Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЯТЫ́Х КУЛЬТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 580

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников

СВЯТЫ́Х КУЛЬТ, 1) в хри­сти­ан­ст­ве – по­чи­та­ние про­слав­лен­ных Цер­ко­вью по­движ­ни­ков, см. в ста­тьях Свя­тые, Жи­тия свя­тых, Бла­жен­ный, Жи­тие, Ка­но­ни­за­ция, Мар­ти­ро­лог, Ми­нея, Мо­щи, Му­че­ник, От­цы и учи­те­ли Церк­ви, Свя­ти­тель, Стра­сто­тер­пец. 2) В буд­диз­ме – см. в ста­тьях Ар­хат, Бар­до, Бод­хи­сат­тва, Буд­да, Буд­дизм. 3) В ин­ду­из­ме – см. в ст. Ин­ду­изм. 4) В ис­ла­ме – по­чи­та­ние при­бли­жён­ных к Ал­ла­ху (араб. – ау­лия, см. Ва­ли) чу­до­твор­цев как по­сред­ни­ков ме­ж­ду Бо­гом и ве­рую­щи­ми, па­лом­ни­че­ст­во (зия­рат) к их мо­ги­лам, ре­ли­к­ви­ям и мес­там зем­ной жиз­ни. Объ­ек­том С. к. слу­жат Му­хам­мед и пред­ше­ст­во­вав­шие ему про­ро­ки, его спод­виж­ни­ки и по­том­ки, ши­ит­ские има­мы, су­фий­ские шей­хи, му­сульм. мис­сио­не­ры, вои­те­ли за ве­ру, пав­шие в сра­же­ни­ях с не­вер­ны­ми, не­вин­но уби­ен­ные, юро­ди­вые. На­ря­ду с об­щи­ми для му­суль­ман свя­ти­ли­ща­ми Мек­ки, Ме­ди­ны, Ие­ру­са­ли­ма, име­ет­ся мно­же­ст­во свя­тынь ме­ст­но­го зна­че­ния. У раз­ных на­ро­дов они но­сят разл. на­зва­ния: зия­рат, ма­зар, пир, ау­лия, ас­та­на и пр. Не­ко­то­рые из них, в ча­ст­но­сти в Па­ле­сти­не и Егип­те, так­же слу­жат объ­ек­том па­лом­ни­че­ст­ва хри­сти­ан и иу­де­ев.

Фото П. С. Павлинова Церковь Святых Сергия и Вакха в Стамбуле. Интерьер. Ок. 527–536.

Ча­ще все­го свя­ти­ли­ща пред­став­ля­ют со­бой мо­ги­лы, над мно­ги­ми из ко­то­рых воз­ве­де­ны мав­зо­леи. К свя­ты­ням так­же от­но­сят­ся свя­зан­ные с чу­де­са­ми (араб. – ка­ра­мат) свя­тых го­ры, ска­лы, кам­ни, ис­точ­ни­ки, де­ре­вья. Обыч­ным при­зна­ком свя­то­го мес­та слу­жит вер­ти­каль­но по­став­лен­ный шест с при­вя­зан­ны­ми к не­му лос­ку­та­ми тка­ни. Свя­ти­ли­ща по­рой об­ра­зу­ют ком­плек­сы, в ко­то­рых отд. свя­тые мес­та слу­жат сто­ян­ка­ми на пу­ти па­лом­ни­ков. У наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тых мест есть по­сто­ян­ные слу­жи­те­ли. Па­лом­ни­че­ст­во к ним со­вер­ша­ет­ся по обе­ту в те­че­ние не­сколь­ких дней в го­ду и мо­жет быть при­уро­че­но к дням ро­ж­де­ния (мау­лид) по­хо­ро­нен­ных здесь шей­хов. Счи­та­ет­ся, что мо­лит­ва (дуа) у свя­тых мест по­мо­жет сни­скать бла­го­сло­ве­ние (ба­ра­ка), по­зво­ляю­щее из­ле­чить­ся от бо­лез­ни, бес­пло­дия. В слу­чае за­су­хи к свя­тым об­ра­ща­ют­ся с кол­лек­тив­ной мо­лит­вой о до­ж­де. Об­ря­ды С. к. вклю­ча­ют ри­ту­аль­ное омо­ве­ние, мо­лит­ву, об­ход во­круг свя­ти­ли­ща, при­кос­но­ве­ние к не­му, при­вя­зы­ва­ние к кам­ням и де­ревь­ям лос­кутков ма­те­рии, раз­да­чу ми­ло­сты­ни (са­да­ка).

Ка­но­ни­за­ция свя­тых в ис­ла­ме от­сут­ст­ву­ет и по­ри­ца­ет­ся не­ко­то­ры­ми уле­ма­ми, ви­дя­щи­ми в С. к. до­ис­лам­ский пе­ре­жи­ток. По­ле­ми­ка, шед­шая в сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя во­круг свя­зан­ных с куль­том об­ря­дов и ве­ро­ва­ний, от­ра­зи­лась в ха­ди­сах, аки­дах хан­ба­ли­тов, со­чи­не­ни­ях Ибн Тай­мийи, вах­ха­би­тов, иных рев­ни­те­лей чис­то­ты мо­но­те­из­ма ис­ла­ма, не­ред­ко раз­ру­шав­ших му­сульм. свя­ти­ли­ща. Вме­сте с тем ис­ко­ре­нить С. к. в про­сто­на­род­ном ис­ла­ме не уда­ёт­ся. К то­му же он ос­вя­щён со­глас­ным мне­ни­ем ре­лиг. ав­то­ри­те­тов (ид­жма). По­се­ще­ние осо­бо по­чи­тае­мых свя­тынь, напр. мо­гил Али ибн Аби Та­ли­ба в Эн-Над­жа­фе, его сы­на има­ма Ху­сей­на в Кер­бе­ле, шей­ха Су­лей­ма­на на го­ре Шал­буз­даг в Да­ге­ста­не, при­рав­ни­ва­ет­ся ве­рую­щи­ми к ма­ло­му па­лом­ни­че­ст­ву в Мек­ку (ум­ра). Па­лом­ни­че­ст­во к свя­тым мес­там ко­пи­ру­ет об­ря­ды хад­жа, в ча­ст­но­сти об­ход во­круг Каа­бы и пи­тьё во­ды из свя­щен­но­го ис­точ­ни­ка Зем­зем.

Лит.: Гольд­ци­ер И. Культ свя­тых в ис­ла­ме (Му­хам­ме­дан­ские эс­ки­зы). М., 1938; Ба­си­лов В. Н. Культ свя­тых в ис­ла­ме. М., 1970; Под­виж­ни­ки ис­ла­ма: Культ свя­тых и су­физм в Сред­ней Азии и на Кав­ка­зе / Сост. и отв. ред. С. Н. Аба­шин, В. О. Боб­ров­ни­ков. М., 2003; Се­лез­нев А. Г., Се­лез­не­ва И. А., Бе­лич И. В. Культ свя­тых в си­бир­ском ис­ла­ме: спе­ци­фи­ка уни­вер­саль­но­го. М., 2009.

Вернуться к началу