Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКА́НДХИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 328

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

СКА́НДХИ (санскр. skandha – ско­п­ле­ние, связ­ка), в буд­диз­ме тео­рия пя­ти групп пси­хо­фи­зи­че­ских яв­ле­ний (дхарм), объ­яс­няю­щих кар­ми­че­ский опыт ин­ди­ви­да. Вы­де­ля­ют­ся: ру­па-С. (те­ло как жи­вой и чув­ст­вую­щий ор­га­низм, ор­га­ны чувств и их объ­ек­ты: зре­ние, звук, за­пах, вкус); ве­да­на-С. (те­лес­ные и мен­таль­ные ощу­ще­ния: при­ят­ное, не­при­ят­ное и ней­траль­ное); сан­дж­ня-С. (об­раз­но или вер­баль­но оформ­лен­ные зна­ния, су­ж­де­ния); сан­ска­ра-С. [бла­го­при­ят­ные (во­ля, муд­рость, ре­ши­мость, спо­кой­ст­вие и т. д.) и не­бла­го­при­ят­ные (ту­пость, ле­ность и т. п.) кар­ми­че­ские фак­то­ры, см. Кар­ма]; видж­ня­на-С. (осоз­на­ние чув­ст­вен­но­го и мен­таль­но­го опы­та). С. за­ви­си­мы друг от дру­га, по­это­му в ана­ли­зе опы­та обыч­но за­дей­ст­во­ва­на вся их сис­те­ма.

Тео­рия С. рас­це­ни­ва­ет­ся в буд­диз­ме как по­лез­ная, ре­шаю­щая оп­ре­де­лён­ные тео­ре­ти­че­ские [объ­яс­не­ние ин­ди­ви­да без до­пу­ще­ния, в от­ли­чие от брах­ма­низ­ма, кон­цеп­ции не­из­мен­ной ду­ши или идеи «я» (ат­ман)] и прак­ти­че­ские (иден­ти­фи­ка­ция ка­те­го­рий раз­ных яв­ле­ний соз­на­ния при ме­ди­та­ции) за­да­чи, но са­ма по се­бе чис­то ус­лов­ная, ка­саю­щая­ся опы­та от­но­си­тель­ной ис­ти­ны. На уров­не опы­та выс­шей ис­ти­ны у со­вер­шен­ных адеп­тов (будд, ар­ха­тов) С. «чис­ты», т. е. не функ­цио­ни­ру­ют в ре­жи­ме «при­свое­ния»; у не­ко­то­рых ка­те­го­рий адеп­тов, дос­тиг­ших выс­ших сту­пе­ней ме­ди­та­ции, «за­дей­ст­во­ва­на» толь­ко видж­ня­на.

Лит.: Boisvert M. The five aggregates: Under­standing Theravada psychology and soteriology. Waterloo, 1995; Hamilton S. Identity and ex­perience: The constitution of the human being according to early Buddhism. L., 1996; idem. Early Buddhism: A new approach. Richmond, 2000.

Вернуться к началу