Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РУ́ССКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ ЗА ГРАНИ́ЦЕЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 57-58

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Шкаровский

РУ́ССКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ ЗА ГРАНИ́ЦЕЙ (РПЦЗ), са­мо­управ­ляе­мая часть Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, час­тич­но объ­е­ди­няю­щая её за­ру­беж­ные при­хо­ды. Воз­ник­ла в 1920-е гг. как рус. цер­ков­ная эмиг­рант­ская ор­га­ни­за­ция.

В мае 1919 в за­ня­том Воо­ру­жён­ны­ми си­ла­ми Юга Рос­сии г. Став­ро­поль бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но Врем. выс­шее цер­ков­ное управ­ле­ние (ВВЦУ) Юго-Вос­то­ка Рос­сии, чле­ны ко­то­ро­го в но­яб. 1920 вме­сте с час­тя­ми П. Н. Вран­ге­ля эва­куи­ро­ва­лись из Кры­ма в Стам­бул. Там 19.11.1920 на за­се­да­нии ВВЦУ бы­ло об­ра­зо­ва­но Выс­шее цер­ков­ное управ­ле­ние за гра­ни­цей (ВЦУЗ) во гла­ве с митр. Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким). Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат раз­ре­шил дея­тель­ность ВЦУЗ на сво­ей тер­ри­то­рии. Ос­но­ва­ни­ем для дея­тель­ности ВЦУЗ стал так­же указ пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го Ти­хо­на, Си­но­да и Выс­ше­го цер­ков­но­го сове­та (ВЦС) от 20.11.1920, пред­пи­сы­вав­ший соз­да­ние ор­га­нов вла­сти для не­сколь­ких епар­хий в слу­чае ут­ра­ты об­ще­ния с выс­шим цер­ков­ным управ­ле­ни­ем. Кос­вен­ным при­зна­ни­ем ВЦУЗ был указ пат­ри­ар­ха Ти­хо­на от 8.4.1921 о под­твер­жде­нии врем. на­зна­че­ния ар­хи­еп. Ев­ло­гия (Ге­ор­ги­ев­ско­го) управ­ляю­щим рус. при­хо­да­ми в Зап. Ев­ро­пе, ра­нее про­из­ве­дён­но­го ВВЦУ. Воз­ни­кав­шая РПЦЗ пер­во­на­чаль­но име­но­ва­лась за­ру­беж­ной ча­стью Рус. церк­ви. 12.5.1921 ВЦУЗ пе­ре­еха­ло в Ко­ро­лев­ст­во сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев (с 1929 Юго­сла­вия) в г. Срем­ски-Кар­лов­ци. 31.8.1921 ар­хие­рей­ский со­бор Серб. церк­ви пре­дос­та­вил ВЦУЗ пра­во юрис­дик­ции над рус. ду­хо­вен­ст­вом на сво­ей тер­ри­то­рии. 21.11–3.12.1921 в г. Срем­ски-Кар­лов­ци со­стоя­лось Все­за­гра­нич­ное рус. цер­ков­ное со­б­ра­ние (1-й Все­за­гра­нич­ный цер­ков­ный со­бор), при­няв­шее по­сла­ние с при­зы­вом к воз­вра­ще­нию на рос. пре­стол ца­ря из До­ма Ро­ма­но­вых. На­прав­лен­ное от име­ни со­бо­ра по­сла­ние к Ге­ну­эз­ской кон­фе­рен­ции 1922 при­зы­ва­ло на­ро­ды ми­ра под­дер­жать во­ен. по­ход про­тив РСФСР. Под дав­ле­ни­ем сов. вла­сти 5.5.1922 вы­шел указ пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, Си­но­да и ВЦС, со­глас­но ко­то­ро­му ВЦУЗ уп­разд­ня­лось, а ру­ко­во­дство при­хо­да­ми в Ев­ро­пе со­хра­ня­лось за митр. Ев­ло­ги­ем. Ар­хие­рей­ский со­бор за гра­ни­цей 2.9.1922 фор­маль­но ис­пол­нил указ, уп­разд­нив ВЦУЗ, но 13.9.1922 по­ста­новил об­ра­зо­вать вре­мен­ный Ар­хие­рей­ский си­нод. В свя­зи с пред­ло­же­ни­ем зам. пат­ри­ар­ше­го ме­сто­блю­сти­те­ля митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) Ар­хие­рей­ско­му си­но­ду дать под­пис­ку о ло­яль­но­сти сов. вла­сти, а так­же по­сле из­да­ния т. н. Дек­ла­ра­ции о ло­яль­но­сти сов. вла­сти са­мо­го митр. Сер­гия от 29.7.1927 Ар­хие­рей­ский си­нод 5.9.1927 по­ста­но­вил пре­кра­тить адм. от­но­ше­ния с митр. Сер­ги­ем, что яви­лось окон­чат. оформ­ле­ни­ем РПЦЗ. При этом Си­нод от­ме­чал, что за­гра­нич­ная часть Рус. церк­ви не от­де­ля­ет се­бя от Ма­те­ри-Церк­ви и не счи­та­ет се­бя ав­то­ке­фаль­ной.

