Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНТОИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 249-250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Горенко

СИНТОИ́ЗМ (япон. «син­то» – путь бо­гов), тра­ди­ци­он­ные ре­лиг. ве­ро­ва­ния япон­цев; со­во­куп­ность ми­фов, куль­тов и об­ря­дов, рег­ла­мен­ти­рую­щих взаи­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка с бо­же­ст­ва­ми. Раз­ли­ча­ют гос. (кок­ка), нар. (мин­кан), хра­мо­вое (дзинд­зя), имп. (ко­си­цу) и сек­тант­ское (кё:ха) син­то.

В С. нет свя­щен­ных тек­стов, ут­вер­ждён­ной дог­ма­ти­ки, ус­то­яв­шей­ся ико­но­гра­фии бо­жеств. Осн. ис­точ­ни­ки – ми­фо­ло­го-ле­то­пис­ные сво­ды «Код­зи­ки» («За­пис­ки о дея­ни­ях древ­но­сти», 712) и «Ни­хон сё­ки» («Ни­хон­ги», «Ан­на­лы Япо­нии», 720), вклю­чаю­щие ми­фо­ло­гич. цик­лы раз­ных час­тей Япо­нии (центр. Хон­сю, Ид­зу­мо и юго-вост. Кюсю), «Сё­ки ни­хон­ги» («Про­дол­же­ние ан­на­лов Япо­нии», 797), «Фу­до­ки» («Опи­са­ние нра­вов и зе­мель», 8 в.), мо­лит­во­сло­вия (но­ри­то) и ука­зы (сэм­мё). Важ­ным ис­точ­ни­ком для ре­кон­ст­рук­ции С. яв­ля­ет­ся по­этич. ан­то­ло­гия «Манъё:сю:» («Со­б­ра­ние ми­ри­ад ли­сть­ев», 2-я пол. 8 в.) и ге­неа­ло­гич. спи­ски «Син­сэн сёд­зи­ро­ку» («Вновь со­став­лен­ные ро­до­вые за­пи­си», 815) 1182 ро­дов япон. ари­сто­кра­тии, воз­во­див­ших свою ро­до­слов­ную к бо­гам. Юри­дич. ис­точ­ни­ком древ­ней­шей ис­тории С., рег­ла­мен­ти­рую­щим пра­ви­ла про­ве­де­ния ри­туа­лов и празд­ни­ков при имп. дво­ре, яв­ля­ет­ся «Эн­ги­си­ки» («Ус­та­нов­ле­ние го­дов Эн­ги», 901–923).

По­сле раз­де­ле­ния не­ба и зем­ли на рав­ни­не Та­ка­ма­га­ха­ра (Вы­со­ко­го Не­ба) по­яви­лись три пер­вых бо­же­ст­ва, не имею­щие об­ли­ка, – Амэ-но-ми­на­ка-ну­си (По­вели­тель свя­щен­но­го цен­тра не­бес), Та­ка­ми­му­су­би (Бог вы­со­ко­го свя­щен­но­го тво­ре­ния) и Ка­ми­му­су­би (Бог бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния), объ­е­ди­нён­ные об­щей по­ро­ж­даю­щей си­лой (му­су­ми). Вме­сте с Ума­сиа­си­ка­би-хи­код­зи (Пре­крас­ные по­бе­ги тро­ст­ни­ка) и Амэ-но-то­ко­та­ти (На­веч­но ут­вер­див­ший­ся в не­бе­сах) они счи­та­ют­ся в С. пер­во­твор­ца­ми. Впо­след­ст­вии по­яв­ля­ют­ся 7 пар бо­гов (Семь по­ко­ле­ний эры бо­гов), но лишь с при­хо­дом па­ры Ид­за­на­ги (Вле­ку­щий к се­бе или Бла­гой муж) и Ид­за­на­ми (Вле­ку­щая к се­бе или Бла­гая