Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕЗУИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Калиниченко (Современное положение), Священник М. Инглот (Орденская миссия в России)

ИЕЗУИ́ТЫ, Об­ще­ст­во Ии­су­са (лат. So­cietas Jesu), ка­то­лический мо­на­ше­ский ор­ден, ос­но­ван­ный Иг­на­ти­ем Лой­о­лой.

История

Сим­во­ли­чес­кой да­той соз­да­ния ор­де­на И. счи­та­ет­ся 15.8.1534, ко­гда в ча­сов­не Бо­го­ма­те­ри на хол­ме Мон­мартр в Па­ри­же Иг­на­тий Лой­о­ла и его спод­виж­ни­ки Фран­циск Кса­верий (см. Ксавье), Пётр Фа­бер (Фавр), Дие­го Лаи­нес, Аль­фон­со Саль­ме­рон, Ни­ко­лас Бо­ба­ди­лья и Си­ман Род­ри­гиш при­нес­ли обе­ты не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и апо­столь­ско­го слу­же­ния в Свя­той зем­ле или (ес­ли оно ока­жет­ся не­воз­мож­ным) в других час­тях све­та, по вы­бо­ру па­пы Рим­ско­го. Обе­ты за­кан­чи­ва­лись сло­ва­ми «Ad majorem Dei gloriam» («Для вя­щей сла­вы Гос­под­ней»), ко­то­рые ста­ли де­ви­зом бу­ду­ще­го ор­де­на. Из-за вой­ны ме­ж­ду Ве­неци­ан­ской рес­пуб­ли­кой и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей по­езд­ка в Свя­тую зем­лю не со­стоя­лась, по­это­му Иг­на­тий Лой­о­ла с со­рат­ни­ка­ми в но­ябре 1537 от­пра­вил­ся в Рим, где ос­но­вал Общество Ии­су­са, при­зван­ное за­щи­тить Цер­ковь от внутренних про­ти­во­ре­чий и внеш­них вра­гов. Общество Ии­су­са бы­ло ут­вер­жде­но 27.9.1540 бул­лой «Re­gimini militantis Ecclesiae» па­пы Рим­ско­го Пав­ла III (1534–49); его струк­ту­ра оп­ре­де­ле­на Ус­тав­ной фор­му­лой (For­mu­la Instituti), со­став­лен­ной Иг­на­ти­ем Лой­о­лой, ко­то­рый по­сле из­бра­ния 8.4.1541 «ге­не­ра­лом» ор­де­на раз­ра­бо­тал и его про­стран­ную Кон­сти­ту­цию (чис­лен­ность Общества из­на­чаль­но ог­ра­ни­чи­ва­лась 60 чле­на­ми; в 1544 это ог­ра­ни­че­ние бы­ло от­ме­не­но). Иг­на­тий Лой­о­ла соз­дал мо­на­ше­ский ор­ден с жё­ст­кой дис­ци­п­ли­ной: его чле­ны, по­ми­мо трёх обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов (не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния), при­но­си­ли чет­вёр­тый – без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му. Иг­на­ти­ем Лой­о­лой бы­ли так­же оп­ре­де­ле­ны кри­те­рии приё­ма но­вых чле­нов, пред­по­ла­гаю­щие дли­тель­ный но­ви­ци­ат, а так­же вто­рой срок ис­пы­та­ния пе­ред при­ня­ти­ем по­след­не­го, чет­вёр­то­го, обе­та. В ию­ле 1548 в бре­ве «Pastoralis Officii» па­па Па­вел III ут­вер­дил со­став­лен­ные Иг­на­ти­ем Лой­о­лой «Ду­хов­ные уп­раж­не­ния» («Exercitia Spi­ritualia») – курс со­зер­цательных прак­тик и мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний, по­могаю­щих прак­ти­кую­щим, пре­ж­де всего чле­нам ор­де­на, оп­ре­де­лить лич­ные жиз­нен­ные при­ори­те­ты, дос­тиг­нуть ду­хов­но­го очи­ще­ния и ук­ре­пить­ся на пу­ти доб­ро­де­те­ли.

