Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́РА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТО́РА́ (др.-евр. – תורה, уче­ние, за­кон), в ши­ро­ком смыс­ле – вся со­во­куп­ность евр. ре­ли­ги­оз­но­го за­ко­на – от Пя­ти­кни­жия до со­вре­мен­ных га­ла­хи­че­ских по­ста­нов­ле­ний. В евр. Биб­лии Т., или За­ко­ном Мои­сее­вым, на­зы­ва­ют пять пер­вых книг – Бе­ре­шит («В на­ча­ле»), Ше­мот («Име­на»), Вайк­ра («И воз­звал»), Бе­мид­бар («В пус­ты­не»), Де­ва­рим («Сло­ва»). В Вет­хий За­вет на­име­но­ва­ния этих книг при­шли из Сеп­туа­гин­ты (3 в. до н. э.), где они на­зва­ны по осн. те­мам книг: Γένεσις (букв. – Про­ис­хо­ж­де­ние, в слав. и рус. Биб­лии – Бы­тие), ῎Εξοδος (Ис­ход), Λευϊτιϰόν (Ле­вит), ’Αριθμοί (Чис­ла), Δευτερονόμιον (Вто­ро­за­ко­ние). Со­глас­но евр. тра­ди­ции, Пя­ти­кни­жие (как Т. в уз­ком смыс­ле) пред­став­ля­ет со­бой еди­ный до­ку­мент Бо­же­ст­вен­но­го от­кро­ве­ния, за­пи­сан­но­го Мои­се­ем. Со­во­куп­ность пред­пи­са­ний, со­дер­жа­щих­ся в Пя­ти­кни­жии, на­зы­ва­ют Пись­мен­ным За­ко­ном – Т. ше-би-хтав. Со­глас­но Тал­му­ду, в Т. со­дер­жит­ся 613 миц­вот (за­по­ве­дей) – 248 раз­ре­ши­тель­ных и 365 за­пре­ти­тель­ных, ре­гу­ли­рую­щих жизнь иу­де­ев. Един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком для пра­виль­но­го по­ни­ма­ния и трак­тов­ки Пись­мен­но­го За­ко­на яв­ля­ет­ся Уст­ный За­кон, или Т. ше-бе-‘ал-пе, – «Уст­ная Т.». Это со­би­ра­тель­ное назв. уст­ной га­ла­хи­че­ской (см. Га­ла­ха) и аг­га­ди­че­ской (см. Аг­га­да) тра­ди­ций, ко­то­рые воз­ник­ли гл. обр. по­сле ка­но­ни­за­ции Пя­ти­кни­жия и за­вер­ши­лись со­зда­ни­ем уст­ных, а за­тем и письм. сб-ков (см. Миш­наТо­сеф­та, Тал­муд, Ге­ма­ра, Мид­раш). Тал­муд под­чёр­ки­ва­ет общ­ность ис­точ­ни­ка и не­рас­тор­жи­мое един­ст­во Уст­но­го и Пись­мен­но­го За­ко­нов: «Всё то но­вое, что бы­ло су­ж­де­но учё­но­му вы­ска­зать в бу­ду­щем, уже бы­ло ска­за­но Мои­сею на го­ре Си­най» (Мег. 19б; ИТ., Пеа 2:6). Су­ще­ст­ву­ет сис­те­ма тол­ко­ва­ний, вы­страи­ваю­щих ло­гич. ряд от сти­ха Пи­са­ния к по­ло­же­нию Уст­но­го За­ко­на, от­ра­жаю­щая ор­га­ни­че­ское един­ст­во Т. и Уст­но­го За­ко­на. Обы­чай пуб­лич­но­го чте­ния Т. вос­хо­дит к глу­бо­кой древ­но­сти. Вто­ро­за­ко­ние (31:10–13) пред­пи­сы­ва­ет чи­тать «сей за­кон» «пе­ред всем Из­раи­лем вслух» в празд­ник Сук­кот, 1 раз в 7 лет. О пуб­лич­ном чте­нии Т. как о древ­нем обы­чае упо­ми­на­ют Ио­сиф Фла­вий и Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский, что под­твер­жда­ет­ся и сви­де­тель­ст­вом Но­во­го За­ве­та: «Ибо за­кон Мои­се­ев от древ­них ро­дов по всем го­ро­дам име­ет про­по­ве­дую­щих его и чи­та­ет­ся в си­на­го­гах ка­ж­дую суб­бо­ту» (Де­ян. 15:21). Ны­не Т. по­де­ле­на на 54 час­ти, чи­тае­мые во вре­мя суб­бот­ней си­на­го­галь­ной ли­тур­гии (па­ра­шат ха-ша­вуа – «не­дель­ная гла­ва»). Го­дич­ный цикл си­на­го­галь­но­го чте­ния Т. за­вер­ша­ет­ся в по­след­ний день празд­ни­ка Сук­кот – Сим­хат То­ра; но­вый цикл на­чи­на­ет­ся в суб­бо­ту, сле­дую­щую за Сук­кот. Чте­ние Т. тре­бу­ет на­ли­чия минь­я­на (ми­ни­мум 10 взрос­лых ев­ре­ев). Пе­ред чте­ни­ем и по­сле не­го сви­ток То­ры тор­же­ст­вен­но про­но­сят по мо­лит­вен­но­му за­лу си­на­го­ги. Пе­ред ут­рен­ней мо­лит­вой, за ис­клю­че­ни­ем суб­бо­ты и празд­ни­ков, иу­дей дол­жен на­ла­гать на се­бя тфил­лин – 2 ко­ро­боч­ки, в ко­то­рых хра­нят­ся на­пи­сан­ные на пер­га­мен­те от­рыв­ки из Т. Пер­вая ук­ре­п­ля­ет­ся на об­на­жён­ной ле­вой ру­ке, а вто­рая – на лбу. В ка­ж­дом евр. до­ме к внеш­не­му ко­ся­ку две­ри при­кре­п­ля­ет­ся ме­зу­за – пер­га­мент­ный сви­ток со сти­ха­ми из Т. (Втор. 6:4–9 и 11:13–21).

Вернуться к началу