Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТАРОКАТО́ЛИКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Крысов

СТАРОКАТО́ЛИКИ, по­сле­до­ва­те­ли рас­ко­ла в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, об­ра­зо­вав­ше­го­ся в ре­зуль­та­те не­при­ятия ря­дом бо­го­сло­вов и пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва ре­ше­ний Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра (1869–1870) о при­ма­те вла­сти па­пы Рим­ско­го и без­оши­боч­но­сти его су­ж­де­ний ex cathe­dra. Чис­лен­ность св. 100 тыс. чел. (2015); б. ч. при­над­ле­жит к Ут­рехт­ской унии (не­за­ви­си­мые нац. церк­ви Гер­ма­нии, Ни­дер­лан­дов, Швей­ца­рии, Ав­ст­рии, Поль­ши и Че­хии).

Идей­ны­ми вдох­но­ви­те­ля­ми С. бы­ли нем. ка­то­лич. свя­щен­ник-бо­го­слов И. фон Дёл­лин­гер (1799–1890), ряд тео­ло­гов (И. Фрид­рих, Ф. Ройш, И. фон Шуль­те) и пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва. На 1-м кон­грес­се С. (1871) в Мюн­хе­не при­ня­та про­грам­ма вос­ста­нов­ле­ния древ­не­цер­ков­но­го ка­но­нич. уст­рой­ст­ва, очи­ще­ния хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния от за­блу­ж­де­ний и объ­е­ди­не­ния с ины­ми, в т. ч. пра­во­слав­ны­ми, церк­ва­ми, раз­рабо­та­ны прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции при­ход­ских об­щин. Для про­дол­же­ния апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва был из­бран епи­скоп (1873) – им стал свя­щен­ник проф. Й. Г. Рейн­кенс (1821–96); ру­ко­по­ло­же­ние со­вер­шил в Рот­тер­да­ме 11.8.1873 Г. Хей­камп, один из епи­ско­пов ян­се­ни­ст­ской (см. Ян­се­низм) Ут­рехт­ской церк­ви в Ни­дер­лан­дах.

Пер­вая ста­ро­ка­то­лич. Цер­ковь бы­ла об­ра­зо­ва­на в Гер­ма­нии (1871–72) в го­ды «куль­тур­камп­фа» О. фон Бис­мар­ка, про­во­див­ше­го ан­ти­пап­скую по­ли­ти­ку. В 1872 С. Швей­ца­рии ос­но­ва­ли Хри­сти­ан­ско-ка­то­лич. цер­ковь.

В 1874–75 на Меж­кон­фес­сио­наль­ных кон­фе­рен­ци­ях в Бон­не С. от­верг­ли fi­lio­que как позд­ней­шую и не­за­кон­ную при­бав­ку к Сим­во­лу ве­ры. 24.9.1889 пять епи­ско­пов Ут­рехт­ской церк­ви и ста­ро­ка­то­лич. церк­вей Гер­ма­нии и Швей­ца­рии под­пи­са­ли дек­ла­ра­цию о соз­да­нии Ут­рехт­ской унии ста­ро­ка­то­лич. церк­вей, объ­е­ди­нён­ных 8 по­ло­же­ния­ми: со­хра­не­ние ве­ры на ос­но­ве Все­лен­ских со­бо­ров не­раз­де­лён­ной Церк­ви 1-го тыс., от­вер­же­ние по­ста­нов­ле­ний Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра о пап­ской без­оши­боч­но­сти и аб­со­лют­ной юрис­дик­ции, от­вер­же­ние дог­ма­та о не­по­роч­ном за­ча­тии Де­вы Ма­рии, от­вер­же­ние обя­за­тель­но­сти по­ло­же­ний ан­ти­ян­се­ни­ст­ской бул­лы «Unige­ni­tus» (1713) и Сил­ла­бу­са 1864 (см. в ст. Пий IX), от­вер­же­ние дис­ци­п­ли­нар­ных ре­ше­ний Три­дент­ско­го со­бо­ра, от­ри­ца­ние уче­ния о во­зоб­нов­ле­нии ис­ку­пи­тель­ной жерт­вы Ии­су­са в со­вер­ше­нии та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии, стрем­ле­ние к дос­ти­же­нию един­ст­ва ме­ж­ду хри­сти­ан­ски­ми церк­ва­ми, от­вер­же­ние пре­тен­зий Церк­ви на свет­скую власть.

Впо­след­ст­вии к Ут­рехт­ской унии при­сое­ди­ня­лись но­вые нац. ста­ро­ка­то­лич. церк­ви: Ав­ст­рий­ская, за­тем вы­де­лив­шая­ся из неё Че­хо­сло­вац­кая; за пре­де­ла­ми Ев­ро­пы – воз­ник­шая в эмиг­рант­ской сре­де в США Поль­ская нац. ка­то­лич. цер­ковь и за­тем от­де­лив­шая­ся от неё на тер­ри­то­рии Поль­ши (1951) Поль­ско-ка­то­лич. цер­ковь. Поль­ская нац. ка­то­лич. цер­ковь и Сло­вац­кая ста­ро­ка­то­лич. цер­ковь впо­след­ст­вии вы­шли из унии в свя­зи с ра­ди­каль­ной мо­дер­ни­за­ци­ей там цер­ков­ной жиз­ни в кон. 20 – нач. 21 вв.

Ста­ро­ка­то­лич. церк­ви управ­ля­ют­ся си­но­да­ми; дей­ст­ву­ет еже­год­ная Ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ция ста­ро­ка­то­лич. епи­ско­пов (пред. – ар­хи­еп. Ут­рехт­ский), 1 раз в 4 го­да про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. кон­грес­сы с уча­сти­ем ми­рян. Церк­ви Ут­рехт­ской унии по­шли по пу­ти мо­дер­ни­за­ции в зна­чи­тель­но боль­шей сте­пе­ни, чем Рим­ско-ка­толич. цер­ковь по­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра, и не толь­ко про­во­дят бо­го­слу­же­ния на нац. язы­ках, но и от­ме­ни­ли це­ли­бат для ду­хо­вен­ст­ва, вве­ли жен­ское свя­щен­ст­во и бла­го­слов­ле­ние го­мо­сек­су­аль­ных сою­зов.

В эку­ме­нич. пла­не на­ча­тый С. в 1874 на меж­кон­фес­сио­наль­ных кон­фе­рен­ци­ях в Бон­не диа­лог с анг­ли­кан­ски­ми и пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми за­вер­шил­ся дос­ти­же­ни­ем в нач. 1930-х гг. пол­но­го об­ще­ния в та­ин­ст­вах с анг­ли­ка­на­ми и сбли­же­ни­ем по ря­ду дог­ма­тов ве­ро­уче­ния с пра­во­слав­ны­ми.

Лит.: Гер­мо­ген, арх. Ста­ро­ка­то­ли­че­ское дви­же­ние // Жур­нал Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1953. № 9; Conzemius V. Katholizismus ohne Rom: Die altkatholische Kirchengemeinschaft. Z., 1969; Pruter K. The Old Catholic Church: A history and chronology. 2nd ed. San Ber­nardino, 1996; Moss С. B. The Old Catholic movement, its origins and history. Berk., 2005; Таль­берг Н. Д. Ста­ро­ка­то­ли­ки // Таль­берг Н. Д. Ис­то­рия Хри­сти­ан­ской Церк­ви. М., 2008.

Вернуться к началу