Пре­ем­ни­ки Пав­ла III, и пре­ж­де все­го па­па Рим­ский Юлий III (1550–55), ока­зы­вая по­кро­ви­тель­ст­во ор­де­ну, пре­дос­тав­ля­ли ему пра­ва, ка­ки­ми ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся ни­ка­кой дру­гой ка­то­лический мо­на­ше­ский ор­ден. И. бы­ло до­ве­ре­но соз­да­ние но­во­го тео­ло­ги­че­ско-апо­ло­ге­тического фун­да­мен­та ка­то­лической церк­ви, спо­соб­но­го про­ти­во­сто­ять Ре­фор­ма­ции и внут­ри­цер­ков­ным про­ти­во­ре­чи­ям. На Три­дент­ском со­бо­ре в ка­че­ст­ве пап­ских тео­ло­гов вы­сту­па­ли иезуиты Д. Лаи­нес (в 1558–65 ге­не­рал ор­де­на) и А. Cальмерон. Во 2-й половине 16 в. ор­ден ук­ре­пил своё по­ло­же­ние во Фран­ции и Гер­ма­нии – основном ареа­ле рас­про­стра­не­ния про­тес­тант­ских идей в Ев­ро­пе. То­гда же пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­об­ре­ла дея­тель­ность И. в об­лас­ти ре­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы ка­то­лического ду­хов­но­го и свет­ско­го об­ра­зо­ва­ния бла­го­да­ря соз­да­нию се­ти ие­зу­ит­ских об­ра­зо­вательных кол­ле­гий (в конце 16 в. их на­счи­ты­ва­лось около 140). Па­па Юлий III одоб­рил ос­но­ва­ние И. в феврале 1551 Римской кол­ле­гии (пре­об­ра­зо­ван­ной в даль­ней­шем в Гри­го­ри­ан­ский университет) и вве­рил им Германскую кол­ле­гию, го­то­вив­шую свя­щен­ни­ков для слу­же­ния в стра­нах, под­вер­жен­ных влия­нию про­тес­тант­ских идей. С 1571 И. бы­ло раз­ре­ше­но пре­по­да­вать в круп­ней­ших ев­ропейских уни­вер­си­тет­ских го­ро­дах. В конце 16 в. в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния в ка­то­лических стра­нах ведущую роль играли И. Прин­ци­пы, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ие­зу­ит­ской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, бы­ли раз­ра­бо­та­ны под на­блю­де­ни­ем К. Ак­ва­ви­вы (ге­не­ра­ла ор­де­на в 1581–1615). К началу 17 в. об­щая чис­лен­ность ор­де­на воз­рос­ла до бо­лее чем 13 тыс. чле­нов в 32 ор­ден­ских про­вин­ци­ях.

