Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИ́КЛИФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 717

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский

УИ́КЛИФ (Wycliffe) Джон (? – 31.12.1384, Лат­те­ру­эрт, граф­ст­во Лес­тер­шир), англ. бо­го­слов, фи­ло­соф, пред­ше­ст­вен­ник Ре­фор­ма­ции. О ран­ней жиз­ни У. поч­ти не со­хра­ни­лось дос­то­вер­ных све­де­ний. Ве­ро­ят­но, он был уро­жен­цем Сев. Йорк­шира и учил­ся в Окс­форд­ском ун-те. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1356 как член Мер­тон-кол­лед­жа (Окс­форд), впо­след­ст­вии за­ни­мал разл. по­сты в др. окс­форд­ских кол­лед­жах. К 1369 имел сте­пень ба­ка­лав­ра тео­ло­гии, ок. 1372 стал д-ром тео­ло­гии. До 1381 жил пре­им. в Окс­фор­де, где пре­по­да­вал фи­ло­со­фию и тео­логию (хо­тя с 1361 был на­стоя­те­лем не­сколь­ких сель­ских при­хо­дов). С 1371 так­же со­сто­ял на служ­бе у ко­ро­ля Эду­ар­да III, поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом его 4-го сы­на – Дж. Гон­та, гер­цо­га Лан­ка­стер­ско­го (1340–99), что по­мог­ло У. из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний. Ряд идей У. (без упо­ми­на­ния его име­ни) осу­ж­де­ны как ересь Окс­форд­ским ун-том (май 1381), по­сле че­го он уе­хал в свой при­ход в Лат­те­ру­эр­те. В мае 1382 со­зван­ный ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским со­бор цер­ков­ной про­вин­ции Кен­тер­бе­ри осу­дил мн. по­ло­же­ния уче­ния У., но его имя вновь не бы­ло на­зва­но. В по­след­ние го­ды жиз­ни У., не­смот­ря на бо­лезнь, про­дол­жал лит.-тео­ло­гич. дея­тель­ность, раз­ви­вая взгля­ды на ре­фор­ми­ро­ва­ние Церк­ви, под­дер­жи­вал кон­так­ты с учё­ны­ми-бо­го­сло­ва­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми зна­ти.

Ав­тор ря­да трак­та­тов по ло­ги­ке, фи­ло­со­фии, бо­го­сло­вию. Рас­смат­ри­вал Свя­щен­ное Пи­са­ние как един­ст­вен­ный ис­точ­ник ве­ро­уче­ния и со­дей­ст­во­вал пе­ре­во­ду Биб­лии на англ. яз.; вы­сту­пал про­тив док­три­ны о пре­су­ще­ст­в­ле­нии в Ев­ха­ри­стии; был прин­ци­пи­аль­ным про­тив­ни­ком мо­на­ше­ст­ва; до­пус­кал свет­скую юрис­дик­цию над ду­хо­вен­ст­вом; ста­вил под со­мне­ние не толь­ко пра­во па­пы и епи­ско­пов да­вать ин­дуль­ген­ции, но и сам ин­сти­тут пап­ст­ва. Дея­тель­ность англ. по­сле­до­ва­те­лей У. (см. Лол­лар­ды) при­ве­ла к осу­ж­де­нию его как ере­ти­ка Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью, в т. ч. Кон­станц­ским со­бо­ром (1415). В 1428 ос­тан­ки У. бы­ли экс­гу­ми­ро­ва­ны и со­жже­ны.

Со­чи­не­ния У. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние на кон­ти­нен­те, в т. ч. по­влия­ли на Я. Гу­са и мн. дея­те­лей Ре­фор­ма­ции.

Вернуться к началу