же­на) скла­ды­ва­ет­ся соб­ст­вен­но ис­то­рич. тра­ди­ция С. Ид­за­на­ги и Ид­за­на­ми соз­да­ли зем­ную твердь, а за­тем, спус­тив­шись на пер­вый ост­ров и за­клю­чив бо­же­ст­вен­ный брак, по­ро­ди­ли все ос­таль­ные япон. ост­ро­ва и всё, что на них на­хо­дит­ся. По­сле­дующие ми­фо­ло­гич. сю­же­ты опи­сы­ва­ют смерть Ид­за­на­ми, нис­хо­ж­де­ние Ид­за­на­ги в стра­ну смер­ти и бег­ст­во от­ту­да, ро­ж­де­ние им де­тей в про­цес­се ри­ту­аль­но­го омо­ве­ния (ха­раи) – бо­ги­ни солн­ца Ама­тэ­ра­су, бо­га лу­ны Цу­куё­ми и бо­га вет­ра Су­са­ноо, рас­пре­де­ле­ние ме­ж­ду ни­ми ми­ра (не­ба, зем­ли, мо­ря), со­стя­за­ние ме­ж­ду Су­са­ноо и Ама­тэ­ра­су, про­ступ­ки Су­са­ноо и его из­гна­ние с не­бес, со­кры­тие Ама­тэ­ра­су в Не­бес­ном Гро­те и её воз­вра­ще­ние, по­хо­ж­де­ния Су­са­ноо на зем­ле (убий­ст­во дра­ко­на, брак с зем­ной де­вой-бо­же­ст­вом), по­яв­ле­ние пра-пра-пра­вну­ка Су­са­ноо – Ооку­ни-ну­си (со­би­ра­те­ля зе­мель) и, на­ко­нец, под­чи­не­ние Зем­ли со­шед­ше­му с не­бес вну­ку Ама­тэ­ра­су – Ни­ни­ги-но ми­ко­то (Бо­же­ст­ву изо­би­лия), ко­то­рый счи­та­ет­ся пред­ком ми­фич. ро­до­на­чаль­ни­ка имп. ди­на­стии Яма­то – им­пе­ра­то­ра Дзим­му. Им­пе­ра­тор, как по­то­мок бо­гов не­ба и зем­ли – ка­ми (или син), яв­ля­ет­ся вер­хов­ным жре­цом и по­сред­ни­ком ме­ж­ду ни­ми и людь­ми. Ка­ми де­лят­ся на «не­бес­ных», «зем­ных» и «бес­чис­лен­ных»; об­ла­даю­щих име­нем и бе­зы­мян­ных; бо­гов ро­да (уд­зи­га­ми) и лю­дей, став­ших бо­га­ми (хи­то­га­ми); за­им­ст­во­ван­ных из др. ре­лиг. тра­ди­ций и «на­род­ных». Ка­ми яв­ля­ют­ся кон­цен­тра­ци­ей ду­хов­ной энер­гии, ко­то­рая мо­жет во­пло­щать­ся в лю­бом яв­ле­нии, «вну­шаю­щем тре­пет» (как в бла­гом, так и в дур­ном). По­сколь­ку всё в ми­ре по­ро­ж­де­но ка­ми, всё име­ет в се­бе «час­тич­ку бо­гов» – ду­шу (та­ма). Центр. мо­мен­том по­кло­не­ния бо­гам яв­ля­ет­ся очи­ще­ние (о-ха­раи) ду­ши, при­сут­ст­вую­щей внут­ри ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, пред­ме­та, жи­вот­но­го, яв­ле­ния при­ро­ды и т. д. Не­бес­ные ка­ми час­то пре­бы­ва­ют в буй­ном (ара­ми­та­ма) со­стоя­нии, и что­бы уми­ло­сти­вить их, че­ло­век дол­жен со­вер­шить ин­ди­ви­ду­аль­ную мо­лит­ву (но­ри­то) и при­но­ше­ние (син­сэн) или осу­ще­ст­вить об­ществ. слу­же­ние с при­вле­че­ни­ем свя­щен­но­слу­жи­те­ля (кан­ну­си) в ви­де празд­ни­ка (ма­цу­ри) с му­зы­кой (га­га­ку), те­ат­ром (Но, Ка­бу­ки, Кё­гэн) и спор­тив­ны­ми со­стя­за­ния­ми (Су­мо, стрель­ба из лу­ка на ска­ку – ябу­са­мэ). «Те­ло бо­же­ст­ва» (син­тай) пред­став­ля­ет со­бой сим­вол свя­то­сти и объ­ект по­кло­не­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным во­пло­ще­ни­ем «бо­же­ст­вен­ной си­лы» яв­ля­ет­ся ка­мень. Для по­кло­не­ния «син­тай» стро­ят­ся свя­ти­ли­ща – «дзинд­зя», или «дзин­гу», чис­ло ко­то­рых в Япо­нии пре­вы­ша­ет 80 тыс. Они по­свя­ща­ют­ся как од­но­му бо­же­ст­ву, так и не­сколь­ким. Напр., Ясу­ку­ни-дзинд­зя счи­та­ет­ся вме­сти­ли­щем душ всех япон. сол­дат, по­гиб­ших в вой­нах. Осо­бо по­чи­та­ют­ся бо­же­ст­во солн­ца Ама­тэ­ра­су, ри­са – Ина­ри, мо­ря – Су­ва, го­ра Фуд­зи и др. Глав­ным син­тои­ст­ским хра­мо­вым ком­плек­сом яв­ля­ет­ся Исэ дзин­гу (кон. 7 в.). Исэ – свя­ти­ли­ще Ама­тэ­ра­су, где от­прав­ля­ет­ся её культ как вер­хов­но­го бо­же­ст­ва и бо­же­ст­ва-пра­ро­ди­те­ля имп. до­ма, а че­рез не­го и всех япон­цев.

В эпо­ху Яёи (2–3 вв.) С. су­ще­ст­во­вал как ком­плекс ма­гич. прак­тик. С 6 в. на не­го су­ще­ст­вен­ное влия­ние на­чал ока­зы­вать буд­дизм (см. в ст. Буд­дизм, раз­дел Буд­дизм в Япо­нии). В 8–12 вв. (эпо­ха Хэй­ан) с по­яв­ле­ни­ем буд­дий­ских школ Тэн­дай и Син­гон воз­ни­ка­ют разл. син­то-буд­дий­ские син­кре­тич. уче­ния, ос­но­вы­ваю­щие­ся на идее «хонд­зи суйд­зя­ку», где бо­же­ст­ва ка­ми по­ни­ма­лись как вре­мен­ные во­пло­ще­ния будд и бод­хи­саттв. В этот пе­ри­од ка­ж­до­му ка­ми бы­ла най­де­на буд­дий­ская па­рал­лель: Ама­тэ­ра­су – буд­да Вай­ро­ча­на (япон. Дай­ни­ти); Ку­ма­но – буд­да Ами­да и т. д., поя­ви­лись об­щие хра­мы. В 13–15 вв. (эпо­хи Ка­ма­ку­ра, Нам­бо­ку­тё, Му­ро­ма­ти) с уси­ле­ни­ем в го­су­дар­ст­ве ро­ли са­му­ра­ев и воз­вы­ше­ни­ем разл. ро­дов и кла­нов, рас­па­дом тра­диц. об­щин и сни­же­ни­ем имп. ав­то­ри­те­та влия­ние буд­диз­ма рас­тёт, а С. – па­да­ет. В то же вре­мя, по­сле то­го как в 1274 и 1281 Япо­ния чу­дом из­бе­жа­ла монг. втор­же­ния, спа­сён­ная «бо­же­ст­вен­ным вет­ром» (ка­ми­кад­зе) – тай­фу­ном, рас­се­яв­шим флот за­вое­ва­те­лей, на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся кон­цеп­ция Япо­нии – «стра­ны бо­гов» (син­ко­ку). В «Исэ ни­сё ко­тайд­зин­гу син­мэй хи­сё» («Тай­ные за­пи­си об име­нах бо­гов двух им­пера­тор­ских ве­ли­ких хра­мов в Исэ») по­сле­до­ва­те­ли шко­лы Исэ (Ва­та­раи) ут­вер­жда­ли, что буд­да Дай­ни­ти и бо­же­ст­ва в Исэ име­ют один «дух»; бо­же­ст­ва ка­ми еди­но­сущ­ны буд­дам и по­то­му рав­но­цен­ны им. Пред­ста­ви­тель этой шко­лы Ки­та­ба­та­кэ Ти­ка­фу­са (1293–1354) в трак­та­те «Дзин­но сё­то­ки» («За­пи­си об ис­тин­ном пре­сто­ло­нас­ле­дии бо­же­ст­вен­ных вла­дык») писал, что пред­ме­том ис­тин­но­го по­чи­та­ния долж­но яв­лять­ся са­мо япон. го­су­дар­ст­во как из­бран­ная зем­ля бо­гов и им­пе­ра­тор как зем­ное бо­же­ст­во. Ёси­да Ка­нэ­то­мо (1435–1511), ос­но­ва­тель шко­лы «Юи­и­цу со­гэн син­то» («Ура­бэ син­то», «Един­ст­вен­ное из­на­чаль­ное син­то»), по­шёл даль­ше и за­явил, что С. яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком и буд­диз­ма, и дао­сиз­ма, и кон­фу­ци­ан­ст­ва, по­сколь­ку по­след­ние соз­да­ны людь­ми в рам­ках «это­го ми­ра», а «путь бо­гов» вос­хо­дит к пред­веч­ной эре. В 17–18 вв. (эпо­ха То­ку­га­ва, или Эдо) про­ис­хо­дит пе­ре­ос­мыс­ле­ние С. в ду­хе не­окон­фу­ци­ан­ст­ва (в ин­тер­пре­та­ции Чжу Си) с его нау­кой о доб­ро­нра­вии, сы­нов­ней поч­ти­тель­но­сти (сяо ти), ува­же­нии к стар­шим и го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Хая­си Рад­зан (1583–1657) и его учи­тель Фуд­зи­ва­ра Сэй­ка (1561–1619) ут­вер­жда­ли, что С. – это япон. ва­ри­ант кон­фу­ци­ан­ст­ва, а пер­вое бо­же­ст­во ка­ми есть «ос­но­во­по­ла­гаю­щий прин­цип ри» (кит. ли), оп­ре­де­ляю­щий су­ще­ст­во все­лен­ной, ве­щей и су­ществ. В уче­нии «Ёси­ка­ва син­то» Ёси­ка­ва Ко­рэ­та­ру (1616–94) при­сут­ст­вие «прин­ци­па ри» в серд­це ста­но­вит­ся ме­та­фи­зич. обос­но­ва­ни­ем пред­став­ле­ния о един­ст­ве че­ло­ве­че­ской ду­ши та­ма и бо­гов ка­ми. С. в его ин­тер­пре­та­ции – путь реа­ли­за­ции это­го един­ст­ва до со­стоя­ния «пер­вич­но­го хао­са кон­тон» (то­ж­де­ст­вен­но­го Ве­ли­ко­му Пре­де­лу «тай цзы» кон­фу­ци­ан­цев). Ямад­за­ки Ан­сай (1618–82) в рам­ках «Суй­ко син­то» фор­му­ли­ру­ет прин­цип то­ж­де­ст­вен­но­сти пу­ти бо­гов С. и «им­пе­ра­тор­ско­го пу­ти» (по­сколь­ку пред­ком им­пе­ра­то­ра яв­ля­ет­ся Ама­тэ­ра­су), ко­то­рый и есть ис­тин­ный путь Япо­нии. «Бла­го­го­вей­ное поч­те­ние» (цу­цу­си­ми) к им­пе­ра­то­ру со­став­ля­ет гл. мораль­ный долг япон. под­дан­но­го. Фор­ми­ро­ва­ние С. в строй­ную ре­лиг. сис­те­му с собств. свя­щен­ной ис­то­ри­ей, пре­да­ни­ем, ри­туа­лом и мо­раль­ны­ми за­по­ве­дя­ми про­изош­ло