Из­на­чаль­но при­ори­тет­ным ре­гио­ном осу­ще­ст­в­ле­ния слу­же­ния ор­де­на бы­ла оп­ре­де­ле­на Ев­ро­па, раз­ди­рае­мая политическими и церковными про­ти­во­ре­чия­ми. С началом 1540-х гг. Римская ку­рия ста­ла на­прав­лять ие­зу­ит­ских мис­сио­не­ров в различные ре­гио­ны Азии, Аф­ри­ки и Но­во­го Све­та: в 1542 – в Ин­дию, в 1549 – в Япо­нию, в 1562 – в Ки­тай (Ма­као); в 1548 бы­ли ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии в Анголе и Ма­рок­ко, в 1550 – в Мо­зам­би­ке, в 1604 – в Сьер­ра-Ле­о­не, в 1616 – на о. Ма­да­га­скар. В 1549 тру­да­ми ие­зу­ит­ско­го священника М. да Ноб­ре­ги ду­хов­ная мис­сия ор­де­на бы­ла уч­ре­ж­де­на в Бра­зи­лии (раз­ви­та бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Ж. ди Ан­шие­ты и А. Ви­ей­ры), в 1566 – во Фло­ри­де, в 1567 – в Пе­ру, в 1651 – на Гаи­ти, в 1697 – в Ка­ли­фор­нии. Иезуи­тов го­су­дар­ст­во 1610–1767 су­щест­во­ва­ло в Па­раг­вае. В 1611 по­ло­же­но на­ча­ло мис­сии ор­де­на в Ка­на­де (Ж. де Бре­бёф, И. Жог), в 1634 – в Мэ­ри­лен­де (на тер­ри­то­рии современных США). На Ближ­нем Вос­то­ке (Си­рия) ие­зу­ит­ская мис­сия бы­ла от­кры­та в 1831 (её цен­тром в даль­ней­шем стал Бей­рут и ос­но­ван­ный там ие­зу­ит­ский университет Св. Ио­си­фа).

В 17 – 1-й половине 18 вв. И. иг­ра­ли зна­чительную роль в ев­ропейской по­ли­ти­ке. В Ри­ме мно­гие И. бы­ли ду­хов­ни­ка­ми пап и кар­ди­на­лов.

Со 2-й половины 18 в. ор­ден под­верг­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны ев­ропейских ко­ро­лев­ских до­мов: в 1760-х гг. И. бы­ли из­гна­ны из Пор­ту­га­лии, в 1764 – из Фран­ции и в 1767 – из Ис­па­нии. Под на­жи­мом Бур­бо­нов па­па Рим­ский Кли­мент XIV (1769–1774) при­нял ре­ше­ние о рос­пус­ке ор­де­на, ко­то­рый был оформ­лен бре­ве «Do­mi­nus ac Redemptor Noster» (от 21.7.1773), мо­ти­ви­руя своё ре­ше­ние тем, что су­ще­ст­во­ва­ние ор­де­на пре­пят­ст­ву­ет во­ца­ре­нию дли­тель­но­го ми­ра в са­мой Церк­ви. Ор­ден вос­ста­нов­лен па­пой Рим­ским Пи­ем VII (1800–23) со­глас­но его бул­ле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 7.8.1814).

Наи­бо­лее тес­ные от­но­ше­ния ор­де­на с пап­ст­вом ус­та­но­ви­лись во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия IX (1846–78), ко­гда И. ста­ли основной опо­рой ку­рии в про­ти­во­стоя­нии на­рас­тав­шей ли­бе­ра­ли­за­ции и се­ку­ля­ри­за­ции ев­ропейской мыс­ли. И. иг­ра­ли важ­ную роль во всех тео­ло­гических дис­кус­си­ях то­го вре­ме­ни и в воз­ро­ж­де­нии ин­те­ре­са к фи­лософской сис­те­ме то­миз­ма; во вре­мя ра­бо­ты Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра по­зи­ции И. бы­ли осо­бен­но силь­ны в ко­мис­сии по фун­даментальному бо­го­сло­вию. Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Льва XIII (1878–1903) пред­ста­ви­тель ор­де­на при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке тек­ста пап­ской эн­цик­ли­ки «Rerum Novarum». В тот же пе­ри­од на И. бы­ла воз­ло­же­на мис­сия по рас­про­стра­не­нию идей не­ото­миз­ма и под­твер­жде­на их гла­вен­ст­вую­щая роль в сфе­ре ка­то­лического об­ра­зо­ва­ния (так, ор­де­ну был вве­рен Биб­лей­ский институт в Ри­ме). Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия XI (1922–39) иезуиты Р. Лай­бер и А. Беа при­ни­ма­ли уча­стие в под­го­тов­ке пап­ской эн­цик­ли­ки «Mit bren­nender Sorge» (1937) вме­сте с кар­ди­на­лом Э. Па­чел­ли, ко­то­рый, став па­пой Рим­ским Пи­ем XII (1939–58), на­зна­чил пер­во­го лич­ным сек­ре­та­рём, а вто­ро­го – сво­им ду­хов­ни­ком. Пий XII при­бе­гал к по­мо­щи И. так­же в об­лас­ти эк­зе­ге­ти­ки, при под­го­тов­ке та­ких бо­го­слов­ских тек­стов, как эн­цик­ли­ка «Mystici Cor­po­ris Christi» (1943), дог­ма­та о Воз­не­се­нии Де­вы Ма­рии. Зна­чи­тель­ным бы­ло пред­ста­ви­тель­ст­во и уча­стие И. на Ва­ти­кан­ском II со­бо­ре: в раз­ра­бот­ке под­го­то­вительных «схем», в ра­бо­те различных ко­мис­сий (А. де Лю­бак, Ж. Да­ние­лу, К. Ра­нер), в ка­че­ст­ве епи­скоп­ских кон­суль­тан­тов.

