Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУ́ЛКУ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 482-483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ТУ́ЛКУ (ти­бет., букв. – те­ло во­пло­ще­ния), ху­тух­та (монг.), в буд­диз­ме ду­хов­ное ли­цо, при­знан­ное во­пло­ще­ни­ем будд, не­бес­ных бод­хи­саттв, да­кинь, ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей, а так­же вы­даю­щих­ся дея­те­лей буд­диз­ма. Ос­но­ван­ная на идее Нир­ма­на-кайя (Те­ла Во­пло­ще­ния), док­три­на Т. сфор­ми­ро­ва­лась в 13–14 вв. в шко­ле ти­бет. буд­диз­ма ка­гью (кар­ма-ка­гью) для ус­та­нов­ле­ния ли­нии ду­хов­ной пре­ем­ст­вен­но­сти её гла­вы – кар­ма­пы, ко­то­рый был про­воз­гла­шён во­пло­ще­ни­ем бод­хи­сат­твы Ава­ло­ки­теш­ва­ры. Даль­ней­шее раз­ви­тие док­три­на Т. по­лу­чи­ла в шко­ле ге­луг (ге­луг­па) при из­бра­нии да­лай-лам и пан­чен-лам, а за­тем рас­про­стра­ни­лась на на­став­ни­ков прак­ти­че­ски всех круп­ных мо­на­сты­рей Ги­ма­ла­ев, Ти­бе­та и Мон­го­лии. Чем вы­ше зем­ное по­ло­же­ние Т., тем слож­нее ри­ту­ал из­бра­ния его по­смерт­но­го пре­ем­ни­ка. Обыч­но ла­ма да­ёт обет воз­ро­дить­ся вновь и со­об­ща­ет при­ме­ты сво­его бу­ду­ще­го во­пло­ще­ния. Че­рез 5 (и бо­лее) лет по­сле его смер­ти на­хо­дят маль­чи­ка, со­от­вет­ст­вую­ще­го при­ме­там, эк­за­ме­ну­ют его и ос­тав­ля­ют в мо­на­сты­ре для обу­че­ния. В 19–20 вв. Т. из­би­ра­лись уже не толь­ко из ти­бет­цев, но и из монг. буд­ди­стов шко­лы ге­луг.

Вернуться к началу