Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТХЕРАВА́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 589-590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Корнев, П. И. Пучков

ТХЕРАВА́ДА (па­ли thera-vāda, санскр. sthavira-vāda, ти­бет. gnas brtan pa, уче­ние стар­цев/ста­рей­шин), од­но из ос­нов­ных на­прав­ле­ний буд­диз­ма (ино­гда не­кор­рект­но на­зы­вае­мо­го хи­ная­на – «уз­кая/ма­лая ко­лес­ни­ца»), об­ра­зо­вав­шее­ся по­сле пер­во­го рас­ко­ла об­щи­ны (санг­хи) в ре­зуль­та­те от­де­ле­ния от неё сто­рон­ни­ков ос­лаб­ле­ния мо­на­ше­ской дис­ци­п­ли­ны и бо­лее ши­ро­ко­го дос­ту­па в санг­ху ми­рян. Т. на­зы­ва­ют так­же «юж­ным буд­диз­мом». В кон. 4 в. до н. э., на 2-м буд­дий­ском со­бо­ре в Вай­ша­ли и Па­та­ли­пут­ре (ны­не Пат­на), «стар­цы» (тхе­ры) Яса и Ре­ва­та вы­сту­пи­ли про­тив ос­лаб­ле­ния ус­тав­ной дис­ци­п­ли­ны и про­тив сто­рон­ни­ков Ма­ха­дэ­вы, ко­то­рые под­вер­га­ли со­мне­нию дос­ти­же­ния ар­ха­та. В ре­зуль­та­те из об­щи­ны бы­ли из­гна­ны сто­рон­ни­ки ма­ха­санг­хи­ки. На 3-м буд­дий­ском со­бо­ре, со­зван­ном ца­рём Ашо­кой в Па­та­ли­пут­ре в 247 до н. э., Тис­са Мог­га­ли­пут­та со­ста­вил по­ле­мич. трак­тат «Кат­ха­ватт­ху», где «уче­ние стар­цев» в 252 пунк­тах про­ти­во­пос­тав­ля­лось мне­ни­ям и по­зи­ци­ям др. те­че­ний и школ. Ве­ро­ят­но, то­гда же бы­ли со­став­ле­ны и осн. час­ти зна­ме­ни­то­го ка­но­на «стар­цев» – «Три кор­зи­ны уче­ния» (см. Ти­пи­та­ка). Ашо­ка ре­шил от­пра­вить буд­дий­ских мис­сио­не­ров в раз­ные стра­ны, что по­ло­жи­ло на­ча­ло буд­диз­му на о. Лан­ка (Цей­лон, ны­не Шри-Лан­ка), где «Три кор­зи­ны» при­ня­ли со вре­ме­нем окон­ча­тель­ную фор­му Па­лий­ско­го ка­но­на. К тра­ди­ции Т. от­но­сят­ся его зна­ме­ни­тые ком­мен­та­то­ры Будд­хаг­хо­ша (Буд­даг­хо­са) (ок. 5 в.) и «Дхам­ма­па­ла» (ок. 6 в.). Будд­хаг­хо­ша на­пи­сал так­же соч. «Ви­судд­хи-маг­га» («Путь очи­ще­ния»), ко­то­рое и ны­не ис­поль­зу­ет­ся тхе­ра­ва­ди­на­ми как учеб­ное по­со­бие. Т. пред­став­ля­ет со­бой мо­на­ше­скую тра­ди­цию, ко­то­рая вос­при­ни­ма­ет Буд­ду как зем­ное су­ще­ст­во (а не бо­же­ст­во), дос­тиг­шее про­свет­ле­ния в про­цес­се 550 пе­ре­ро­ж­де­ний (джа­та­ка), и по­чи­та­ет его как ве­ли­ко­го учи­те­ля. Ти­пи­та­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся как свод зна­ний Буд­ды, а од­на из её час­тей, Ви­ная-пи­та­ка, яв­ля­ет­ся гл. нор­мой по­ве­де­ния. Жизнь Буд­ды – ос­но­ва тра­ди­ции Т., сце­ны из неё по­сто­ян­но вос­про­из­во­дят­ся в ли­те­ра­ту­ре, жи­во­пи­си, скульп­ту­ре, филь­мах