Современное положение

В начале 21 в. ор­ден вно­сит зна­чительный вклад в ра­бо­ту различных ве­домств Ва­ти­ка­на, уча­ст­ву­ет в про­ве­де­нии си­но­дов и под­го­тов­ке официальных до­ку­мен­тов Святого пре­сто­ла, ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся из­да­тель­ской дея­тель­но­стью: в его ве­де­нии на­хо­дит­ся официальный пе­чат­ный ор­ган Святого пре­сто­ла – журнал «La Civiltà Cat­to­lica».

Струк­ту­ра ор­де­на и прин­ци­пы его ор­га­ни­за­ции не пре­тер­пе­ли осо­бых из­ме­не­ний с мо­мен­та его ос­но­ва­ния. Пер­вый, низ­ший, класс ор­де­на – но­ви­ции; к не­му от­но­сят­ся го­то­вя­щие­ся к всту­п­ле­нию в ор­ден в те­че­ние двух лет, по за­вер­ше­нии ко­то­рых они при­но­сят пер­вые три обе­та. Вто­рой класс – схо­ла­сти­ки; его со­став­ля­ют но­ви­ции, вы­дер­жав­шие всту­пительные ис­пы­та­ния и слу­жа­щие в ка­че­ст­ве мис­сио­не­ров, по­мощ­ни­ков учи­те­лей и др. По­сле по­лу­че­ния фи­лософской, тео­ло­гической и пе­да­го­гической под­го­тов­ки, ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ный сан и при­не­се­ния чет­вёр­то­го обе­та без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му они по­лу­ча­ют по­сто­ян­ный ста­тус про­фес­сов, ко­то­рым вве­ря­ют­ся главные ор­ден­ские долж­но­сти, важ­ные мис­сии и по­соль­ст­ва. Схо­ла­сти­ки, не пре­тен­дую­щие на по­лу­че­ние свя­щен­но­го са­на, пе­ре­хо­дят в раз­ряд ду­хов­ных ко­адъ­ю­то­ров и на­зна­ча­ют­ся на долж­но­сти про­фес­со­ров, ду­хов­ни­ков, про­по­вед­ни­ков и т. п. Свет­ские ко­адъ­ю­то­ры слу­жат в хо­зяйственных уч­ре­ж­де­ни­ях ор­де­на. Во гла­ве ор­де­на сто­ит ге­не­рал, из­би­рае­мый про­фес­са­ми из сво­ей сре­ды на Ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции. Он яв­ля­ет­ся по­жиз­нен­ным и не­ог­ра­ни­чен­ным гла­вой ор­де­на, за­ви­си­мым толь­ко от па­пы Рим­ско­го.

