СОЦИОЛО́ГИЯ РЕЛИ́ГИИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИОЛО́ГИЯ РЕЛИ́ГИИ, область междисциплинарных исследований на стыке религиоведения и социологии, изучающая религию как социальный феномен, её организационные формы, воздействие на сознание и поведение верующих людей, взаимосвязи с политикой, экономикой, образованием, искусством и т. д.
В становлении и развитии С. р. можно выделить неск. этапов. Ранний этап (1830-е гг. – нач. 20 в.) связан с появлением сравнительно-историч. и этнографич. исследований, в которых в качестве первоначальных форм религии рассматривались анимизм либо преанимизм (фетишизм, тотемизм, аниматизм, магия) [Э. Тайлор, Р. Маретт, Дж. Фрэзер, Р. Кодрингтон (Великобритания), Л. Леви-Брюль и др.]. К этому этапу относится творчество О. Конта и Г. Спенсера, которые в русле идей позитивизма и эволюционизма видели в религии важный фактор социальной интеграции, а также К. Маркса, выводившего религ. представления как разновидность «превратного» воззрения на мир из породивших их специфич. общественно-экономич. отношений.
Классич. этап в развитии С. р. (кон. 19 – 1-я треть 20 вв.) представлен прежде всего работами Э. Дюркгейма и М. Вебера. Религия определяется Дюркгеймом на основе понятия «священного» («сакрального»), противопоставляемого «светскому» («профанному») (влияние Н. Д. Фюстеля де Куланжа), и рассматривается как символич. структура, объединяющая людей на основе их веры, как простейший социальный феномен, из которого произошли все др. формы коллективного сознания и социальные институты, как источник солидарности социальной и гарант социального равновесия. Методологич. идеи, положенные Дюркгеймом в основание С. р., получили дальнейшее развитие в социально-антропологич. исследованиях религии и магии М. Мосса.
Огромный вклад в С. р. внёс М. Вебер с его анализом структуры религии в разл. обществах, её роли в социальном изменении, формировании мотиваций и ценностей индивидов и социальных групп (в т. ч. рационализации их картин мира), исследованием происхождения пророчества, харизмы, воздействия фактора групповой принадлежности на типические формы религ. представлений и образа жизни верующих. Считая, что сущность религии недоступна эмпирич. наблюдению, Вебер ограничивал задачи С. р. изучением лишь «социально значимых сторон и последствий религиозной веры», её влияния на социальное поведение людей. Веберу также (наряду с Э. Трёльчем) принадлежит заслуга в разработке ставшей впоследствии классической типологии религ. организаций (дихотомия «церкви» и «секты»).
В 1930–40-е возникает социография религии – описание религ. ситуации на основе количественных показателей религ. практик с применением методов индукции и сравнения (Г. Ле Бра и др.). Разрабатывались шкалы измерения религиозности (Э. С. Богардус, США), проводилось сравнит. изучение разл. типов религ. групп (Г. Беккер, Р. Нибур); начинает привлекаться материал из социальной антропологии (Б. Малиновский, А. Р. Рэдклифф-Браун и др.). С междунар. конференции С. р. (1948) берёт начало Междунар. об-во С. р. (Societe Internationale de Sociologue des Religions; The International Society for the Sociology of Religion). В 1950-е гг. С. р. обращается к изучению новых форм религиозности (П. Бергер, Б. Уилсон, Великобритания); совершенствуется типология религ. объединений (Дж. Йингер, США); исследуются изменения в структуре религ. общин (Т. Рендторф, ФРГ, Д. Фичтер, США), становление религ. плюрализма в развитых демократич. обществах (У. Херберг, США). Теоретич. труды нем. учёных И. Ваха, Г. Меншинга и др. выделили в религии предметные области, доступные социологич. инструментарию (организац. и поведенч. аспекты). В методологии С. р. используются идеи структурного функционализма (Т. Парсонс и др.). В 1960-е гг. ключевое место в С. р. заняли темы секуляризации (П. Бергер, Х. Кокс, Д. Мартин, Великобритания, Уилсон), упадка традиц. образов сакрального (С. Аквавива, Италия, Т. О’Ди, США), исследовалось влияние религ. фактора на социальное поведение (Г. Ленски, США, M. Шринивас, Индия). Р. Белла сформулировал концепцию гражд. религии, Ч. Глок (совм. с Р. Старком, оба – США) применил теорию депривации как фактор происхождения религ. групп и разработал методику 5 измерений религиозности (идеологич., ритуалистич., опытное, интеллектуальное и результирующее). Анализ мотивов выбора религии позволил создать модель религ. конверсии (Дж. Лофленд, США, Старк). Работы Бергера и Т. Лукмана (ФРГ) активизировали феноменологич. подход в социологии религии.
