Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИКА́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ТРИКА́Я (санскр. trikāya – три те­ла[Буд­ды]), в буд­диз­ме ма­хая­ны, уче­ние о трёх те­лах Буд­ды: Дхар­ма-кая [Те­ло За­ко­на (Ис­ти­ны)], Самб­хо­га-кая (Те­ло На­сла­ж­де­ния) и Нир­ма­на-кая (Те­ло Во­пло­ще­ния; Яв­лен­ное Те­ло) и воз­мож­но­сти их по­сти­же­ния жи­вы­ми су­ще­ст­ва­ми. Дхар­ма-кая, или не­пре­хо­дя­щая сущ­ность За­ко­на Буд­ды, по­сти­га­ет­ся толь­ко в со­стоя­нии бод­хи (про­свет­ле­ния). Те­ло За­ко­на яв­ля­ет­ся так­же со­во­куп­но­стью всех ма­ха­ян­ских сутр (Уче­ние Буд­ды), и пре­ж­де все­го Прадж­ня-па­ра­ми­та-сут­ры. В кос­мо­ло­гии буд­диз­ма Те­ло За­ко­на трак­ту­ет­ся как вся все­лен­ная (дхар­ма-дха­ту), в Вад­жрая­не – как из­на­чальный Буд­да (Ади-Буд­да). В йо­га­ча­ре и в ти­бет. буд­диз­ме Т. трак­ту­ет­ся как аб­со­лют­ная сущ­ность ми­ро­зда­ния или Са­мо­су­щее Те­ло Буд­ды. Самб­хо­га-каю со­став­ля­ют мно­го­числ. буд­ды, на­де­лён­ные со­вер­шен­ст­ва­ми муд­ро­сти (прадж­ня) и со­стра­да­ния (ка­ру­на), пре­бы­ваю­щие в «не­бес­ных стра­нах», или чис­тых зем­лях (будд­ха-кшет­ра), напр. буд­ды Ами­таб­ха и Вай­ро­ча­на. Это те­ло (и ка­ж­дый из его «пред­ста­ви­те­лей») ха­рак­те­ри­зу­ет­ся 32 боль­ши­ми и 80 ма­лы­ми при­зна­ка­ми Буд­ды. Со­зер­цать его мо­гут мас­те­ра ме­ди­та­ции (дхья­на) и бод­хи­сат­твы. Нир­ма­на-кая, в Ма­хая­не и Вад­жрая­не, осо­бая фор­ма во­пло­ще­ния «все­лен­ско­го» Те­ла Буд­ды в фи­зич. те­ле зем­ных будд, в т. ч. и Шакь­я­му­ни Буд­ды, яв­ляю­щих­ся для про­воз­гла­ше­ния За­ко­на. Они мо­гут поя­вить­ся в ка­че­ст­ве учи­те­лей в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те сан­са­ры для жи­вых су­ществ разл. ви­дов и уров­ней ду­хов­ной зре­ло­сти. В ти­бет. буд­диз­ме это по­ня­тие рас­про­стра­ня­ет­ся на все во­пло­ще­ния будд, бод­хи­саттв, да­кинь и т. д., ко­то­рые при­хо­дят на зем­лю в ка­че­ст­ве учи­те­лей (на­сто­я­те­ли мо­на­сты­рей, гла­вы школ, учё­ные ла­мы и т. д.). Как уче­ние буд­диз­ма ма­хая­ны Т. пол­но­стью сло­жи­лось в шко­ле йога­ча­ра (4 в.) и по­лу­чи­ло даль­ней­шее раз­ви­тие в буд­диз­ме Вад­жрая­ны.

Вернуться к началу