и т. д. В со­ци­аль­ном и идео­ло­гич. пла­не этот сце­на­рий и Ти­пи­та­ка реа­ли­зу­ют­ся че­рез кон­цеп­цию бла­гих дей­ст­вий, за­слуг (пу­нья). Санг­ха име­ну­ет­ся «не­срав­нен­ным по­лем за­слу­ги в этом ми­ре», т. к. бы­ла ос­но­ва­на са­мим Буд­дой, т. е. её чле­ны слу­ша­ли по­уче­ния из уст са­мо­го учи­те­ля, а Т. со­хра­ня­ет тра­ди­ции «слу­шав­ших са­мо­го учи­те­ля». Т. уде­ля­ет осн. вни­ма­ние ме­ди­та­тив­ной прак­ти­ке, ве­ду­щей к дос­ти­же­нию выс­ше­го со­стоя­ния ар­ха­та («со­вер­шен­но­го»). В ней раз­ли­ча­ют­ся две фор­мы ме­ди­та­ции: дхья­на – ус­по­кое­ние «вол­не­ния» чувств и мыс­лей и ви­пас­са­на – ме­ди­та­ция оза­ре­ния, пред­по­ла­гаю­щая выс­шее про­зре­ние ре­аль­но­сти в све­те буд­дий­ско­го уче­ния. Чле­ны санг­хи на­ка­п­ли­ва­ют за­слу­ги че­рез 6 уров­ней ме­ди­та­ции: 1) гля­дя на сим­во­лы Буд­ды, они ду­ма­ют о по­сто­ян­ном не­зри­мом при­сут­ст­вии Буд­ды; 2) гля­дя на сим­во­лы Дхар­мы (уче­ния Буд­ды), вспо­ми­на­ют из­ре­че­ния Буд­ды; 3) вспо­ми­на­ют о 8 ве­ли­ких уче­ни­ках Буд­ды; 4) ут­вер­жда­ют мысль о не­со­кру­ши­мо­сти мо­раль­но­го об­ли­ка чле­на санг­хи; 5) вспо­ми­на­ют о ра­до­сти, ко­то­рую при­но­сит про­свет­ле­ние; 6) гля­дя на бо­же­ст­ва и др. не­бес­ные со­зда­ния, пе­ре­но­сят их дос­то­ин­ст­ва на свою лич­ность. Т. от­вер­га­ет «пять пунк­тов» ма­ха­санг­хи­ков, не при­знаю­щих со­вер­шен­ст­во ар­ха­та и до­пус­каю­щих как воз­мож­ность ут­ра­ты ар­ха­том за­слуг, не­об­хо­ди­мых для дос­ти­же­ния нир­ва­ны, так и спо­соб­ность ар­ха­та про­дол­жать «на­би­рать» за­слу­ги. Они от­ри­ца­ют то, что ар­хат мо­жет по­те­рять своё со­вер­шен­ст­во под тя­же­стью про­шлой кар­мы, и счи­та­ют, что три пред­ше­ст­во­вав­шие ар­ха­ту сту­пе­ни со­вер­шен­ст­ва и их по­сле­до­ва­тель­ность («во­шед­ше­го в по­ток», «воз­вра­щаю­ще­го­ся в по­след­ний раз» и «боль­ше не­воз­вра­щаю­ще­го­ся») не­ко­ле­би­мы, а их со­став­ляю­щие од­но­вре­мен­но не­сво­ди­мы друг к дру­гу. Тхе­ра­вад­ди­ны – про­тив­ни­ки мне­ния, что со­стоя­ния ар­ха­та мож­но дос­тичь и не всту­пая в мо­на­ше­скую об­щи­ну. В то же вре­мя они вы­сту­па­ли и про­тив то­го, что при на­ли­чии «мир­ских по­мы­слов» не­воз­мож­но до­сти­же­ние ис­тин­но­го зна­ния, а осн. доб­ро­де­те­ли буд­ди­ста не­при­ме­ни­мы ни к че­му «мир­ско­му». С точ­ки зре­ния при­вер­жен­цев Т., ми­ря­не, так же как и мо­на­хи, по­лу­ча­ют воз­мож­ность на­ка­п­ли­вать за­слу­ги, по­мо­гая санг­хе едой, оде­ж­дой, жиль­ём, ме­ди­ка­мен­та­ми, а так­же со­вер­шая 10 