бла­го­да­ря тру­дам Мо­то­ори Но­ри­на­га и Хи­ра­та Ацу­та­нэ, соз­дав­шим «Фук­ко син­то» («Воз­ро­ж­дён­ное син­то») на ос­но­ве тща­тель­но­го изу­че­ния и ком­мен­ти­ро­ва­ния «Код­зи­ки». Хи­ра­та Ацу­та­нэ про­воз­гла­сил Япо­нию гл. стра­ной на всём зем­ном ша­ре, ут­вер­ждая, что её бо­ги ста­ли про­об­ра­за­ми бо­гов всех ми­ро­вых ре­ли­гий. К 19 в. в рам­ках С. уже су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­числ. шко­лы (кё). Мэйд­зи исин вы­дви­ну­ла С. в аван­гард идео­ло­гич. про­ти­во­стоя­ния Япо­нии и ос­таль­но­го ми­ра. Сфор­му­ли­ро­ван­ная в Кон­сти­ту­ции 1889 док­три­на ко­ку­тай ут­вер­жда­ла, что япон. го­су­дар­ст­вен­ность, имею­щая бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние, но­сит уни­каль­ный и не­по­вто­ри­мый ха­рак­тер, а ло­яль­ность и сы­нов­няя поч­ти­тель­ность япон. под­дан­ных не­срав­ни­ма ни с чем в ми­ре. Т. о., пе­ре­ос­мыс­лен­ный в ду­хе кон­фу­ци­ан­ст­ва С. стал ос­но­вой на­цио­на­ли­стич. идео­ло­гии «го­су­дар­ст­вен­но­го син­то», оп­рав­ды­ваю­ще­го дей­ст­вия им­пе­ра­то­ра во 2-й ми­ро­вой вой­не. По­сле по­ра­же­ния Япо­нии им­пе­ра­тор в об­ра­ще­нии к на­ции 1.1.1946 от­ка­зал­ся от сво­ей «бо­же­ст­вен­ной» при­ро­ды, из­бран­но­сти и от осо­бой мис­сии япон. на­ции, что зна­ме­но­ва­ло от­де­ле­ние С. от го­су­дар­ст­ва и ут­ра­ту им бы­ло­го зна­че­ния.

Ны­не к по­сле­до­ва­те­лям С. при­чис­ля­ют се­бя бо­лее 100 млн. япон­цев. Су­ще­ст­ву­ет Ас­со­циа­ция син­тои­ст­ских свя­ти­лищ (Дзинд­зя хон­тё), объ­е­ди­няю­щая бо­лее 80% всех хра­мов Япо­нии и 22 тыс. свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ас­со­циа­ция вхо­дит в Ре­ли­ги­оз­ную ли­гу Япо­нии (Ни­хон сю­кё рэм­мэй), из­да­ёт еже­не­дель­ник «Но­во­сти син­то» («Дзинд­зя син­то»), ку­ри­ру­ет Ун-т Ко­ку­га­ку­ин в То­кио.

Лит.: Hori I. Folk religion in Japan. Chi., 1968; Ме­ще­ря­ков А. Н. Древ­няя Япо­ния: Буд­дизм и син­то­изм. М., 1987; он же. Древ­няя Япо­ния: Куль­ту­ра и текст. М., 1991; Но­ри­то. Сэм­ме. М., 1991; Син­то дзи­тэн. То­кио, 1994; Ни­хон син­ва дзи­тэн. То­кио, 1997; Ме­ще­ря­ков А. Н., Гра­чев М. В. Ис­то­рия древ­ней Япо­нии. СПб., 2002; Син­то. Путь япон­ских бо­гов. СПб., 2002. Т. 1: Очер­ки по ис­то­рии Син­то; На­кор­чев­ский А. А. Син­то. 2-е изд. СПб., 2003; Труб­ни­ко­ва Н. Н., Ба­чу­рин А. С. Ис­то­рия ре­ли­гий Япо­нии IX–XII вв. М., 2009.

Вернуться к началу