­ле­ние; в бап­тиз­ме, еван­гель­ском хри­сти­ан­ст­ве, ад­вен­тиз­ме, пя­ти­де­сят­ни­че­ст­ве, Но­во­апо­столь­ской церк­ви кре­ще­ние со­вер­ша­ет­ся ис­клю­чи­тель­но пол­ным по­гру­же­ни­ем. Анг­ли­ка­не, лю­те­ра­не, пре­сви­те­риа­не, кон­гре­га­цио­на­ли­сты, ре­фор­ма­ты, ме­то­ди­сты, Но­во­апо­столь­ская цер­ковь прак­ти­ку­ют кре­ще­ние де­тей, бап­ти­сты, ад­вен­ти­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки при­зна­ют кре­ще­ние толь­ко взрос­лых (обыч­но в 12–18 лет, у гут­те­ри­тов – в 20–30 лет). Де­ти обыч­но бла­го­слов­ля­ют­ся пас­то­ром при ро­ж­де­нии, по­се­ща­ют бо­го­слу­же­ние, но не счи­та­ют­ся чле­на­ми Церк­ви. В не­ко­то­рых про­тес­тант­ских кон­фес­си­ях су­ще­ст­ву­ет кон­фир­ма­ция как об­ряд (в Анг­ли­кан­ской церк­ви со­вер­ша­ет­ся епи­ско­пом).

У ами­шей и дан­ке­ров, а так­же в ря­де бап­ти­ст­ских, ад­вен­ти­ст­ских и пя­ти­де­сят­нич. об­щин пе­ред хле­бо­пре­лом­ле­ни­ем со­вер­ша­ет­ся об­ряд омо­ве­ния ног как эле­мент Тай­ной ве­че­ри. По­хо­рон­ный об­ряд при­нят в боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских кон­фес­сий (см. в ст. По­гре­бе­ние), од­на­ко мо­лит­вы за усоп­ших от­сут­ст­ву­ют.

Про­тес­тан­ты, за ис­клю­че­ни­ем ква­ке­ров и ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня, от­ме­ча­ют Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во, Кре­ще­ние Гос­под­не, Пас­ху и Пя­ти­де­сят­ни­цу. У анг­ли­кан со­хра­ни­лись поч­ти все празд­ни­ки ка­то­лич. Церк­ви, вклю­чая дни по­чи­та­ния свя­тых, у лю­те­ран – 1-е вос­кре­се­нье ад­вен­та, Ве­ли­кий чет­верг, Стра­ст­ная пят­ни­ца, День всех свя­тых, День по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Бап­ти­сты от­ме­ча­ют празд­ник Жат­вы (сен­тябрь – ок­тябрь).

Архитектура и изобразительное искусство

«Стеклянная церковь» в Ранчо-Палос-Вердес (штат Калифорния). 1949–51. Архитектор Л. Райт. Библиотека Конгресса США

Ос­но­во­по­лож­ни­ки П. по-раз­но­му от­но­си­лись к воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния иск-ва в Церк­ви и ре­лиг. жиз­ни. М. Лю­тер по­ла­гал воз­мож­ным ис­поль­зо­ва­ние изо­бра­же­ний на­зи­дат. и по­учит. ха­рак­те­ра, ил­лю­ст­ри­рую­щих Свя­щен­ное Пи­са­ние, од­на­ко не счи­тал их на­ли­чие обя­за­тель­ным и не от­во­дил им зна­чи­мой ро­ли. Ж. Каль­вин счи­тал не­воз­мож­ным изо­бра­же­ние Бо­га из-за опас­но­сти идо­ло­по­клон­ст­ва, ос­тав­ляя за иск-вом пра­во пе­ре­да­чи ис­то­рич. со­бы­тий. А. Карл­штадт и У. Цвинг­ли бы­ли яро­ст­ны­ми ико­но­бор­ца­ми; в те­че­ние 16 в. ико­но­бор­че­ст­во со­про­во­ж­да­лось унич­то­же­ни­ем про­из­ве­де­ний цер­ков­но­го иск-ва (в Гер­ма­нии в 1520-х гг., в Анг­лии с 1536, в Шот­лан­дии в 1559, во Фран­ции в 1560–62, в Ни­дер­лан­дах в 1566–67 и т. д.).

«Противопоставление церкви праведной церкви неправедной». Художник Л. Кранах Младший. Гравюра на дереве. Ок. 1550.