бла­гих дел: 1) под­но­ше­ние (да­на), в т. ч. и чте­ние вслух сут­ры, обу­че­ние де­тей буд­диз­му и т. д.; 2) вы­соконрав­ст­вен­ное по­ве­де­ние (си­ла), ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет муд­рость, дру­же­лю­бие и со­стра­да­ние к дру­гим; 3) раз­мыш­ле­ния и со­зер­ца­ние (бха­ва­на), вы­ра­ба­ты­ваю­щие спо­кой­ст­вие и не­воз­му­ти­мость для за­ня­тий са­мо­ана­ли­зом и са­мо­усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем; 4) по­чи­та­ние и ува­же­ние дру­гих (апа­чи­ти); 5) взаи­мо­по­мощь (вея­вач­ча); 6) пе­ре­да­ча за­слуг (пат­та­нуп­па­да­на); за­слу­ги, на­ко­п­лен­ные ве­рую­щим, не толь­ко улуч­ша­ют его кар­му, но и со­став­ля­ют его осн. бо­гат­ст­во, ко­то­рым он впра­ве по­де­лить­ся с дру­ги­ми; 7) ра­дость от по­лу­че­ния и на­ко­п­ле­ния за­слуг дру­ги­ми (абб­ха­ну­мо­да­на); 8) рас­про­стра­не­ние и про­па­ган­да уче­ния Буд­ды (де­са­на­мая); 9) слу­ша­ние лю­бо­го по­ло­же­ния уче­ния Буд­ды (са­ва­на­мая); 10) стрем­ле­ние ис­пра­вить за­блу­ж­де­ния дру­гих·(дитт­хи) и по­мочь им вый­ти из по­ля дур­ной кар­мы.

Тхе­ра­ва­ди­ны со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния в Таи­лан­де, Мьян­ме, Шри-Лан­ке, Кам­бод­же, Лао­се, име­ют­ся они так­же в Ин­дии, Банг­ла­деш, Вьет­на­ме, Ки­тае и др. стра­нах. В Таи­лан­де буд­дизм Т. яв­ля­ет­ся де-фак­то гос. ре­ли­ги­ей. Две осн. шко­лы Т.: ма­ха­ни­кай и тхам­ма­ют­ни­кай. В Мьян­ме буд­дизм Т. так­же по­лу­ча­ет гос. под­держ­ку. В стра­не дей­ст­ву­ют 9 школ, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны суд­хам­ма, шве­гон, два­ра­ни­кая, ра­манн. В Шри-Лан­ке буд­ди­сты Т. об­ра­зу­ют 3 шко­лы: си­ам­ни­кая, ама­ра­пу­ра­ни­кая и ра­ман­ния­ни­кая. Пер­вая шко­ла, имею­щая наи­боль­шее чис­ло сто­рон­ни­ков, си­ам­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, две дру­гие – бир­ман­ско­го. В Кам­бод­же в 1989 буд­дизм был объ­яв­лен гос. ре­ли­ги­ей. Ос­нов­ные шко­лы: ма­ха­ни­кай и тхам­ма­ют­ни­кай. Они же по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние и в Лао­се.

Лит.: Лы­сен­ко В. Г. Ран­няя буд­дий­ская фи­ло­со­фия. М., 1994; Ос­но­вы буд­дий­ско­го ми­ро­воз­зре­ния. М., 1994; Шо­хин В. К. Пер­вые фи­ло­со­фы Ин­дии. М., 1997; Ер­ма­ко­ва Т. В., Ост­ров­ская Е. П. Клас­си­че­ские буд­дий­ские прак­ти­ки. СПб., 2006; они же. Клас­си­че­ский буд­дизм. СПб., 2009; Ан­д­ро­сов В. П. Ин­до-ти­бет­ский буд­дизм: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М., 2011; Тор­чи­нов Е. А. Вве­де­ние в буд­дизм. СПб., 2013.

Вернуться к началу