Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 731-732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Гринберг
Фото П. С. Павлинова Софийский собор в Киеве. 1037–46 (верхняя часть перестроена после 1633).

СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р в Кие­ве, глав­ный храм Ки­ев­ской Ру­си и рус. ми­тро­по­лии (до кон. 13 в.), па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры. По­стро­ен ви­зант. мас­те­ра­ми к 1037 (по др. дан­ным, в 1037–46) вместо сго­рев­шей в 1017 од­но­им. де­рев. церк­ви, за­ло­жен­ной пред­по­ло­жи­тель­но в 1011 по за­ка­зу кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Пред­став­ля­ет со­бой 5-не­фный кре­сто­во-ку­поль­ный храм с 5 ап­си­да­ми и 13 ку­по­ла­ми, раз­ви­ва­ет тра­ди­ции Де­ся­тин­ной церк­ви. Центр. ку­пол диа­мет­ром 7,7 м и др. сво­ды опи­ра­ют­ся на кре­ща­тые стол­пы. На­ос с 3 сто­рон ок­ру­жён двой­ны­ми га­ле­рея­ми, пер­во­на­чаль­но от­кры­ты­ми. Воз­ве­дён пре­им. из плин­фы с ис­поль­зо­ва­ни­ем кам­ня, на це­мя­ноч­но-из­вест­ко­вом рас­тво­ре. Фа­са­ды ук­ра­ше­ны ке­ра­мо­пла­стич. де­ко­ра­ци­ей. Сре­ди ме­ст­ных ар­хит. осо­бен­но­стей – 2 баш­ни на зап. фа­са­де, ве­ду­щие на кня­же­ские хо­ры, где со­хра­ни­лись фре­ски со свет­ски­ми сце­на­ми, в т. ч. со сце­на­ми охо­ты и игр на ип­по­дро­ме; уз­кие ба­ра­ба­ны ку­по­лов так­же не ха­рак­тер­ны для совр. ви­зант. ар­хи­тек­ту­ры. По­сле 1633 по за­ка­зу митр. Пет­ра Мо­ги­лы вы­пол­не­ны мас­штаб­ное по­нов­ле­ние со­бо­ра и пе­ре­строй­ка его верх­ней час­ти в сти­ле укр. ба­рок­ко (про­ект арх. О. Ман­чи­ни; ны­не С. с. име­ет 19 ку­по­лов).

Ин­терь­ер со­бо­ра ук­ра­шен мо­заи­ка­ми (верх­няя зо­на на­оса и ал­тарь) и фре­ска­ми (ниж­няя часть стен, бо­ко­вые ал­тар­ные по­ме­ще­ния, хо­ры), ис­пол­нен­ны­ми ви­зант. мас­те­ра­ми (до 1046). Мо­за­ич­ные изо­бра­же­ния Хри­ста Пан­то­кра­то­ра в ку­по­ле, 12 апо­сто­лов в про­стен­ках ба­ра­ба­на, 4 еван­ге­ли­стов в па­ру­сах, Бо­го­ма­те­ри Оран­ты и сце­ны Ев­ха­ри­стии в ап­си­де, сце­ны Бла­го­ве­ще­ния на вост. стол­пах – тра­диц. эле­мен­ты де­ко­ра­ции ср.-ви­зант. хра­ма; об­ра­зы свя­тых от­ли­ча­ют ста­ту­ар­ность, круп­ные про­пор­ции, ско­ван­ные дви­же­ния и «ос­та­но­вив­шие­ся» взгля­ды, вы­ра­жаю­щие ас­ке­тич. тен­ден­ции иск-ва 1030–40-х гг. Пер­во­на­чаль­ные рос­пи­си вклю­ча­ли бо­лее 700 об­ра­зов от­дель­но стоя­щих свя­тых; их бо́ль­шая часть со­хра­ни­лась, но ну­ж­да­ет­ся в ат­ри­бу­ции в свя­зи с ут­ра­той со­про­во­дит. над­пи­сей. Мн. изо­бра­же­ния свя­тых ука­зы­ва­ют на на­хо­ж­де­ние в со­бо­ре час­тиц их мо­щей (напр., па­пы Кли­мен­та I, мо­щи ко­то­ро­го бы­ли об­ре­те­ны Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем). Фре­ски так­же со­дер­жат порт­ре­ты кти­то­ров (зап. ру­кав кре­ста) и жи­тий­ные цик­лы Св. Ге­ор­гия (не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля кн. Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча), апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла (бо­ко­вые ап­си­ды) и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Сте­ны хра­ма по­кры­ва­ют бо­лее 5 тыс. др.-рус. и др. граф­фи­ти (в т. ч. 11–12 вв.). До 1929 С. с. был дей­ст­вую­щим хра­мом, с 1934 – му­зей, ны­не Укр. нац. му­зей-за­по­вед­ник «Со­фия Ки­ев­ская». Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Ла­за­рев В. Н. Мо­заи­ки Со­фии Ки­ев­ской. М., 1960; Poppe A. The building of the church of St. Sophia in Kiev // Journal of Me­dieval History. 1981. Vol. 7; Ко­меч А. И. Древ­не­рус­ское зод­че­ст­во кон­ца Х – на­ча­ла XII в. М., 1987; Рап­по­порт П. А. К во­про­су о строи­тель­ст­ве Со­фий­ско­го со­бо­ра // Строи­тель­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра. 1988. № 3; По­по­ва О. С. Ас­ке­ти­че­ское на­прав­ле­ние в ви­зан­тий­ском ис­кус­ст­ве вто­рой чет­вер­ти XI в. и его даль­ней­шая судь­ба // Ви­зан­тий­ский мир: Ис­кус­ст­во Кон­стан­ти­но­по­ля и на­цио­наль­ные тра­ди­ции. М., 2005; Нацiональний заповiдник «Софiя Київська». Київ, 2011.

Вернуться к началу