Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́ДЬИ ИЗРА́ИЛЕВЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 396-397

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Шаблевский

СУ́ДЬИ ИЗРА́ИЛЕВЫ (שפטים ישראל - евр.) 1) из­бран­ные Бо­гом пред­во­ди­те­ли евр. на­ро­да, по­сы­лав­шие­ся им для ос­во­бо­ж­де­ния ко­лен Из­раи­ле­вых от вла­сти ино­пле­мен­ни­ков. Дея­тель­ность су­дей ох­ва­ты­ва­ет пе­ри­од от смер­ти Ии­су­са На­ви­на до воз­ник­но­ве­ния Из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва (с 13 в. до 2-й пол. 11 в. до н. э.) и опи­са­на в Биб­лии в Кни­ге Су­дей. В этот пе­ри­од ев­реи, ока­зав­шись в тес­ном со­сед­ст­ве с др. пле­ме­на­ми, не имея еди­но­го ду­хов­но­го и по­ли­тич. ру­ко­во­дства, пе­рио­ди­че­ски впа­да­ли в грех идо­ло­по­клон­ст­ва, за что и по­лу­ча­ли на­ка­за­ние от Бо­га: он от­да­вал ко­ле­на Из­раи­ле­вы во власть их вра­гов. По­сле по­кая­ния и воз­вра­ще­ния к Бо­гу ев­реи полу­ча­ли от не­го по­мощь – С. И., под ру­ко­вод­ством ко­то­рых по­бе­ж­да­ли и по­лу­ча­ли сво­бо­ду, ибо «Сам Гос­подь был с судь­ёю и спа­сал их от вра­гов их» (Суд. 2:18). С. И. бы­ли во­ен­но-по­ли­тич. ли­де­ра­ми, но не соб­ст­вен­но су­деб­ной вла­стью. Прав­ле­ние су­дей бы­ло вре­мен­ным и ни­ко­гда не рас­про­стра­ня­лось на все ко­ле­на. Все­го в Биб­лии упо­ми­на­ет­ся 13 су­дей (Го­фо­ни­ил, Авод, Са­ме­гар, Де­во­ра, Ва­рак, Ге­де­он, Фо­ла, Иа­ир, Иеф­фай, Есе­вон, Елон, Ав­дон, Сам­сон), ко­то­рые от­ли­ча­лись друг от дру­га не толь­ко по сво­ему воз­рас­ту, по­лу и со­ци­аль­но­му ста­ту­су, но и по нрав­ст­вен­ным ка­че­ст­вам.

2) Кни­га Су­дей (евр. ספר שופטים) вхо­дит в со­став иу­дей­ско­го Та­на­ха и хри­сти­ан­ско­го Вет­хо­го За­ве­та. Со­сто­ит из 21 гла­вы, ко­то­рые мож­но раз­де­лить на три час­ти: всту­п­ле­ние и об­щая ха­рак­те­ри­сти­ка рас­смат­ри­вае­мо­го пе­рио­да (Суд. 1:1–3:6); ис­то­рия су­дей (Суд. 3:7–16); при­ло­же­ния к ис­то­рии су­дей (Суд. 17:1–21:25). Ав­то­ром кни­ги, ис­хо­дя из внут­рен­них сви­де­тельств (Суд. 1:21; 17:6; 18:1; 30–31; 19:1; 21:25), на­зы­ва­ют про­ро­ка Са­муи­ла. Песнь Де­воры (Суд. 5:2–31) счи­та­ет­ся древ­ней­шим па­мят­ни­ком ли­те­ра­ту­ры на ив­ри­те. Кни­га Су­дей при­зна­на ка­но­ни­че­ской как в иу­дей­ской, так и в хри­сти­ан­ской тра­ди­ци­ях и при­сут­ст­ву­ет во всех из­вест­ных пе­ре­во­дах Биб­лии.

Лит.: Кел­лер В. Биб­лия как ис­то­рия. М., 1998; Тант­лев­ский И. Р. Ис­то­рия Из­раи­ля и Иу­деи до раз­ру­ше­ния Пер­во­го Хра­ма. 2-е изд. СПб., 2007; Дай­монт М. Ев­реи, Бог и ис­то­рия. М., 2009; До­бы­кин Д. Г. Лек­ции по вве­де­нию в Свя­щен­ное Пи­са­ние Вет­хо­го За­ве­та. СПб., 2012.

Вернуться к началу