В 1970–80-е гг. в С. р. появляется тезис о «возвращении к сакральному» (Д. Белл, П. Бергер, Р. Нисбет). Религиозность, всё более отдаляющаяся от формальных религ. институтов, оказалась тем не менее устойчивым явлением. В сфере интересов С. р.: неоднозначность последствий секуляризации, которая не только вытеснила религ. влияние из разных сфер жизни совр. общества, но и способствовала религ. плюрализму, возникновению религ. новообразований, а также «приватизации религии» и «приватизации веры» (К. Доббелер, Бельгия, Х. Касанова, США); усиление мирских мотивов церковного членства (Э. Грили, США); тенденция к десакрализации моральных ценностей (Дж. Хадден, США) и ответная активизация религ. фундаментализма; соотношение приватного и публичного в религ. поведении; появление новых религиозных движений в связи с кризисом традиц. религ. идентичности и реакция на них общества и государства; феномен «антикультового движения» (совокупное название организаций и деятельности, направленных против религ. новообразований, совр. мистич. и эзотерич. движений). Выделяется «церковная социология» (социологич. описание экклесиологич. проблематики). В С. р. получил распространение неофункционалистский подход (Н. Луман и др.).
Массовость новых форм религиозности привела к новой постановке вопроса о критериях понятия религии. В сер. 1980-х гг. религ. идентичность стала рассматриваться с позиций теории рационального выбора (Р. Старк, У. Байнбридж, США), в контексте её обретения в условиях религ. плюрализма (Д. Сноу, Дж. Ричардсон, США). Предметом С. р. становятся последствия религ. модернизма, исследуются «популярные религии», «теле- и радиоевангелизм», привлечение женщин в качестве служителей в религ. организациях.
В 1990-е гг. выдвигаются тезисы об исчерпанности секуляризации (П. Бергер, К. Доббелер, Д. Мартин), исследуются конкретные формы «переоткрытия сакрального» (Р. Уитноу, США), возрождение традиц. форм религии на Западе (Р. Финк, США). Особое внимание привлекло к себе «религиозное возрождение» на постсоветском пространстве. В контексте глобализации переосмысливается трактовка религ. фундаментализма, политизации религии, свободы религ. выбора, религ. меньшинств, гендерного фактора в религиях, отношения молодёжи к религии. Наблюдения за новыми религ. движениями позволяют рассматривать их как одно из последствий кризиса традиц. религ. идентичности (Н. Аммерман, США).
На рубеже 20–21 вв. обсуждается «новая парадигма» С. р., идут дискуссии о постсекулярном обществе, о моделях религ. плюрализма и активизации религ. фактора. Междунар. исследования, проведённые World Values Survey и European Values Study, фиксируют изменение удельного веса религии в ценностных предпочтениях индивидов и обществ, ослабление сакральных ориентиров при номинальной религ. самоидентификации (Д. Эрвье-Леже, Франция) и одновременно устойчивость потребности людей в трансцендентных смыслах даже при повсеместном распространении светских ценностей: теории «веры без догм», «скрытой религии», «диффузной религии», «заместительной религии», «приватизации религии», концепт «социологии духовности».
В России социологич. подход к религии возникает в нач. 20 в. (М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин). В сов. время С. р. занималась проблемами секуляризации, уровней религиозности, типологии верующих и др. в русле идеологич. установки на «преодоление религии». Постсоветский период отмечен исследованиями отношения к религии в обществе, оценке степени религиозности населения и её влияния на социальное поведение.