Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕВТО́НСКИЙ О́РДЕН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 747-748

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Баранов

ТЕВТО́НСКИЙ О́РДЕН, Ор­ден тев­тон­ских ры­ца­рей гос­пи­та­ля св. Ма­рии в Ие­ру­са­ли­ме (лат. Ordo fratrum hospitalis san­c­tae Mariae Theutonicorum Hierosoly­mi­ta­no­rum, нем. Deutscher Orden), ду­хов­но-ры­цар­ский ор­ден Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Об­ра­зо­ван в 1198 в Ак­ре (ны­не Ак­ка, Из­ра­иль) из нем. гос­пи­та­ля для пи­лиг­ри­мов и кре­сто­нос­цев (воз­ник в 1190). 19.2.1199 Ин­но­кен­тий III ут­вер­дил пре­об­ра­зо­ва­ние гос­пи­та­ля в ор­ден. От­ли­чит. зна­ком но­во­го брат­ст­ва стал бе­лый плащ с чёр­ным кре­стом на ле­вом пле­че.

О на­чаль­ном эта­пе ис­то­рии Т. о. со­хра­ни­лись от­ры­воч­ные све­де­ния. За вре­мя прав­ле­ния 4-го вер­хов­но­го ма­ги­ст­ра Гер­ма­на фон Заль­ца (1209–39), вы­даю­ще­го­ся ди­пло­ма­та сво­его вре­ме­ни, со­вет­ни­ка имп. Фрид­ри­ха II Штау­фе­на и по­сред­ни­ка в его кон­флик­те с па­па­ми Рим­ски­ми, не­боль­шое брат­ст­во пре­вра­ти­лось в од­ну из ве­ду­щих ры­цар­ских кор­по­ра­ций [на­ря­ду с там­плие­ра­ми и гос­пи­таль­е­ра­ми (ио­ан­ни­тами)].

С 1211 ры­ца­ри Т. о. за­щи­ща­ли вост. гра­ни­цу Венг. ко­ро­лев­ст­ва от на­бе­гов по­лов­цев на тер­ри­то­рии зем­ли Бур­ца (совр. Ца­ра-Быр­сей, Ру­мы­ния) в Тран­силь­ва­нии. В ре­зуль­та­те кон­флик­та с ме­ст­ной зна­тью Т. о. был из­гнан из это­го рай­она (1225). С нач. 13 в. ин­те­рес к Т. о. про­яв­ля­ли ца­ри Ки­ли­кий­ско­го ар­мян­ско­го цар­ст­ва, по­жа­ло­вав­шие ры­ца­рям зна­чит. ком­плекс вла­де­ний на вост. гра­ни­це го­су­дар­ст­ва. С 1222 бра­тья ор­де­на обос­но­ва­лись в Кас­тиль­ском ко­ро­лев­ст­ве, где Фер­нан­до III Свя­той (1217–52) по­жа­ло­вал ры­ца­рям вла­де­ния в Ан­да­лу­сии. По­сле раз­де­ла кре­сто­нос­ца­ми тер­ри­то­рий Ви­зан­тии ор­де­ну ото­шли не­боль­шие вла­де­ния на Пе­ло­пон­не­се (см. Кре­сто­вые по­хо­ды). Ор­ден так­же обос­но­вал­ся в Про­ван­се, Апу­лии, Лом­бар­дии, Тос­ка­не, Ла­цио, на Си­ци­лии и на Ки­пре. С нач. 13 в. ры­ца­ря­ми бы­ли при­об­ре­те­ны мно­го­числ. вла­де­ния на тер­ри­то­рии Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии. Т. о. при­нял ак­тив­ное уча­стие в егип. кам­па­нии 5-го кре­сто­во­го по­хо­да; ры­ца­ри ор­де­на со­про­во­ж­да­ли от­лу­чён­но­го от Церк­ви Фрид­ри­ха II Штау­фе­на в 6-м кре­сто­вом по­хо­де. В 1230 по при­гла­ше­нию польск. кн. Кон­ра­да Т. о. поя­вил­ся в При­бал­ти­ке, где на­чал по­этап­ное по­ко­ре­ние пле­мён прус­сов, за­вер­шив­шее­ся к 1283 (см. Кре­сто­вые по­хо­ды в Вос­точ­ной Ев­ро­пе). В 1237 в со­став Т. о. ин­кор­по­ри­ро­ван ме­че­нос­цев ор­ден, вла­де­ния ко­то­ро­го в Ли­во­нии бы­ли пе­ре­да­ны под управ­ле­ние тев­тон­ских ры­ца­рей (см. Ли­вон­ский ор­ден). К 1239 Т. о. рас­про­стра­нил сфе­ру сво­его влия­ния от Пи­ре­ней­ско­го п-ова до При­бал­ти­ки и Ма­лой Азии. Идео­ло­гич. цен­тром дея­тель­но­сти Т. о. в этот пе­ри­од яв­ля­лась Свя­тая зем­ля, где ры­ца­ри с 1220 на­ча­ли со­ору­жать свою глав­ную ци­та­дель – за­мок Мон­фор (нем. Штар­кен­берг, се­ве­ро-вос­точ­нее Ак­ры).

