Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́ИНСТВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей Вадим Леонов

ТА́ИНСТВА (греч. μυστήριον, лат. sacra­mentum), са­краль­ное дей­ст­вие или со­бы­тие, вы­хо­дя­щее за рам­ки обы­ден­ных пред­став­ле­ний. В хри­сти­ан­ст­ве Т. на­зы­ва­ют 7 ос­но­во­по­ла­гаю­щих для жиз­ни Церк­ви свя­щен­но­дей­ст­вий – Ев­ха­ри­стия, кре­ще­ние, ми­ро­по­ма­за­ние, по­кая­ние, свя­щен­ст­во, брак, еле­ос­вя­ще­ние – сверхъ­ес­те­ст­вен­ный спо­соб влия­ния ко­то­рых на ве­рую­ще­го че­ло­ве­ка реа­лен, но вы­хо­дит за пре­де­лы ра­цио­наль­но­го объ­яс­не­ния. Во всех хри­сти­ан­ских кон­фес­си­ях, имею­щих апо­столь­ское пре­ем­ст­во (у пра­во­слав­ных, ка­то­ли­ков, мо­но­фи­зи­тов, не­сто­ри­ан), при­зна­ют­ся 7 Т., но та­кой их со­став от­ри­ца­ет­ся про­тес­тан­та­ми и анг­ли­ка­на­ми. Др. свя­щен­но­дей­ст­вия Церк­ви, хо­тя и при­об­ща­ют че­ло­ве­ка бла­го­да­ти, но не яв­ля­ют­ся без­услов­но не­об­хо­ди­мы­ми для спа­се­ния: в пра­во­слав­ной Церк­ви они на­зы­ва­ют­ся по-раз­но­му – об­ря­ды, чи­ны, по­сле­до­ва­ния и т. д. (напр., чин ос­вя­ще­ния хра­ма), в ка­то­лич. Церк­ви для них су­ще­ст­ву­ет тер­мин «sacramentalia».

По­сколь­ку, со­глас­но хри­сти­ан­ско­му ве­ро­уче­нию, ка­ж­дый че­ло­век дву­сос­та­вен, име­ет те­ло и ду­шу, то для все­це­ло­го ос­вя­ще­ния че­ло­ве­ка Т. име­ют 2 сто­ро­ны – ви­ди­мую и не­ви­ди­мую. На взаи­мо­связь этих двух сто­рон ука­зы­вал Ии­сус Хри­стос: «ес­ли кто не ро­дит­ся от во­ды и Ду­ха, не мо­жет вой­ти в Цар­ст­вие Бо­жие» (Ин. 3.5; 1 Кор. 6.11). Св. Ио­анн Зла­то­уст разъ­яс­нял: «Ес­ли бы ты был бес­те­ле­сен, то Хри­стос со­об­щал бы те­бе да­ры бес­те­лес­но: но так как ду­ша твоя со­еди­не­на с те­лом, то ду­хов­ное со­об­щает­ся те­бе че­рез чув­ст­вен­ное». Бо­го­ус­та­нов­лен­ность – су­ще­ст­вен­ный при­знак цер­ков­ных Т.: они ус­та­нов­ле­ны Ии­су­сом Хри­стом и пе­ре­да­ны Им уче­ни­кам (Дн. 1.3).

В бо­го­сло­вии при­ня­то рас­смат­ри­вать Т. в 2 ас­пек­тах: дей­ст­ви­тель­но­сти и дей­ст­вен­но­сти. Дей­ст­ви­тель­ность Т. оз­на­ча­ет, что при его со­вер­ше­нии ре­аль­но бы­ла ни­спос­ла­на ос­вя­щаю­щая бла­го­дать Бо­жия, т. е. был по­лу­чен Бо­же­ст­вен­ный «от­вет» на мо­лит­ву Церк­ви, – это объ­ек­тив­ная сто­ро­на. Дей­ст­вен­ность Т. оз­на­ча­ет, что оно не толь­ко объ­ек­тив­но со­вер­ши­лось, но и бы­ло субъ­ек­тив­но или лич­но ус­вое­но его уча­ст­ни­ка­ми. Воз­дей­ст­вие бла­го­да­ти в Т. мо­жет быть как во спа­се­ние ду­ши, так и в осу­ж­де­ние, в за­ви­си­мо­сти от лич­но­го уст­рое­ния при­ни­маю­ще­го (1 Кор. 11.27–29).

Ус­ло­вия дей­ст­ви­тель­но­сти Т.: 1) со­вер­ши­те­лем Т. дол­жен быть толь­ко епи­скоп или пре­сви­тер, имею­щий бла­го­дать свя­щен­ст­ва; 2) спо­соб со­вер­ше­ния Т. дол­жен со­от­вет­ст­во­вать древ­ним прин­ци­пам от­но­си­тель­но ве­ще­ст­ва (напр., кре­ще­ние имен­но в во­де) или ви­ди­мо­го зна­ка (бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ни­ком всту­паю­щих в брак или воз­ло­же­ние рук при хи­ро­то­нии); 3) мо­лит­вен­ное об­ра­ще­ние к Бо­гу о ни­спос­ла­нии со­от­вет­ст­вую­щих да­ров.

Ус­ло­вия­ми дей­ст­вен­но­сти Т. яв­ля­ют­ся: 1) ве­ра в Т.; 2) осоз­нан­ное при­ня­тие; 3) доб­ро­воль­ность со сто­ро­ны при­ни­маю­щих его.

Мла­ден­цы уча­ст­ву­ют в Т. в си­лу един­ст­ва люб­ви и ве­ры со свои­ми ду­хов­ны­ми и плот­ски­ми ро­ди­те­ля­ми.

Вернуться к началу