Ор­ден объ­е­ди­ня­ет мо­на­ше­ские ас­си­стен­ции (ок­ру­га), управ­ляе­мые ас­си­стен­та­ми; ас­си­стен­ции де­лят­ся на про­вин­ции и ви­це-про­вин­ции (в мис­сио­нер­ских стра­нах), во гла­ве ко­то­рых сто­ят про­вин­циа­лы, на­зна­чае­мые ге­не­ра­лом (как пра­ви­ло, на 3 го­да); в со­став про­вин­ций вхо­дят ор­ден­ские до­ма (оби­те­ли) – кол­ле­гии (в слу­чае ес­ли при них име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния) или ре­зи­ден­ции. Чле­ны ор­де­на со все­ми ор­ден­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми с са­мо­го на­ча­ла бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции ме­ст­ных ду­хов­ных вла­стей вклю­чая епи­ско­па.

С сентября 1983 ге­не­рал ор­де­на И. – П. Х. Коль­вен­бах (из­бран на 33-й Римской ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции ор­де­на). По дан­ным на 2007, ор­ден объ­е­ди­ня­ет 19 573 чле­на, вклю­чая но­ви­ци­ев (из них 13 736 – свя­щен­но­слу­жи­те­ли), а так­же 1536 оби­те­лей. Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на рас­по­ло­же­на в Ри­ме. За 5 ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния ор­де­на ка­то­лическая цер­ковь ка­но­ни­зи­ро­ва­ла 53 его чле­на (2016).

В январе 2008 генерал ордена П. Х. Кольвенбах ушёл в отставку в связи с преклонным возрастом (2-й случай в истории И. добровольной отставки генерала ордена). Его преемником был избран испанский священник А. Н. Пачон (р. 1936). В марте 2013 папой Римским впервые был избран иезуит – кардинал Х. М. Бергольо (в 1973–79 возглавлял Аргентинскую провинцию ордена), принявший имя Франциск. В начале 21 в. сохраняется тенденция к сокращению числа И. По состоянию на 2013, орден насчитывает 16,7 тыс. членов, в т. ч. около 12 тыс. священнослужителей.

