Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИПИТА́КА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 152

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

ТИПИТА́КА (па­ли ti-pitaka, санскр. tri-pitaka, ти­бет. sde snod gsum – три кор­зи­ны, три ко­ро­ба), об­щее на­зва­ние со­б­ра­ния буд­дий­ских ка­но­нич. тек­стов; сло­ва Буд­ды. Пе­ри­од соз­да­ния 5–3 вв. до н. э. В на­ча­ле буд­дий­ской про­по­ве­ди паль­мо­вые ли­стья, на ко­то­рых за­пи­сы­ва­лись сло­ва Буд­ды, хра­ни­лись в кор­зи­нах и пле­тё­ных ко­ро­бах, где бы­ли рас­пре­де­ле­ны по раз­де­лам, что и да­ло на­зва­ние ка­но­ну. В Т. вхо­дят «Ви­ная-пи­та­ка», или «Кор­зи­ны тек­стов по мо­на­ше­ской дис­ци­п­ли­не и нрав­ст­вен­но­му вос­пи­та­нию», «Сут­ра-пи­та­ка», или «Кор­зи­ны тек­стов [сло­ва Буд­ды]» и «Аб­хи­д­хар­ма-пи­та­ка», или «Кор­зи­ны тек­стов выс­ше­го За­ко­на». Древ­ние на­зва­ния ка­но­нич. тек­стов со­хра­не­ны и ис­поль­зу­ют­ся до­ны­не. «Ви­ная-пи­та­ка» при­зва­на ре­гу­ли­ро­вать жизнь мо­на­ше­ской об­щи­ны (санг­хи) и со­дер­жит бо­лее 500 пра­вил, в ней опи­сы­ва­ет­ся ис­то­рия про­ис­хо­ж­де­ния ка­ж­до­го из них, а так­же име­ет­ся со­от­вет­ст­вую­щая прит­ча, в ко­то­рой уча­ст­ву­ет Буд­да. В «Сут­ра-пи­та­ку» вхо­дит бо­лее 10000 сутр, при­пи­сы­вае­мых Буд­де или его бли­жай­шим уче­ни­кам. Во мно­гие ре­дак­ции Т. вклю­че­ны так­же джа­та­ки (рас­ска­зы о жиз­ни Буд­ды в его зем­ных во­пло­ще­ни­ях). Напр., в «Сут­ра-пи­та­ку» вхо­дят так­же че­ты­ре клас­са тантр Вад­жрая­ны. «Аб­хид­хар­ма-пи­та­ка» пред­став­ля­ет со­бой сб. фи­лос. трак­та­тов, со­дер­жа­щих сис­те­ма­ти­за­цию уче­ния Буд­ды и ана­лиз его осн. док­три­наль­ных по­ло­же­ний. В ма­ха­ян­ские и вад­жра­ян­ские ре­дак­ции этой пи­та­ки вхо­дят так­же по­яс­ни­тель­ные ком­мен­та­рии – ша­ст­ры. Все шко­лы и на­прав­ле­ния буд­диз­ма име­ли соб­ст­вен­ные Т., от­ли­чав­шие­ся как со­ста­вом книг ка­ж­дой кор­зи­ны (сво­да), так и со­дер­жа­ни­ем тех из них, ко­то­рые име­ли од­но и то же на­зва­ние. Напр., Па­лий­ская Т. – свод, яв­ляю­щий­ся ка­но­ни­че­ским для шко­лы тхе­ра­ва­да, – от­ли­ча­ет­ся по со­ста­ву у тхе­ра­ва­ди­нов Шри-Лан­ки, Мьян­мы (Бир­мы) и Таи­лан­да.

Вернуться к началу