Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕРЕ́ЗА А́ВИЛЬСКАЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Астахов

ТЕРЕ́ЗА А́ВИЛЬСКАЯ (Teresa de Ávila), Те­ре­за Ии­су­со­ва (Teresa de Jesús), Те­ре­са Сан­чес де Се­пе­да Да­ви­ла-и-Ау­ма­да (Te­resa Sánchez de Cepeda Dávila y Ahu­ma­da) (28.3.1515, Ави­ла – 4.10.1582, Аль­ба-де-Тор­мес), исп. мо­на­хи­ня, пи­са­тель­ни­ца, ре­фор­ма­тор ор­де­на кар­ме­ли­тов, свя­тая Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви.

Дочь дво­ря­ни­на, дед по от­цу – кре­щё­ный ев­рей (см. Ма­ра­ны). С дет­ст­ва от­ли­ча­лась на­бож­но­стью. Сбе­жав из до­ма, всту­пи­ла (ок. 1535) в ор­ден кар­ме­ли­ток (см. Кар­ме­ли­ты), да­ла обет в 1537. По при­ме­ру сво­его ду­хов­ни­ка – св. Пет­ра из Аль­кан­та­ры (1499–1562; ре­фор­ми­ро­вал ор­ден фран­ци­скан­цев), ос­но­ва­ла неск. не­боль­ших оби­те­лей (1-я – в Ави­ле в 1562, где ста­ла на­стоя­тель­ни­цей; к 1582 – 16 мо­на­сты­рей), стре­мясь воз­ро­дить древ­ний ас­ке­тич. ус­тав кар­ме­ли­тов; вме­сте с Хуа­ном де ла Кру­сом уч­ре­ди­ла но­вую ветвь ор­де­на – «бо­сых» кар­ме­ли­тов (отд. ор­ден с 1593).

Ав­тор ре­лиг.-мис­тич. тру­дов [ав­то­био­гра­фии «Кни­га жиз­ни» (1562), трак­татов «Путь к со­вер­шен­ст­ву» (1565) и «Внут­рен­ний за­мок» (1577), и др.], в ко­то­рых рас­ска­зы­ва­ет о сво­их ду­хов­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях (в т. ч. ви­де­ни­ях и от­кро­ве­ни­ях). Тру­ды Т. А. ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие жан­ра ав­то­био­гра­фии.

Беа­ти­фи­ци­ро­ва­на (1614) и ка­но­ни­зиро­ва­на (1622) Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью; при­чис­ле­на к учи­те­лям Церк­ви (1970). На­ря­ду с ап. Иа­ко­вом Ал­фее­вым, свя­тая по­кро­ви­тель­ни­ца Ис­па­нии. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 15 ок­тяб­ря.

Иконография

Изо­бра­же­ния Т. А. бы­ли по­пу­ляр­ны в иск-ве 17–18 вв. как в Ев­ро­пе, так и в Лат. Аме­ри­ке, они со­хра­ня­ют порт­рет­ные чер­ты свя­той, за­фик­си­ро­ван­ные при жиз­ни в порт­ре­те Х. де ла Ми­се­рии (1576) и рас­про­стра­нив­шие­ся бла­го­да­ря офор­ту И. Ви­рик­са. Её изо­бра­жа­ют в одея­нии мо­на­хи­ни ор­де­на бо­сых кар­ме­ли­тов, с пе­ром и кни­гой (кар­ти­на П. П. Ру­бен­са, 1615, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; ста­туя Ф. дел­ла Вал­ле, 1754, со­бор Св. Пет­ра, Рим), не­ред­ко с го­лу­бем Св. Ду­ха (кар­ти­на Х. де Ри­бе­ры, 1644, ча­ст­ное со­б­рание). Ат­ри­бу­та­ми святой так­же яв­ля­ют­ся стре­ла и пы­лаю­щее серд­це. Мис­тич. ас­пект бла­го­чес­тия Т. А. от­ра­жён в ал­тар­ном об­ра­зе Дж. Л. Бер­ни­ни «Экс­таз св. Те­ре­зы» (1647–52; см. илл. к ст. Ба­рок­ко) из ка­пел­лы Кор­на­ро в ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Вит­то­рия в Ри­ме. Жи­тий­ные эпи­зо­ды встре­ча­ют­ся в гра­вю­рах и в жи­во­пи­си ба­рок­ко. В мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си по­пу­ляр­ны сце­ны апо­фе­о­за свя­той (по­лот­но Дж. Б. Тье­по­ло в ц. Сан­та-Ма­рия-де­льи-Скаль­ци в Ве­не­ции, ок. 1725).

Соч.: Obras completas / Ed. E. de la Madre de Dios. 4 ed. Madrid, 1974; Внут­рен­ний за­мок. М., 2000; Кни­га жиз­ни [гла­вы 1–9] // Ис­то­рия че­рез лич­ность. М., 2005; Кни­га жиз­ни [гла­вы 10–13] // Адам и Ева: Аль­ма­нах ген­дер­ной ис­то­рии. М., 2005. № 9, 10. М., 2006. № 12. М., 2008. № 15.

Лит.: Salinger M. Representations of St. Te­resa // The Metropolitan Museum of Art Bulle­tin. 1949. № 8; Actas del Сongreso Inter­na­cio­nal Teresiano: 4–7 octubre, 1982 / Ed. T. Egi­do Martínez, V. García de la Concha, O. González de Cardedal. Salamanca, 1983; Варь­яш О. И., За­рец­кий Ю. П. Свя­тая Те­ре­са Авиль­ская и еe «Кни­га жиз­ни» // Вест­ник уни­вер­си­те­та Рос­сий­ской ака­де­мии об­ра­зо­ва­ния. 1997. № 2; За­рец­кий Ю. П. Тай­на мо­на­хи­ни: о ска­зан­ном и не ска­зан­ном «Кни­гой жиз­ни» Те­ре­сы Авиль­ской // De mulieribus illustribus. СПб., 2001; Alabrús Iglesias R. M., García Cárcel R. Te­resa de Jesús: La construcción de la santidad femenina. Madrid, 2015.

Вернуться к началу