Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 753

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Аверинцев

ТЕИ́ЗМ (от греч. Θεός – бог), ре­лиг. ми­ро­воз­зре­ние, ис­хо­дя­щее из по­ни­ма­ния аб­со­лют­но­го бы­тия как бес­ко­неч­ной бо­же­ст­вен­ной лич­но­сти, транс­цен­дент­ной ми­ру, со­тво­рив­шей его в сво­бод­ном ак­те во­ли и в даль­ней­шем рас­по­ря­жаю­щей­ся им (в ор­то­док­саль­ном хри­сти­ан­ст­ве Бог по­ни­ма­ет­ся как «трие­дин­ст­во» трёх та­ких лич­но­стей). При­зна­ние транс­цен­дент­но­сти Бо­га мыс­лит­ся в Т. как ис­точ­ник бы­тия всех ве­щей, от­лич­ный, од­на­ко, от всех ве­щей (хо­тя в тео­ло­гии ка­то­ли­циз­ма, напр., по­сту­ли­ру­ет­ся «ана­ло­гия бы­тия» ме­ж­ду бы­ти­ем Бо­га и бы­ти­ем ве­щей). В этом Т. про­ти­во­сто­ит как мис­ти­ке то­ж­де­ст­ва Бо­га и ми­ра, так и пан­теи­сти­че­ской кон­цеп­ции эма­на­ции, т. е. при­род­но-не­об­хо­ди­мо­го «ис­те­че­ния» ми­ра из пол­но­ты бо­же­ст­ва. При­зна­ние про­дол­жаю­щей­ся соз­на­тель­ной ак­тив­но­сти Бо­га в ми­ре от­де­ля­ет Т. от де­из­ма – отсю­да ха­рак­тер­ные для Т. пред­став­ле­ния о бо­же­ст­вен­ном про­ви­де­нии и чу­де. В наи­бо­лее чис­том ви­де Т. раз­ви­вал­ся в рам­ках трёх ге­не­ти­че­ски свя­зан­ных ре­ли­гий – иу­да­из­ма, хри­сти­ан­ст­ва и ис­ла­ма. Тер­мин впер­вые упот­реб­лён англ. фи­ло­со­фом Р. Кед­вор­том.

Вернуться к началу