Ру­ко­во­дство Т. о.: вер­хов­ный ма­гистр, из­би­рае­мый по­жиз­нен­но; грос­ге­би­ти­ге­ры – его бли­жай­шие со­вет­ни­ки. Гл. про­вин­ция­ми Т. о. в Прус­сии, Ли­во­нии и на тер­ри­то­рии Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии ру­ко­во­ди­ли ме­ст­ные ма­ги­ст­ры (ланд­мей­сте­ры, в им­пе­рии – дейч­мей­сте­ры), др. вла­де­ния­ми – ланд­ком­ту­ры. При­ня­тие ре­ше­ний по об­щим по­ли­тич. и иным во­про­сам про­ис­хо­ди­ло по кол­ле­ги­аль­но­му прин­ци­пу и осу­ще­ст­в­ля­лось ге­не­раль­ным ка­пи­ту­лом, со­би­рав­шим всех ру­ко­во­ди­те­лей ре­гио­наль­ных от­де­ле­ний ор­де­на, ко­то­рые, в свою оче­редь, со­зы­ва­ли ме­ст­ные ка­пи­ту­лы для управ­ле­ния про­вин­ци­ей. Адм.-терр. еди­ни­ца­ми ор­де­на в Прус­сии и Ли­во­нии яв­ля­лись ком­тур­ст­ва и фогт­ст­ва, в им­пе­рии – бал­леи. Чле­ны ор­де­на де­ли­лись на 3 осн. ка­те­го­рии: бра­тья-ры­ца­ри, бра­тья-свя­щен­ни­ки и са­ри­ант-бра­тья.

В 1266 за­мок Мон­фор вы­дер­жал оса­ду мам­лю­ков, но в 1271 был взят сул­та­ном Бей­бар­сом и раз­ру­шен. Тем не ме­нее Т. о. про­дол­жал вкла­ды­вать зна­чит. сред­ст­ва в при­об­ре­те­ние зе­мель­ных вла­де­ний в Свя­той зем­ле. Толь­ко в 1291, вме­сте с па­де­ни­ем Ак­ры и окон­чат. унич­то­же­ни­ем Ие­ру­са­лим­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, про­изош­ли ко­рен­ные из­ме­не­ния в адм. струк­ту­ре и идео­ло­гии Т. о. Вер­хов­ный ма­гистр Кон­рад фон Фейх­тван­ген (1291–96) обос­но­вал­ся в Ве­не­ции, а в 1309 вер­хов­ный ма­гистр Зиг­фрид фон Фейх­тван­ген (1303–11) пе­ре­ехал от­ту­да в Ма­ри­ен­бург (ны­не Маль­борк, Поль­ша), сде­лав окон­чат. вы­бор в поль­зу При­бал­ти­ки. Это ре­ше­ние встре­ти­ло жё­ст­кое со­про­тив­ле­ние со сто­ро­ны ланд­мей­сте­ров Прус­сии, не же­лав­ших те­рять своё по­ло­же­ние и вы­ну­див­ших вер­хов­но­го ма­ги­ст­ра Кар­ла Трир­ско­го (1311–24) бе­жать в им­пе­рию. Кон­фликт про­дол­жал­ся до 1324 и фор­маль­но за­вер­шил­ся с из­бра­ни­ем Вер­не­ра фон Ор­зель­на (1324–30), взяв­ше­го на се­бя управ­ле­ние Прус­си­ей, став­шей от­ны­не цен­тром ор­де­на.

