Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СВЕТЛО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 536-537

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Н. Арбузова

СВЕТЛО́В Па­вел Яков­ле­вич [10(22).12.1861, с. Пре­об­ра­жен­ский По­гост Егорь­ев­ско­го у. Ря­зан­ской губ., ны­не дер. Ан­д­ре­ев­ские Вы­сел­ки Ша­тур­ско­го р-на Моск. обл. – 26.11.1941, пос. Ир­пень Ки­ев­ской обл.; по­хо­ро­нен в По­кров­ском мон. в Кие­ве], рус. бо­го­слов, ду­хов­ный пи­са­тель, про­тои­е­рей. Сын свя­щен­ни­ка. Окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1882) и Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1886). Ма­гистр бо­го­сло­вия (1896), д-р бо­го­сло­вия (1902). Пре­по­да­вал в Тиф­лис­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (1887–89), Не­жин­ском ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ин-те (1889–97), Ки­ев­ском ун-те Св. Вла­ди­ми­ра (1897–1918). По­сле за­кры­тия ун-та в 1918 был чл. Учё­но­го к-та Мин-ва испо­ве­да­ний в пра­ви­тель­ст­ве гет­ма­на П. П. Ско­ро­пад­ско­го. По­сле окон­чат. ус­та­нов­ле­ния в Кие­ве сов. вла­сти и за­крытия Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии С. с др. про­фес­со­ра­ми до кон. 1920-х гг. про­дол­жал за­ня­тия со сту­ден­та­ми на ча­ст­ных квар­тирах.

В ра­бо­те «Зна­че­ние Кре­ста в де­ле Хри­сто­вом. Опыт изъ­яс­не­ния дог­ма­та ис­ку­п­ле­ния» (опубл. в 1893, за­щи­ще­на как ма­ги­стер­ская дис.) кри­ти­ко­вал юри­дич. тео­рию ис­ку­п­ле­ния Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, ут­вер­див­шую­ся в рус. бо­го­сло­вии бла­го­да­ря ра­бо­там митр. Ма­ка­рия (Бул­га­ко­ва), про­ти­во­пос­тав­лял ей нравств. тео­рию. Счи­тал, что ме­ж­ду ре­ли­ги­ей и нау­кой нет про­ти­во­ре­чия («Ре­ли­гия и нау­ка», 1912), при этом был про­тив­ни­ком дар­ви­низ­ма. Вы­сту­пал про­тив ду­хов­ной цен­зу­ры («Идея Цар­ст­ва Бо­жия в её зна­че­нии для хри­сти­ан­ско­го ми­ро­со­зер­ца­ния», 1904), яв­лял­ся сто­рон­ни­ком соз­да­ния бо­го­слов­ских фа­куль­те­тов в ун-тах («О мес­те бо­го­сло­вия в се­мье уни­вер­си­тет­ских на­ук», 1897). Ав­тор ра­бот эку­ме­нич. на­прав­лен­но­сти («О но­вом мни­мом пре­пят­ст­вии к еди­не­нию ста­ро­ка­то­ли­ков и пра­во­слав­ных», 1903).

Соч.: Че­ло­век и жи­вот­ное в пси­хи­че­ском от­но­ше­нии. Хар., 1892; Мис­ти­цизм кон­ца XIX в. в его от­но­ше­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии и фи­ло­со­фии. 2-е изд. СПб., 1897; Курс апо­ло­ге­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия. 4-е изд. К., 1912.

Лит.: Зень­ков­ский В., про­то­пресв. Пять ме­ся­цев у вла­сти: Вос­по­ми­на­ния. М., 1995; Фло­ров­ский Г., прот. Пу­ти рус­ско­го бо­го­сло­вия. Минск, 2006; Ма­зы­рин А., свящ., Су­хо­ва Н. Ю. На­уч­но-бо­го­слов­ская ат­те­ста­ция в пе­ри­од го­не­ний 1920–1930-х гг. и при­свое­ние уче­ной сте­пе­ни док­то­ру бо­го­сло­вия ми­тро­по­ли­ту Сер­гию (Стра­го­род­ско­му) // Вест­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. 2. Ис­то­рия. Ис­то­рия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. 2009. № 3(32).

Вернуться к началу