Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САБЛУКО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САБЛУКО́В Гор­дий Се­мё­но­вич [1803, пос. Ар­хан­гель­ский За­вод Стер­ли­та­мак­ско­го у. Орен­бург­ской губ. – 29.1(10.2).1880, Ка­зань], рус. вос­то­ко­вед-ара­бист, мис­сио­нер; стат. сов. (1852). Сын свя­щен­ни­ка. Окон­чил Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1830). В 1830–48 пре­по­да­вал в Са­ра­тов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии гражд. ис­то­рию и евр. яз., с 1837 так­же тат. яз. В 1843 уво­лен из ду­хов­но­го зва­ния. В 1843–45 был учи­те­лем Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го. В 1849–62 пре­по­да­вал на про­ти­во­му­суль­ман­ском от­де­ле­нии Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии: ба­ка­лавр (1847–52), экс­т­ра­ор­ди­нар­ный (1852–56) и ор­ди­нар­ный (1856–62) проф., чл. К-та для пе­ре­во­да на тат. яз. бо­го­слу­жеб­ных книг (с 1849), чл. Кон­фе­рен­ции (1850–62) и внеш­не­го управ­ле­ния (1853–62). Пре­по­да­вал греч. яз. (до 1851/52 учеб­но­го го­да, вновь в 1854–56), тат. и араб. язы­ки (с 1850), с 1858 «мис­сио­нер­ские нау­ки про­тив му­ха­мме­дан­ст­ва». Од­но­вре­мен­но в 1849–59 пре­по­да­вал тат. яз. в Ка­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В Ка­за­ни со­труд­ни­чал с Ш. Мард­жа­ни и К. На­сы­ри.

Ав­тор ну­миз­ма­тич., ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. и эт­но­гра­фич. ра­бот о По­вол­жье и Зо­ло­той Ор­де (в т. ч. про­во­дил ис­то­ри­ко-ар­хео­ло­гич. изу­че­ние Се­лит­рен­но­го го­ро­ди­ща и Ца­рёв­ско­го го­ро­ди­ща), зна­чит. часть ко­то­рых бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в газ. «Са­ра­тов­ские гу­берн­ские ве­до­мо­сти». Со­ста­вил «Та­тар­скую грам­ма­ти­ку» (не опубл., ру­ко­пись сго­ре­ла в 1856), пе­ре­вёл «Ро­до­слов­ную тю­рок» хи­вин­ско­го ха­на Абул­га­зи I (1854; но­вый пе­ре­вод – 1870-е гг.) и «Пу­те­вые за­пис­ки двух Хад­жи­ев 1751 и 1783 го­да» (1862). Под­го­то­вил пер­вый опуб­ли­ко­ван­ный рус. пе­ре­вод Ко­ра­на с араб. яз. (1877; не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся), «При­ло­же­ний к пе­ре­во­ду Ко­ра­на» (1879; со­дер­жат ан­но­ти­ро­ван­ные ука­за­те­ли к Ко­ра­ну), а так­же «Све­де­ний о Ко­ра­не…» (1884), в ко­то­рых из­ло­же­ны со­дер­жа­ние Ко­ра­на, све­де­ния о его при­ме­не­нии в бы­ту и бо­го­слу­же­нии.

Соч.: Ис­сле­до­ва­ние о мес­те Са­рая, сто­ли­цы Кип­чак­ской Ор­ды // Уче­ные за­пис­ки Ка­зан­ско­го уни­вер­си­те­та. 1842. Т. 2; Сли­че­ние мо­хам­ме­дан­ско­го уче­ния о име­нах Божи­их с хри­сти­ан­ским о них уче­ни­ем. Ка­зань, 1872; Рас­ска­зы мо­хам­ме­дан о кыб­ле. Ка­зань, 1889; Очерк внут­рен­не­го со­стоя­ния Кип­чак­ско­го цар­ст­ва. Ка­зань, 1895; Мо­не­ты Зо­ло­той Ор­ды // Из­вес­тия Ка­зан­ско­го об­ще­ст­ва ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии. 1896. Т. 13. Вып. 6.

Лит.: Крач­ков­ский И. Ю. Из­бран­ные со­чи­не­ния. М.; Л., 1955, 1958. Т. 1, 5; Ва­ле­ев Р. М. Из ис­то­рии ка­зан­ско­го вос­то­ко­ве­де­ния се­ре­ди­ны – вто­рой по­ло­ви­ны XIX в.: Г. С. Саб­лу­ков – тюр­ко­лог и ис­ла­мо­вед. Ка­зань, 1993; За­ха­ров В. М. Ос­но­ва­те­ли Са­ра­тов­ско­го крае­ве­де­ния: А. Ф. Ле­о­поль­дов и Г. С. Саб­лу­ков. Са­ра­тов, 2011.

Вернуться к началу