Врем. пат­ри­ар­ший си­нод в Мо­ск­ве 9.5.1928 по­ста­но­вил уп­разд­нить Выс­шее управ­ле­ние рус. за­гра­нич­ны­ми епар­хия­ми (Ар­хие­рей­ский си­нод и со­бор), 22.6.1934 митр. Сер­гий из­дал указ о за­пре­ще­нии в свя­щен­но­слу­же­нии не­сколь­ких за­ру­беж­ных ие­рар­хов, но это не име­ло ре­аль­ных по­след­ст­вий. В со­став РПЦЗ во­шли мн. при­хо­ды в Зап. и Центр. Ев­ро­пе, Пе­кин­ская и Хар­бинская епар­хии, пра­во­слав­ные мис­сии в Па­ле­сти­не и Пер­сии (Ира­не). Зап.-ев­роп. рус. эк­зар­хат во гла­ве с митр. Ев­ло­ги­ем пер­во­на­чаль­но ос­та­вал­ся в юрис­дик­ции Моск. пат­ри­ар­ха­та, но в 1931 пе­ре­шёл в Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­риар­хат. Боль­шин­ст­во при­хо­дов Амер. епар­хии вхо­ди­ло в со­став РПЦЗ толь­ко в 1936–46. В сент. 1936 со­ве­ща­ние рус. ар­хие­ре­ев при­ня­ло Вре­мен­ное по­ло­же­ние о РПЦЗ, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым уч­ре­ж­да­лись 4 ми­тро­по­личь­их ок­ру­га, в т. ч. Се­ве­ро­аме­ри­кан­ский. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Ар­хие­рей­ский си­нод ока­зы­вал под­держ­ку рус. ан­ти­ком­му­ни­стич. фор­ми­ро­ва­ни­ям, в т. ч. Рус­ской ос­во­бо­ди­тель­ной ар­мии. С 1946 ре­зи­ден­ция Си­но­да рас­по­ла­га­лась в Мюн­хене, с 1950 – в Нью-Йор­ке. 10.8.1945 пат­ри­арх Алек­сий I об­ра­тил­ся с по­сла­ни­ем к за­ру­беж­ным ар­хи­пас­ты­рям и кли­ру, при­зы­вая их к един­ст­ву с Моск. пат­ри­ар­ха­том, но оно име­ло лишь час­тич­ный ус­пех.

Патриарх Алексий II и митрополит Восточно-Американский Лавр после подписания Актао каноническом общении. Москва. Фото 2007. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

РПЦЗ хра­ни­ла тра­ди­ции пра­во­слав­но­го бла­го­чес­тия, вос­хо­дя­щие к до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, за­ни­ма­лась из­да­тель­ской и про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью. Свя­ты­ней РПЦЗ ста­ла чу­до­твор­ная Кур­ская-Ко­рен­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (пре­бы­ва­ет в Зна­мен­ском хра­ме при Ар­хие­рей­ском си­но­де в Нью-Йор­ке). Гл. ду­хов­ным и из­да­тель­ским цен­тром РПЦЗ яв­ля­ет­ся Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь в г. Джор­дан­вилл (штат Нью-Йорк, США). В 1948 в Джор­дан­вил­ле ос­но­ва­на Свя­то-Тро­иц­кая се­ми­на­рия. В 1981 РПЦЗ ка­но­ни­зи­ро­ва­ла но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских (см. в ст. Но­во­му­че­ни­ки) и как цар­ст­вен­ных му­че­ни­ков рас­стре­лян­ную се­мью имп. Ни­ко­лая II. С мая 1990 РПЦЗ ста­ла от­кры­вать при­хо­ды в сво­ей юрис­дик­ции на ка­но­нич. тер­ри­то­рии Моск. пат­ри­ар­ха­та, что при­ве­ло к рез­ко­му кон­флик­ту с Моск. пат­ри­ар­ха­том. Од­на­ко ок. 2000 на­ча­лось по­сте­пен­ное сбли­же­ние РПЦЗ и Моск. пат­ри­ар­ха­та. В дек. 2003 бы­ли соз­да­ны ко­мис­сии по диа­ло­гу. 7–14.5.2006 4-й Все­за­ру­беж­ный со­бор в Сан-Фран­ци­ско одоб­рил курс к един­ст­ву с Моск. пат­ри­ар­ха­том.

Пат­ри­арх Алек­сий II и пер­во­ие­рарх РПЦЗ митр. Лавр (Шкур­ла) 17.5.2007 под­пи­са­ли Акт о ка­но­нич. об­ще­нии РПЦ и РПЦЗ, РПЦЗ по­лу­чи­ла ста­тус са­мо­управ­ляе­мой час­ти РПЦ. Выс­шее управ­ле­ние РПЦЗ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся со­бо­ром епи­ско­пов (со­зы­ва­ет­ся ка­ж­дые 2 го­да) че­рез пер­во­ие­рар­ха и Ар­хие­рей­ский си­нод. РПЦЗ на­счи­ты­ва­ет 9 епар­хий, 409 при­хо­дов, 39 мо­на­сты­рей, 13 ар­хие­ре­ев, 2 ду­хов­ные шко­лы (2014).

Лит.: Граб­бе Г., прот. Прав­да о Рус­ской Церк­ви на Ро­ди­не и за ру­бе­жом. 2-е изд. Джор­дан­вилл, 1989; Мит­ро­фа­нов Г., прот. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Рос­сии и в эмиг­ра­ции в 1920-е гг. СПб., 1995; Цы­пин В., прот. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1997. Кн. 9: 1917–1997; По­пов А. В. Рос­сий­ское пра­во­слав­ное за­ру­бе­жье: ис­то­рия и ис­точ­ни­ки. М., 2005; Ма­ко­вец­кий А., прот. Бе­лая Цер­ковь: Вда­ли от атеи­сти­че­ско­го тер­ро­ра. СПб., 2009; Шка­ров­ский М. В. Ис­тория рус­ской цер­ков­ной эмиг­ра­ции. СПб., 2009; Ко­ст­рю­ков А. А. Рус­ская За­ру­беж­ная Цер­ковь в 1925–1938 гг. Юрис­дик­ци­он­ные кон­флик­ты и от­но­ше­ния с мо­с­ков­ской цер­ков­ной вла­стью. М., 2011.

Вернуться к началу