ТЕРТУЛЛИА́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕРТУЛЛИА́Н Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок. 160 – после 220), христианский богослов и писатель. Родился в языч. семье рим. центуриона. Получил юридич. образование, выступал в Риме как судебный оратор. Приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с радикальной сектой монтанистов (см. Монтанизм), ок. 207 выступил с резкими выпадами против недостаточно последоват. проведения принципов аскетизма и против зарождавшегося церковного институционализма. По-видимому, к концу жизни основал особую секту тертуллианистов.
Сочинения (сохр. 31 трактат) традиционно делятся на 3 группы: 1) апологетические – «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души» и др.; 2) догматико-полемические – «О прескрипции», «О плоти Христа», «О воскресении плоти», «О душе», «Против Праксея», «Против Гермогена», «Против Маркиона» и др.; 3) практико-аскетические (моралистические) – «О покаянии», «О терпении», «О молитве» и др. Общий стиль мышления Т. отмечен тягой к парадоксу. Если современные ему церковные мыслители типа Климента Александрийского работали над приведением библейского Откровения и греч. философии в целостную закруглённую систему, то Т. всемерно подчёркивает пропасть между конкретной реальностью своей веры и абстрактными истинами умозрения: «Что общего у Афин и Иерусалима? у Академии и Церкви?». Он измеряет силу веры именно её несоизмеримостью с разумом и рационалистич. шкалой оценок: «Сын Божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения Он воскрес; это несомненно, ибо невозможно» (De carne Christi, V). Однако непримиримость Т. относится только к абстрактному теоретизирующему разуму; напротив, он полемически подчёркивает права «естественного» практич. рассудка и в этом аспекте выступает как единомышленник киников и особенно рим. стоицизма. Т. развёртывает целую программу возвращения к природе (natura) – не только в жизни, но и в познании: необходимо преодолеть «любовь к утончённости больше, чем к истине» и сквозь все слои книжности докопаться до изначальных недр человеческой души: «Свидетельства души чем истиннее, тем проще; чем проще, тем обыденней; чем обыденней, тем всеобщнее; чем всеобщнее, тем естественнее; чем естественнее, тем божественнее» (De testimonio ammae, I, 8–9; V, 32). Это означает для Т. безоговорочное утверждение эмпиризма и притом в двух контрастирующих аспектах: мистико-психологическом и сенсуалистико-реалистическом. В поисках истины о бытии Т. постоянно стремится заглянуть в человеческое подсознательное. С др. стороны, эмпиризм Т. приводит его к материалистич. тенденциям: всё сущее причастно бытию лишь в качестве тела (corpus), хотя бы и «тела особого рода», а следовательно, и Бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух» (Adv. Praxeam, 7). Душа не вселяется в тело извне (по платонич. доктрине), но зарождается в теле от спермы (стоич. концепция). Эмоциональный фон мышления Т. – тоска по эсхатологич. развязке: «Наши желания устремлены к окончанию века сего, к концу мира и пришествию великого дня Господня, дня гнева и отмщения» (De resurr. carnis, XXII). Рим. социальному порядку он противопоставляет кинически окрашенный космополитизм и моральное бойкотирование политики: «Для нас нет никаких дел более чужих, чем государственные. Мы признаём для всех только одно государство – мир» (Apologeticum, XXXVIII, 3). Эксцентрич. характер мышления Т. и его разрыв с Церковью мешали его влиянию на деятелей патристики стать явным. Ряд его формулировок имел большое значение для формирования лат. богословской лексики (так, термин trinitas – «Троица» впервые засвидетельствован именно у Т.). В Новейшее время на Т. стремились опереться мыслители, искавшие в библейской вере альтернативу сциентизму (напр., Л. Шестов, заглавие книги которого «Афины и Иерусалим» намекает на известное изречение Т.).