Замок Мариенбург в Пруссии (ныне город Мальборк, Польша). Фото А. В. Баранова

По­сле по­ко­ре­ния прус­сов (1283) и по­те­ри Свя­той зем­ли (1291) ор­ден пол­ностью пе­ре­ори­ен­ти­ро­вал­ся на борь­бу с ли­тов­ца­ми, пред­при­ни­мая по­хо­ды (нем. – рей­зы) из Прус­сии и Ли­во­нии на тер­ри­то­рию Лит­вы. Си­туа­ция из­ме­ни­лась с оформ­ле­ни­ем Крев­ской унии 1385 и ка­то­лич. кре­ще­ни­ем вел. кн. ли­тов­ско­го Ягай­ло, про­воз­гла­шён­но­го польск. ко­ро­лём. От­но­ше­ния Т. о. с Поль­шей ис­пор­ти­лись по­сле за­вое­ва­ния ры­ца­ря­ми Вост. По­мо­рья в 1308–09, не­удач­ной для по­ля­ков вой­ны с ор­де­ном (1327–1332) и за­клю­че­ния Ка­лиш­ско­го ми­ра (1343). В хо­де «Ве­ли­кой вой­ны» 1409–1411 польск.-ли­тов. ар­мия на­нес­ла со­кру­шит. по­ра­же­ние вой­скам Т. о. в Грюн­вальд­ской бит­ве 1410. Ус­ло­вия 1-го То­рунь­ско­го ми­ра (1411) не раз­ре­ши­ли кон­флик­та. В 1454 го­ро­да и со­сло­вия Зап. Прус­сии (Прус­ский со­юз) под­ня­ли вос­ста­ние про­тив вла­сти Т. о., ко­то­рое бы­ло под­дер­жа­но Поль­шей. По­сле раз­ру­шит. Три­на­дца­ти­лет­ней вой­ны 1454–66 был за­клю­чён 2-й То­рунь­ский мир (1466), по ус­ло­ви­ям ко­то­ро­го Т. о. по­те­рял Ма­ри­ен­бург и зап. часть сво­их вла­де­ний, со­хра­нив лишь Кё­нигс­берг с ок­ре­ст­но­стя­ми. В 1519–21 вер­хов­ный ма­гистр Альб­рехт Бран­ден­бург­ский (1511–25) по­пы­тал­ся из­ме­нить си­туа­цию, за­клю­чив в 1517 со­юз­ный до­го­вор с вел. кн. мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем. Бое­вые дей­ст­вия про­тив Поль­ши за­кон­чи­лись без­ре­зуль­тат­но: опус­то­ше­ния и фи­нан­со­вый кри­зис вы­ну­ди­ли сто­ро­ны за­клю­чить 4-лет­нее пе­ре­ми­рие. По со­ве­ту М. Лю­те­ра Альб­рехт ре­шил се­ку­ля­ри­зо­вать вла­де­ния ор­де­на в Прус­сии. 8.4.1525 в Кра­ко­ве он при­нёс вас­саль­ную при­ся­гу ко­ро­лю Поль­ши Си­гиз­мун­ду I в ка­че­ст­ве 1-го гер­цо­га Прус­сии. Функ­ции вер­хов­но­го ма­ги­ст­ра ор­де­на взял на се­бя дейч­мей­стер Валь­тер фон Крон­берг (1526–43). По­сле се­ку­ля­ри­за­ции ли­вон­ской про­вин­ции (1561–62) ор­ден удер­жал свои вла­де­ния толь­ко в им­пе­рии, пе­рей­дя к кон. 16 в. под по­кро­ви­тель­ст­во мо­гу­ществ. ди­на­стии Габс­бур­гов. В хо­де на­по­ле­о­нов­ских войн Т. о. ли­шил­ся вла­де­ний за пре­де­ла­ми Ав­ст­рии и Ти­ро­ля. В 1923–29 пре­об­ра­зо­ван в свя­щен­ни­че­ский ор­ден, за­ни­маю­щий­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Ре­зи­ден­ция вер­хов­ных ма­ги­ст­ров на­хо­дит­ся в Ве­не (с 1809).

Лит.: Forstreuter K. Der Deutsche Orden am Mittelmeer. Bonn, 1967; Biskup M. Wojny Polski z Zakonem Krzyżackim, 1308–1521. Gdańsk, 1993; Militzer K. Von Akkon zur Ma­rien­burg. Marburg, 1999; idem. Die Geschichte des Deutschen Ordens. 2. Aufl. Stuttg., 2012; Бок­ман Х. Не­мец­кий ор­ден. Две­на­дцать глав из его ис­то­рии. М., 2004; Państwo za­ko­nu krzyżackiego w Prusach / Red. M. Biskup, R. Czaja. Warsz., 2008; Morton N. The Teu­tonic knights in the Holy Land. Woodbridge, 2009; Вер­хов­ные ма­ги­ст­ры Тев­тон­ско­го ор­де­на, 1190–2012. М., 2015.

Вернуться к началу