Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СНЕТОГО́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Б. Голубева
Фото П. С. Павлинова Снетогорский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1310–11.

СНЕТОГО́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, жен­ский, в честь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, в г. Псков. Рас­по­ло­жен на Снят­ной го­ре над р. Ве­ли­кая. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ле­то­пи­си в 1299 в свя­зи с ги­бе­лью игу­ме­на Ио­а­са­фа и 17 мо­на­хов от рук ры­ца­рей Ли­вон­ско­го ор­де­на. С кон. 14 до нач. 16 вв. особ­но­жи­тель­ный мон. Оби­тель за­ни­ма­ли вой­ска польск. ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия (1581) и швед. ко­ро­ля Гус­та­ва Адоль­фа (1615). В 1764 от­не­сён к мо­насты­рям 3-го клас­са. В 1804 уп­разд­нён, в зда­ни­ях на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция Псков­ско­го ар­хие­рея. В 1930-х гг. в С. м. рас­по­ла­гал­ся дом от­ды­ха. В 1941–44 его за­нял штаб Груп­пы ар­мий Вер­мах­та «Се­вер», с но­яб. 1942 здесь стро­ил­ся штаб «Wasserburg» («Кре­пость с во­дя­ным рвом») для А. Гит­ле­ра. По­сле ре­монт­ных ра­бот (1953–57) в С. м. раз­мещён дет­ский кар­дио­ло­гич. са­на­то­рий. В 1994 воз­вра­щён РПЦ.

До­ми­нан­той ан­самб­ля С. м. яв­ля­ет­ся ка­мен­ный со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1310–11), со­сто­яв­ший по­на­ча­лу из по­свод­но пе­ре­кры­то­го ку­би­че­ско­го од­но­гла­во­го трёх­ап­сид­но­го чет­ве­ри­ка. В 16 в. при при­строй­ке при­тво­ра с пер­спек­тив­ным пор­та­лом фор­ма по­кры­тий чет­ве­ри­ка из­ме­не­на на по­щип­цо­вую, над­стро­ен ба­ра­бан, рас­пи­са­ны фа­са­ды (сби­ты в кон. 16 в.). Во 2-й пол. 17 в. при­стро­ен при­твор с крыль­цом, ук­ра­шен­ным по­лив­ны­ми мо­но­хром­ны­ми из­раз­ца­ми, в 1749 ещё 2 при­де­ла, 2-ярус­ная риз­ни­ца и по­став­ле­но мно­го­гла­вие (лож­ные глав­ки); риз­ни­ца и мно­го­гла­вие де­мон­ти­ро­ва­ны в 1810-х гг. Рос­пи­си со­бо­ра (1313) – уни­каль­ный па­мят­ник псков­ской жи­во­пи­си нач. 14 в., на­пол­нен­ный глу­би­ной ре­лиг. пе­ре­жи­ва­ния и эмо­цио­наль­ной со­сре­до­то­чен­но­стью об­ра­зов, вы­ра­жен­ной све­то­те­не­вы­ми кон­тра­ста­ми, на­пря­жён­ной ли­ней­ной мо­де­ли­ров­кой фи­гур (об­ра­зы пре­по­доб­ных от­цов в ниж­нем ре­ги­ст­ре пре­дал­тар­ных стен, «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем» в кон­хе ал­тар­ной ап­си­ды). Ком­по­зи­ция «Страш­ный суд» со сце­на­ми «Про­рок Мои­сей, об­ли­чаю­щий иу­де­ев», «Ви­де­ние Ии­су­са Хри­ста Вет­хо­го день­ми», «Ви­де­ние че­ты­рёх апо­ка­лип­ти­че­ских зве­рей» яв­ля­ет­ся ико­но­гра­фич. нов­ше­ст­вом псков­ских ху­дож­ни­ков. За­бе­лён­ные в кон. 16 в. фре­ски об­на­ру­же­ны в 1908, рас­кры­ты с 1911 по нач. 1930-х гг., с 1968 про­дол­жа­ет­ся их рес­тав­ра­ция (Д. Е. Бря­гин, Л. В. Бе­тин, Г. С. Бат­хель, В. Д. Са­рабь­я­нов).

В 1985–94 про­ве­де­но ком­плекс­ное ис­сле­до­ва­ние ан­самб­ля С. м. На его тер­ри­то­рии, ок­ру­жён­ной сте­на­ми со Свя­ты­ми вра­та­ми (17 в.), так­же на­хо­дят­ся тра­пез­ная ц. Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца с ка­мен­ны­ми па­ла­та­ми (1519), ос­тат­ки шат­ро­вой ц. Воз­не­се­ния «под ко­ло­ко­лы» (ок. 1526, ра­зо­бра­на в 1930-е гг.; обе пе­ре­страи­ва­лись во 2-й пол. 17 в.) и Ар­хие­рей­ский дом, со­ору­жён­ный над древ­ни­ми ка­мен­ны­ми кель­я­ми (1816–22, арх. Козь­ма Жда­нов).

Лит.: Се­реб­рян­ский Н. И. Очер­ки по ис­то­рии мо­на­стыр­ской жиз­ни в Псков­ской зем­ле. М., 1908; Круг­ло­ва Т. В. Об уст­рой­ст­ве псков­ских мо­на­сты­рей XIV–XV вв. // Ми­хай­лов­ская Пуш­ки­ниа­на. М., 2000. Вып. 12; Го­лу­бе­ва И. Б., Са­рабь­я­нов В. Д. Со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря. М., 2002; Лиф­шиц Л. И. Очер­ки ис­то­рии жи­во­пи­си древ­не­го Пско­ва. М., 2004.

Вернуться к началу