Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНАГО́ГА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 210-211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИНАГО́ГА (греч. συναγωγή – со­б­ра­ние; евр. בית כנםת, бейт кне́­сет – дом со­б­ра­ния), центр ре­ли­ги­оз­ной и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни ев­рей­ской об­щи­ны.

Пер­вые дан­ные о С. от­но­сят­ся к на­чалу но­вой эры. Рав­ви­ни­стич. лит-ра от­но­сит воз­ник­но­ве­ние С. ко вре­ме­ни Мои­сея; боль­шин­ст­во ис­то­ри­ков – ко вре­ме­ни раз­ру­ше­ния Пер­во­го Хра­ма и ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния, ко­гда ев­реи вы­ну­ж­де­ны бы­ли ис­кать но­вые фор­мы от­прав­ле­ния куль­та. Из­гнан­ни­ки со­би­ра­лись по суб­бо­там для мо­литв и со­вме­ст­но­го чте­ния То­ры в до­мах друг дру­га, а за­тем – в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ных для ре­лиг. со­б­ра­ний по­ме­ще­ни­ях. В Биб­лии со­дер­жат­ся упо­ми­на­ния о пуб­лич­ных чте­ни­ях свит­ков То­ры (1, Макк. 3:48) и пе­нии псал­мов (там же, 4:24). В хо­де рас­ко­пок бы­ли об­на­ру­же­ны руи­ны С. в двух кре­по­стях ца­ря Иро­да – Ма­са­де и Ге­ро­дио­не, в Егип­те, не­да­ле­ко от Алек­сан­д­рии, бы­ла най­де­на пли­та с над­пи­сью о по­свя­ще­нии С. Пто­ле­мею III Эвер­ге­ту (246–222 до н. э.) и его суп­ру­ге Бе­ре­ни­ке. К это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся по­ста­нов­ле­ние, да­рую­щее егип. С. пра­во пре­дос­тав­ле­ния убе­жи­ща. В 3-й Кни­ге Мак­ка­вей­ской (7:2) уже упо­ми­на­ет­ся об ос­но­ва­нии С. в Пто­ле­маи­де в прав­ле­ние Пто­ле­мея IV Филопатора (222–205 до н. э.). В ис­то­рич. ма­те­риа­лах 1 в. н. э. С. при­сут­ст­ву­ет уже как уко­ре­нив­ший­ся ин­сти­тут, стоя­щий в цен­тре ре­лиг. и об­ществ. жиз­ни евр. на­ро­да в ди­ас­по­ре и гар­мо­нич­но со­су­ще­ст­во­вав­ший с Ие­ру­са­лим­ским хра­мом в Из­раи­ле. Но­вый За­вет сви­де­тель­ст­ву­ет, что С. су­ще­ст­во­ва­ли во всех об­щи­нах ди­ас­по­ры. Ап. Па­вел про­по­ве­до­вал в С. Да­ма­ска (Де­ян. 9:20, 22), а так­же во всех го­ро­дах Ма­лой Азии, ко­то­рые он по­се­щал (Де­ян. 13:5,14; 14:1; 15:21; 17:1,10; 18:4,7). В С. острова Кипр, кро­ме ап. Пав­ла, про­по­ве­до­ва­ли апо­сто­лы Вар­на­ва и Ио­анн. Су­ще­ст­ву­ют упо­ми­на­ния о С. на Бал­ка­нах и ост­ро­вах Эгей­ско­го мо­ря, в Си­рии и Фи­ни­кии, в Ита­лии и Си­ци­лии, в Ис­па­нии, в Гал­лии, в Пан­но­нии (совр. Венг­рия) и в Сев. Аф­ри­ке. По­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Хра­ма и пре­кра­ще­ния жерт­во­при­но­ше­ний С. ста­но­вится един­ст­вен­ным цен­тром ре­лиг. жиз­ни ев­ре­ев, а мо­лит­ва в ней нача­ла рас­смат­ри­вать­ся как за­ме­на жерт­во­при­но­ше­нию. По­ря­док ли­тур­гии в С. ус­та­нов­лен в трак­та­тах Бра­хот (обыч­ные дни и суб­бо­та) и Ме­гил­ла (празд­ни­ки). К слу­жи­те­лям С. от­но­сят­ся хаз­зан (кан­тор), ве­ду­щий служ­бу, и рав­вин, чи­таю­щий про­по­ведь. Пред­пи­са­ния о рас­по­ло­же­нии, обо­ру­до­ва­нии, внутр. уб­ран­ст­ве и ут­ва­ри С. со­дер­жат­ся в Га­ла­хе. Зда­ние С. обя­за­тель­но долж­но иметь ок­на и быть ори­ен­ти­ро­ва­но на Ие­ру­са­лим, а в са­мом Ие­ру­са­ли­ме – на Храм. В С. дол­жен быть шкаф для хра­не­ния ковчега То­ры (арон ко­деш). То­ру сле­ду­ет чи­тать с по­мос­та (би­ма). Муж­чи­ны и жен­щи­ны в С. мо­лят­ся от­дель­но, по­это­му С. де­лит­ся на две час­ти што­рой (ме­хиц­ца) или жен­щи­ны рас­по­ла­га­ют­ся в спец. жен­ской час­ти (эз­рат на­шим) – по­за­ди муж­чин или на га­ле­рее. В кон­сер­ва­тив­ных С. муж­чи­ны и жен­щи­ны си­дят по раз­ные сто­ро­ны про­хо­да, в ре­фор­ми­ст­ских – вме­сте. В С. за­пре­ще­ны не­скром­ное по­ве­де­ние, еда, пи­тьё, сон и де­неж­ные сдел­ки (кро­ме бла­го­тво­ри­тель­ных), по­след­ние – да­же ко­гда зда­ние С. раз­руше­но. В сред­ние ве­ка в С. (или ря­дом с ней) все­гда на­хо­ди­лись Бет-Мид­раш (ме­сто изу­че­ния То­ры; ны­не Тал­муд-То­ра) и ми­к­ва – бас­сейн для ри­ту­аль­ных омо­ве­ний (час­то и ныне). Си­на­го­галь­ная ут­варь – ящи­ки для хра­не­ния свя­щен­ных книг, ков­чег, где хра­нит­ся сви­ток То­ры, а так­же за­ве­са (па­ро­хет), которая скры­вает ков­чег, – на­де­ле­на свя­то­стью, по­это­му её за­пре­ще­но ис­поль­зо­вать в по­сто­рон­них це­лях или унич­то­жать, по­сле то­го как она ста­ла не­при­год­ной для упот­реб­ле­ния.

Вернуться к началу