Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ РЕЛИ́ГИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. К. Михельсон

СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ РЕЛИ́ГИИ, ве­ро­ва­ния и куль­ты, об­ра­зо­вав­шие­ся в ре­зуль­та­те слия­ния ре­ли­гий или их эле­мен­тов. Син­кре­тизм, в той или иной сте­пе­ни при­су­щий лю­бой ре­ли­гии, ес­ли она не раз­ви­ва­лась в пол­ной изо­ля­ции, для С. р. яв­ля­ет­ся клю­че­вой ха­рак­те­ри­сти­кой. При­ме­ни­тель­но к ре­лиг. сис­те­мам тер­мин «син­кре­тизм» стал ис­поль­зо­вать­ся со 2-й пол. 19 в. и ны­не вклю­ча­ет в се­бя це­лый конг­ло­ме­рат фе­но­ме­нов – влия­ние од­ной ре­ли­гии на другую, взаи­мо­про­ник­но­ве­ние 2 ре­лиг. сис­тем, взаи­мо­влия­ния ме­ст­ных ре­ли­гий, прив­не­се­ние и рас­про­стра­не­ние чу­ж­дых куль­тов, слия­ние ат­ри­бу­тов раз­ных бо­жеств в од­но. К С. р. от­но­сят ма­ни­хей­ст­во, гно­сти­цизм, эл­ли­ни­стич. куль­ты – Се­ра­пи­са, Иси­ды, Мит­ры, ре­ли­гии дру­зов, бе­рег­ва­тов, сик­хизм, ряд мис­тич. тра­ди­ций (напр., каб­ба­ла, со­еди­нив­шая в се­бе иу­да­изм и идеи не­оп­ла­то­низ­ма) и т. д. Как пра­ви­ло, о С. р. мож­но го­во­рить при­ме­ни­тель­но к сис­те­мам, воз­ни­каю­щим на сты­ке ав­то­хтон­ных ве­ро­ва­ний и ми­ро­вых ре­ли­гий. Клас­сич. при­ме­ры – ре­ли­гия ву­ду (сме­ше­ние хри­сти­ан­ст­ва и зап.-афр. ани­миз­ма) и ти­бет­ский буд­дизм, со­хра­нив­ший мн. эле­мен­ты ре­ли­гии бон (о др. син­кре­тич. ре­лиг. те­че­ни­ях см. так­же в стать­ях Аф­рох­ри­сти­ан­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, Вьет­нам­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, Ин­до­не­зий­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, Ка­риб­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, Ко­рей­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты, Но­во­зе­ланд­ские син­кре­ти­че­ские куль­ты). В Ки­тае воз­ник­ла кон­цеп­ция сань цзяо – «три уче­ния», ко­то­рая по­зво­ля­ла че­ло­ве­ку со­вме­щать ве­ро­уче­ние и прак­ти­ки дао­сиз­ма, кон­фу­ци­ан­ст­ва и буд­диз­ма, схо­жая си­туа­ция су­ще­ст­ву­ет в Япо­нии, где мож­но одно­вре­мен­но быть и буд­ди­стом и син­тои­стом. Син­кре­тизм так­же свой­ст­вен боль­шин­ст­ву но­вых ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний. Ве­ра ба­хаи (см. Ба­хаи­ты) из­на­чаль­но за­ро­ди­лась в рус­ле ши­ит­ско­го ис­ла­ма и во­бра­ла в се­бя мно­гое из его ве­ро­уче­ния. В Ни­ге­рии с 1980-х гг. су­ще­ст­ву­ет дви­же­ние хрис­лам – по­пыт­ка слия­ния хри­сти­ан­ст­ва и ис­ла­ма. Син­кре­тизм яв­ля­ет­ся так­же важ­ней­шей осо­бен­ностью дви­же­ния Нью Эйдж, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на тен­ден­ция к прив­не­се­нию «вос­точ­ной ду­хов­но­сти» в зап. куль­ту­ру, и тео­соф­ско­го общества (см. Тео­со­фия), в эм­б­ле­ме ко­то­ро­го при­сут­ст­ву­ет сим­во­ли­ка ин­ду­из­ма, иу­да­из­ма, др.-егип. ре­ли­гии и ср.-век. ев­роп. ал­хи­мии.

Лит.: Syncretism / an­ti-syncretism: The politics of religious synthesis / Ed. Ch. Stewart, R. Shaw. L., 1994; Bhabha H. K. The location of culture. L.; N. Y., 2004; Бе­ляе­ва Е. В. Ис­то­ри­че­ские ти­пы ре­ли­ги­оз­но­го син­кре­тиз­ма // Вест­ник Бре­ст­ско­го уни­вер­си­те­та. Сер. гу­ма­нитарных и общественных наук. 2008. № 4.

Вернуться к началу