Под влия­ни­ем про­тес­тант­ско­го бо­го­сло­вия из­ме­ни­лась ико­но­гра­фия не­ко­то­рых тра­диц. сцен: «Страш­ный Суд» изо­бра­жа­ет­ся без хо­да­тай­ст­вую­щей Бо­го­ма­те­ри, «Се Че­ло­век» – без ран Хри­ста. Сце­на «Оп­ла­ки­ва­ние» ут­ра­ти­ла по­пу­ляр­ность, на пер­вый план вы­шли сю­же­ты «Хри­стос и блуд­ни­ца», «Хри­стос и са­ма­ри­тян­ка», «Иов и Ели­уй», ко­то­рые вме­сте с но­вой, при­пи­сы­вае­мой Л. Кра­на­ху Стар­ше­му, ком­по­зи­ци­ей «За­кон и Бла­го­дать» (1529, за­мок Фри­ден­штайн, Го­та, Тю­рин­гия) ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли прин­цип спа­се­ния ве­рой. Кра­нах соз­дал мно­го порт­ре­тов Лю­те­ра, ил­лю­ст­ри­ро­вал из­да­ние Биб­лии в его пе­ре­во­де; мас­тер­ская Кра­на­ха ста­ла цен­тром пе­ча­та­ния про­па­ган­ди­ст­ских гра­вюр, на­гляд­но объ­яс­няв­ших от­ли­чия лю­те­ран­ских пред­став­ле­ний от рим­ско-ка­то­ли­че­ских [се­рия «Стра­сти Хри­ста и Ан­ти­хри­ста» Кра­на­ха Стар­ше­го (1521), где со­пос­тав­ля­ют­ся жи­тие Хри­ста и жизнь па­пы Рим­ско­го; гра­вю­ра «Ос­нов­ные раз­ли­чия ме­ж­ду ис­тин­ной ре­ли­ги­ей Хри­ста и лжи­вым идо­ло­по­клон­ским уче­ни­ем Ан­ти­хри­ста» Л. Кра­на­ха Млад­ше­го (ок. 1547) и др.]. В лю­те­ран­ских церк­вах до­пус­ка­лось на­ли­чие ал­тар­но­го об­раза со сце­на­ми «Тай­ной ве­че­ри» или «Рас­пя­тия», со­хра­няв­ше­го тра­диц. вид по­лип­ти­ха, но ис­поль­зо­вав­ше­го но­вую ико­но­гра­фию, не­ред­ко вклю­чав­шую са­мих дея­те­лей Ре­фор­ма­ции.

Северная христианская церковь (Ученики Христа) в Колумбусе (штат Индиана). 1964. Архитектор Э. Сааринен. Фото Balthazar Korab

В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни про­тес­тант­ские служ­бы про­хо­ди­ли в по­стро­ен­ных ра­нее ка­то­лич. хра­мах. Собств. цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра П. воз­ник­ла лишь в кон. 17 в. и раз­ви­ва­лась на ба­зе тра­диц. ти­пов (цен­трич. и ба­зи­ли­каль­но­го), опи­ра­ясь в ка­ж­дом ре­гио­не на ме­ст­ные ар­хит. тра­ди­ции, так­же сле­дуя сти­ле­вым тен­ден­ци­ям эпо­хи. Осн. функ­цио­наль­ным тре­бо­ва­ни­ем цер­ков­но­го про­стран­ст­ва ста­ли вме­сти­тель­ность и удоб­ст­во про­по­ве­ди, гл. эле­мен­та­ми в ин­терь­е­ре – про­по­вед­нич. ка­фед­ра, кре­щаль­ная ку­пель (в не­ко­то­рых на­прав­ле­ни­ях П. по­ме­ща­ет­ся воз­ле ал­та­ря), ал­тарь и ор­ган. В про­тес­тант­ских стра­нах Цер­ковь ут­ра­ти­ла роль гл. за­каз­чи­ка про­из­ве­де­ний изо­бра­зит. иск-ва, что по­слу­жи­ло сти­му­лом для раз­ви­тия свет­ско­го иск-ва.

Музыкальная культура

О му­зы­каль­ной куль­ту­ре см. ста­тьи Про­тес­тант­ский хо­рал, Лю­тер М., Каль­ви­низм.

Лит.: Га­рад­жа В. И. Про­тес­тан­тизм. М., 1971; Christensen C. C. Art and the Reformation in Germany. Athens, 1979; Ndiokwere N. Pro­phe­cy and revolution. L., 1981; Scribner R. W. For the sake of simple folk: popular propagan­da for the German Reformation. Camb.; N. Y., 1981; M. Luther und die Reformation in Deu­tschland. (Kat.). Fr./M., 1983; Hofmann W. Luther und die Folgen für die Kunst. Münch., 1983; Michalski S. The Reformation and the visual arts: the Protestant image question in Western and Eastern Europe. L.; N. Y., 1993; Очер­ки ис­то­рии за­пад­но­го про­тес­тан­тиз­ма / Отв. ред. А. А. Ки­сло­ва. М., 1995; Morgan D. Protestants and pictures… N. Y., 1999; Mur­ray I. H. Evangelicalism divided: a record of crucial change in the years 1950 to 2000. Edin­burgh, 2000; Encyclopedia of Protestantism / Ed. J. Gordon Melton. N. Y., 2005; Ве­бер М. Из­бран­ное: Про­тес­тант­ская эти­ка и дух ка­пи­та­лиз­ма. 2-е изд. М., 2006; Ре­ву­нен­ко­ва Н. В. Про­тес­тан­тизм. М. [и др.], 2007; The tea­chings of modern Protestantism on law, poli­tics, and human nature / Ed. J. Witte, F. S. Alexander. N. Y., 2007; Ни­коль­ская Т. К. Рус­ский про­тес­тан­тизм и го­су­дар­ст­вен­ная власть в 1905–1991 гг. СПб., 2009; Dixon C. S. Pro­testants: a history from Wittenberg to Penn­sylvania, 1517–1740. Chichester, 2010.

  • ПРОТЕСТАНТИ́ЗМ одно из основных направлений в христианстве, возникшее в 16 в. в ходе Реформации (2015)
Вернуться к началу