Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯЩЕ́ННЫЕ СОСУ́ДЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 582

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Рубан

СВЯЩЕ́ННЫЕ СОСУ́ДЫ в христианстве, в уз­ком смыс­ле со­су­ды и пред­ме­ты, упот­реб­ляе­мые во вре­мя та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии; в ши­ро­ком смыс­ле все со­су­ды и пред­ме­ты, упот­реб­ляе­мые при свя­щен­но­дей­ст­ви­ях.

К С. с. от­но­сят­ся: по­тир; дис­кос – блю­до на нож­ке с изо­бра­же­ни­ем мла­ден­ца Ии­су­са, на ко­то­рый по­ла­га­ет­ся Ев­ха­ри­сти­че­ский аг­нец – часть гл. про­сфо­ры и час­ти­цы др. про­сфор, вы­ни­мае­мые на про­ско­ми­дии; звез­ди­ца – 2 ме­тал­лич. ду­ги, со­еди­нён­ные в цен­тре и ус­та­нав­ли­вае­мые по­верх дис­ко­са, что­бы к час­ти­цам не при­ка­са­лись по­кров­цы и воз­дух (два ма­лых ма­тер­ча­тых пла­та, ко­то­ры­ми по­кры­ва­ют­ся от­дель­но по­тир и дис­кос, и боль­шой плат, ко­то­рым по­кры­ва­ет­ся по­тир и дис­кос вме­сте); ко­пие – обою­до­ост­рый нож (ре­зец) с тре­уголь­ным лез­ви­ем для из­вле­че­ния агн­ца и час­тиц из про­сфор; лжи­ца – ло­жеч­ка на длин­ной руч­ке для при­ча­ще­ния; гу­ба – губ­ка для оти­ра­ния ли­тур­гич. со­су­дов и ан­ти­мин­са. С. с., со­при­ка­саю­щие­ся со Св. Да­ра­ми, на­хо­дят­ся в ве­де­нии диа­ко­на или пресвитера, цер­ков­но­слу­жи­те­ли (ал­тар­ник, по­но­марь) не мо­гут к ним при­ка­сать­ся. К С. с. в ши­ро­ком смыс­ле от­но­сят­ся: да­ро­хра­ни­тель­ни­ца; да­ро­но­си­ца; со­суд, в ко­то­ром хра­нит­ся ми­ро; ковш раз­лив­ной (для вли­ва­ния ев­ха­ри­сти­че­ской Кро­ви Хри­сто­вой в др. по­ти­ры); ча­ша для хра­не­ния час­тиц, вы­ну­тых из про­сфор за день (неск. дней) до ли­тур­гии; со­суд для хра­не­ния Св. Да­ров, упот­реб­ляе­мых на ли­тур­гии Пре­ж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров (см. Ли­тур­гия); два блю­да (без под­ста­вок) – од­но слу­жит для при­го­тов­ле­ния и «раз­дроб­ле­ния» агн­ца, на дру­гом из­вле­ка­ют­ся час­ти­цы из бо­го­ро­дич­ной и всех ос­таль­ных про­сфор.

В ви­зант. тра­ди­ции С. с. (и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги) хра­ни­лись в со­су­до­хра­ни­тель­ни­це (греч. σϰευοφυλϰιον) – осо­бом по­ме­ще­нии, рас­по­ло­жен­ном у ле­вой сте­ны хра­ма и не имев­шем пря­мо­го вхо­да в ал­тарь, от­ку­да со­вер­шал­ся тор­же­ст­вен­ный Ве­ли­кий вход с пе­ре­не­се­ни­ем Ев­ха­ри­стич. Да­ров на пре­стол для пре­су­ще­ст­в­ле­ния. В совр. рус. хра­мах С. с. по­сле ли­тур­гии по­ме­ща­ют в ко­роб­ки и хра­нят ли­бо в спец. по­лос­ти внут­ри ал­тар­ной сте­ны, ли­бо в сей­фе.

Лит.: До­лоц­кий В. И. О свя­щен­ных со­су­дах и дру­гих ве­щах, упот­реб­ляю­щих­ся при бо­го­слу­же­нии в Пра­во­слав­ной Церк­ви // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1852. Ч. 1; Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию ус­та­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. 7-е изд. СПб., 1907. М., 2008.

Вернуться к началу