Орденская миссия в России

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния ор­ден­ской мис­сии в Мо­с­ков­ской Ру­си бы­ла пред­при­ня­та в пон­ти­фи­кат па­пы Гри­го­рия XIII (1572–85), ко­гда ко дво­ру ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го бы­ла на­прав­ле­на мис­сия во гла­ве со священником Ан­то­нио Пос­се­ви­но (в неё так­же вхо­ди­ли свя­щен­ни­ки Джо­ван­ни Пао­ло Кам­па­на и Сте­фан Дре­ноц­кий, схо­ла­стик Мо­дест, брат Мо­рие­но) (1581). Ре­зуль­та­том мис­сии Ан­то­нио Пос­се­ви­но ста­ло за­клю­че­ние Ям-За­поль­ско­го ми­ра 1582 ме­ж­ду Мо­с­ков­ским цар­ст­вом и Ре­чью По­спо­ли­той. В ка­че­ст­ве при­двор­ных про­по­вед­ни­ков и со­вет­ни­ков при дво­ре Лже­дмит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек дей­ст­во­ва­ла зна­чит. груп­па ие­зу­ит­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с К. Са­виц­ким (ду­хов­ни­ком Ма­ри­ны Мни­шек), М. Ци­ров­ским, А. Ла­виц­ким. В 1684 в Мо­ск­ве бы­ла ос­но­ва­на мис­сия бо­гем­ской про­вин­ции ор­де­на, в 1685 пред­ста­ви­те­ли ие­зу­ит­ской мис­сии уч­ре­ди­ли шко­лу для дво­рян­ских де­тей. По­сле пе­ре­ры­ва, по­сле­до­вав­ше­го в 1689–98, дея­тель­ность ие­зу­ит­ской мис­сии в Мо­ск­ве бы­ла возоб­нов­ле­на в 1698. К 1707 в московской шко­ле И. на­счи­ты­ва­лось около 30 уче­ни­ков. В 1713–19 в Санкт-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­ва­ла ие­зу­ит­ская оби­тель ли­товской про­вин­ции ор­де­на. В апреле 1719 по­сле­до­вал обу­слов­лен­ный тре­бо­ва­ни­ем митрополита Сте­фа­на Явор­ско­го и об­стоя­тель­ст­ва­ми по­ли­тического кон­флик­та с вен­ским дво­ром указ императора Пет­ра I о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти И. в Рос­сии. По­сле уп­разд­не­ния ор­де­на в Ев­ро­пе И., с со­гла­сия императрицы Ека­те­ри­ны II, про­дол­жи­ли свою дея­тель­ность в Российской им­пе­рии, соз­дав бе­ло­русскую про­вин­цию с соб­ст­вен­ным ге­не­раль­ным ви­ка­ри­ем. В 1777 ос­но­ван ие­зу­ит­ский но­ви­ци­ат в По­лоц­ке; в 1800 И. был вве­рен пе­тербургский при­ход Святой Ека­те­ри­ны; в 1801 в Санкт-Пе­тер­бур­ге ос­но­ва­на иезу­ит­ская шко­ла, с 1806 – Дворянская коллегия, действовала до 1815. В 1812 в ранг ака­де­мии бы­ла воз­ве­де­на По­лоц­кая ие­зу­ит­ская кол­ле­гия. В 1802–15 в Санкт-Пе­тер­бур­ге на­хо­дилась Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на. И. мис­сии действовали в Ри­ге, Са­ра­то­ве, Одес­се, Ас­т­ра­ха­ни, Ир­кут­ске, Том­ске и других го­ро­дах. В 1815 ука­зом императора Алек­сан­д­ра I И. бы­ли вы­сла­ны из Санкт-Пе­тер­бур­га с за­пре­том про­жи­ва­ния и в Мо­ск­ве; в 1820 по­сле­до­вал императорский указ, за­пре­щав­ший дея­тель­ность ор­де­на на всей тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. С это­го мо­мен­та до 1990 И. не име­ли воз­мож­но­сти ле­галь­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния сво­ей мис­сии на тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии, а по­том и СССР. Мис­сия ор­де­на на тер­ри­то­рии СССР, а за­тем и РФ бы­ла во­зоб­нов­ле­на в 1990; в 1990–92 функ­ции ко­ор­ди­на­то­ра дея­тель­но­сти ор­де­на в СССР и РФ вы­пол­нял ас­си­стент ге­не­ра­ла ор­де­на для Восточной Ев­ро­пы Б. Сте­чек. В 1992 уч­ре­ж­дён Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са (объ­е­ди­ня­ет так­же все стра­ны СНГ; в Лит­ве, Лат­вии и Эс­то­нии об­ра­зо­ва­ны са­мо­сто­ятельные ор­ден­ские про­вин­ции). В 1994 в Но­во­си­бир­ске от­крыт Ка­то­лический центр ду­хов­но­го раз­ви­тия «Ини­го»; в ию­не 1997 И. был пе­ре­дан кол­ледж (ны­не институт) фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го в Мо­ск­ве.

По дан­ным на 2007, Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са объ­е­ди­ня­ет 56 человек: 34 свя­щен­ни­ка, 19 схо­ла­сти­ков, 3 бра­та. Ку­рия на­хо­дит­ся в Мо­ск­ве.

Изобразительное искусство и архитектура

Интерьер иезуитской церкви Джезуити (Санта-Мария-Ассунта) в Венеции. 1713–28. Архитектор Д. Росси.

При­да­вая ис­клю­чи­тель­ную важ­ность ре­лигиозным об­раз­ам, вос­при­ни­мая их и как по­мощь ве­рую­щим в мо­лит­ве, и как сред­ст­во про­па­ган­ды ве­ры, И. вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Контр­ре­фор­ма­ции. По за­ка­зам И. и на ос­но­ве их ико­но­гра­фических про­грамм ра­бо­та­ли луч­шие ев­ропейские ху­дож­ни­ки; их искусство спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию те­ат­ра­ли­за­ции и ил­лю­зио­низ­ма как основных ка­честв жи­во­пи­си ба­рок­ко.

«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578–79. Монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль (Испания).

Осо­бое зна­че­ние для И. име­ло по­чи­та­ние име­ни Ии­су­са, с ко­то­рым свя­за­но по­яв­ле­ние та­ких сю­же­тов, как «Тор­же­ст­во име­ни Ии­су­са» (свод церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме, художник Дж. Б. Га­ул­ли, 1678–79) и «По­кло­не­ние име­ни Ии­су­са» (Эль Гре­ко, 1578–79, монастырь Сан-Ло­рен­со-де-Эль-Эс­ко­ри­аль; А. Поц­цо, 1700–01, ие­зу­ит­ская цер­ковь в Бам­бер­ге). В этой свя­зи осо­бен­ную важ­ность при­об­ре­ла те­ма «При­не­се­ние во храм», во вре­мя ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло на­ре­че­ние име­ни Ии­су­са (П. П. Ру­бенс, 1605, церковь Сант-Ам­брод­жо, Ге­нуя; С. Вуэ, 1641, Лувр, Па­риж).

Церковь Иль-Джезу в Риме. 1568–84. Архитекторы Дж. да Виньола и Дж. делла Порта.
«Апофеоз св. Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена» А. Поццо. Плафон церкви Святого Игнатия в Риме. 1688–94.

Ещё до ка­но­ни­за­ции пер­вых свя­тых ор­де­на И. – Иг­на­тия Лой­о­лы и Фран­ци­ска Кса­верия – их об­ра­зы по­яв­ля­ют­ся в ал­тар­ной жи­во­пи­си, соз­дан­ной по за­ка­зу И. («Чу­де­са святого Иг­на­тия» и «Чу­де­са святого Фран­ци­ска Кса­верия» Ру­бен­са, ок. 1617–1618, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на). Впо­след­ст­вии жи­тия этих свя­тых ста­ли рас­про­стра­нён­ным сю­же­том жи­во­пи­си: пер­спек­тив­но-ил­лю­зио­ни­сти­чес­кий пла­фон А. Поц­цо («Апо­фе­оз святого Иг­на­тия Лой­о­лы и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность иезуит­ско­го ор­де­на») в церкви Святого Иг­на­тия в Ри­ме (1688–94); «Чу­до святого Фран­ци­ска Кса­верия» Н. Пус­се­на (1641, Лувр) и другие. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись эпи­зо­ды мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Кса­верия в Ин­дии и Ки­тае: кре­ще­ние индийской ца­ри­цы, ра­нее пре­сле­до­вав­шей хри­сти­ан (А. Поц­цо, 1701, Му­зей Киш­цел­ли, Бу­да­пешт), оди­но­кая смерть про­по­вед­ни­ка в Ки­тае (Дж. Б. Га­ул­ли, 1676, церковь Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле в Ри­ме). На рель­е­фе «Святой Иг­на­тий и пер­вые свя­тые иезу­ит­ско­го ор­де­на» А. Аль­гар­ди (1629) для ур­ны с пра­хом святого Иг­на­тия в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме изо­бра­же­ны ка­но­ни­зи­ро­ван­ные ие­зуи­ты Ф. Борд­жиа и Ста­ни­слав Ко­ст­ка. Сце­на смер­ти по­след­не­го пред­став­ле­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции П. Лег­ро Млад­ше­го (1702–03) в римской церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле. Мис­сио­нер­скую дея­тель­ность И. в ал­ле­го­рической фор­ме ото­бра­жа­ют скульп­тур­ные груп­пы «Ре­ли­гия, низ­вер­гаю­щая ересь» (П. Лег­ро Млад­ший) и «Ве­ра, со­кру­шаю­щая идо­ло­по­клон­ст­во» (Ж. Тео­дон, обе 1695–99) в ал­та­ре святого Иг­на­тия в этой же церк­ви. И. под­чёр­ки­ва­ли важ­ность му­че­ни­че­ст­ва во имя ве­ры и спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию со­от­вет­ст­вую­щих сю­же­тов (сце­ны му­че­ни­че­ст­ва свя­тых в церкви Санто-Сте­фа­но-Ро­тон­до в Ри­ме, художник Н. Чир­чи­ниа­но).

Тре­бо­ва­ния И. к цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре во­пло­ти­лись в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме (1568–84, Дж. да Винь­о­ла; фа­сад – 1573, Дж. дел­ла Пор­та): тип хра­ма с един­ст­вен­ным центральным не­фом (с ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем) ока­зал­ся наи­бо­лее удоб­ным для про­по­ве­дей, а свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сквоз­ны­ми про­хо­да­ми ка­пел­лы на мес­те бо­ко­вых не­фов об­лег­ча­ли дос­туп свя­щен­но­слу­жи­те­лей к ал­та­рям. Ин­терь­ер и фа­сад Иль-Дже­зу ста­ли об­раз­цом ие­зу­ит­ско­го хра­ма, ко­то­ро­му под­ра­жа­ли по все­му ми­ру. Так, в Но­вом Све­те сло­жил­ся осо­бый стиль «ие­зу­ит­ско­го» ба­рок­ко (см. Иезу­ит­ские мис­сии).

Сов­ре­мен­ное по­ло­же­ние. Лит.: Dizionario storico del Papato. Mil., 1996. Vol. 1; Бе­мер Г. Ис­то­рия ор­де­на ие­зуи­тов. Смо­ленск, 2002; Бли­но­ва Т. Б. Ие­зуи­ты в Бе­ла­ру­си: Роль ие­зуи­тов в ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния и про­све­ще­ния. Грод­но, 2002; Инг­лот М. Об­ще­ст­во Ии­су­са в Рос­сий­ской Им­пе­рии (1772–1820 гг.) и его роль в по­все­ме­ст­ном вос­ста­нов­ле­нии Ор­де­на во всем ми­ре. М., 2004; Cattabiani A. Santi d’Ita­lia. 3 ed. Mil., 2004. Vol. 2; Райт Д. Ие­зуи­ты. М., 2006; Annuario Pontificio 2007. Città del Vaticano, 2007.

Ор­ден­ская мис­сия в Рос­сии. Лит.: Мо­рош­кин М. Ие­зуи­ты в Рос­сии с цар­ст­во­ва­ния Ека­те­ри­ны II и до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. СПб., 1867. Т. 1–2; Са­пу­нов А. За­мет­ка о кол­ле­гии и Ака­де­мии иезуи­тов в По­лоц­ке. Ви­тебск, 1890; Si­mon C. Russicum: pioneers and witnesses of the struggle for Christian unity in Eastern Eu­ro­pe. Rome, 2002. Vol. 2: The first years, 1929–1939; Инг­лот М. Об­ще­ст­во Ии­су­са в Рос­сий­ской им­пе­рии (1772–1820) и его роль в по­все­ме­ст­ном вос­ста­нов­ле­нии Ор­де­на Св. Иг­на­тия. М., 2004.

Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра. Лит.: Galassi Paluzzi C. Storia segreta dello stile dei Gesuiti. Roma, 1951; Pirri P. Gio­van­ni Tristano e i promordi della architettura ge­suitica. Roma, 1955; Kubler G., Soria M. Art and architecture in Spain and Portugal and their American dominions, 1500 to 1800. Har­mondsworth, 1959; Wittkower R., Jaffé I. B. Baroque art: the Jesuit contribution. N.Y., 1972; Bösel R. Jesuitenarchitektur in Italien, 1540–1773. W., 1985. Bd 1–2.

  • ИЕЗУИ́ТЫ Общество Иисуса, католич. монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой (2008)
Вернуться к началу