Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 597

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Рубан, А. В. Пожидаева (раннехристианская и западноевропейская иконография), М. В. Гринберг (византийская и древнерусская иконография)

РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИ­ЦЫ (греч. Γενέθλιον τῆς Υπεραγας Θεοτϰου, лат. Nativitas Beatae Mariae Vir­ginis), хри­сти­ан­ский празд­ник, по­свя­щён­ный ро­ж­де­нию Де­вы Ма­рии, ко­то­рой пред­на­зна­че­но бы­ло стать Бо­го­ро­ди­цей, ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских церк­вей (за ис­клю­че­ни­ем про­тес­тант­ских) от­ме­ча­ет­ся 8(21) сент. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции – пер­вый дву­на­де­ся­тый празд­ник с на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

Со­глас­но апок­ри­фич. пре­да­нию (ка­но­нич. Еван­ге­лия об этом не упо­ми­на­ют), Де­ва Ма­рия ро­ди­лась у по­жи­лой евр. суп­ру­же­ской че­ты Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­го тер­пев­ших «по­но­ше­ния бес­чад­ст­ва» (бес­пло­дие в Вет­хом За­ве­те рас­смат­ри­ва­лось как на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи). Од­на­ж­ды в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Ио­а­ки­му ука­за­ли на бес­пло­дие его бра­ка и от­верг­ли его жерт­ву. «По­срам­лён­ный пе­ред на­ро­дом» ста­рец уда­лил­ся в пус­ты­ню, дав обет не воз­вра­щать­ся до по­лу­че­ния зна­ме­ния свы­ше. В это же вре­мя его же­на Ан­на, мо­лясь Бо­гу о да­ро­ва­нии ча­да, уви­де­ла во дво­ре сре­ди лав­ро­вых вет­вей гнез­до ед­ва опе­рив­ших­ся птиц. Ис­пы­та­ния ве­ры суп­ру­гов на этом за­вер­ши­лись; обо­им явил­ся ан­гел и объ­я­вил о ско­ром ро­ж­де­нии до­че­ри Ма­рии (евр. Ма­ри­ам – гос­по­жа, кня­ги­ня). Суп­ру­ги обе­ща­ли при­нес­ти ди­тя в дар Бо­гу, для че­го де­воч­ка вос­пи­ты­ва­лась в ри­ту­аль­ной чис­то­те.

Не­воз­мож­ное по че­ло­ве­че­ским мер­кам ро­ж­де­ние Ма­рии от по­жи­лых ро­ди­те­лей по­вто­ря­ет чу­до ро­ж­де­ния Её пред­ка Исаа­ка у пре­ста­ре­лых Ав­раа­ма и Сар­ры как про­дол­же­ние биб­лей­ской те­мы «ис­про­шен­ных у Бо­га» де­тей, ко­то­рым пред­стоя­ло ве­ли­кое бу­ду­щее (Ио­сиф, Са­му­ил, Ио­анн Кре­сти­тель).

Празд­ник Р. П. Б. поя­вил­ся в Ие­ру­са­ли­ме в 5 в. В пра­во­слав­ных пес­но­пе­ни­ях празд­ни­ка под­чёр­ки­ва­ет­ся, что Р. П. Б., «ра­дость всей Все­лен­ной», зна­ме­ну­ет на­ча­ло спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва, ибо Бо­же­ст­вен­ным про­мыс­лом Де­ва Ма­рия бы­ла пред­на­зна­че­на стать ма­те­рью Бо­га, Хри­ста Спа­си­те­ля. Ка­то­лич. цер­ковь, кро­ме Р. П. Б., чест­ву­ет День Не­по­роч­но­го за­ча­тия Де­вы Ма­рии (8 дек.), ос­но­ван­ный на од­но­им. дог­ма­те (про­воз­гла­шён Пи­ем IX в 1854), ко­то­рый ут­верж­да­ет, что Ма­рия с мо­мен­та сое­ди­не­ния Её ду­ши с пло­тью во чре­ве ма­те­ри един­ст­вен­ная из лю­дей бы­ла «ис­куп­ле­на ... в пред­ви­де­нии за­слуг Её Сы­на» и пре­до­хра­не­на Бо­гом от оск­вер­не­ния пер­во­род­ным гре­хом. Са­мо же Её за­ча­тие со­вер­ши­лось в ак­те ес­тест­вен­ной су­пру­жес­кой бли­зо­сти ро­ди­те­лей. Пра­во­слав­ные то­же празд­ну­ют «За­ча­тие пра­вед­ной Ан­ною Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» 9(22) дек., но ут­верж­да­ют, что Де­ва Ма­рия не мог­ла быть за­ра­нее от­де­ле­на от ос­таль­ных по­том­ков Ада­ма, со­вер­шив­ше­го пер­во­род­ный грех, и поэ­то­му так же, как и все лю­ди, нуж­да­лась в ис­куп­ле­нии, со­вер­шён­ном Её Сы­ном.

Иконография

Ран­не­хри­сти­ан­ская ико­но­гра­фич. схе­ма Р. П. Б. (св. Ан­на на ло­же в ин­терь­е­ре, ря­дом с ней по­ви­ту­хи, ку­паю­щие Мла­ден­ца) по­вто­ря­ет по­зд­не­ан­тич­ную схе­му ро­ж­де­ния бо­га или ге­роя (напр., тка­ное изо­бра­же­ние «Ро­ж­де­ние Дио­ни­са», 4–5 вв., Лувр, Па­риж). Пер­вые изо­бра­же­ния этой сце­ны по­яв­ля­ют­ся в рез­ных дип­ти­хах (6 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и фре­ско­вых цик­лах (8 в., ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме).

В ви­зант. иск-ве ико­но­гра­фия Р. П. Б. скла­ды­ва­ет­ся в по­слеи­ко­но­борч. пе­ри­од, она вклю­ча­ет об­раз св. Ан­ны на ло­же с тре­мя пред­стоя­щи­ми де­ва­ми, не­су­щи­ми да­ры, и слу­жан­ку, ку­паю­щую Мла­ден­ца (фре­ски хра­ма Кы­зыл­чу­кур в Кап­па­до­кии, 850–860; ми­ниа­тю­ры Ми­но­ло­гия Ва­си­лия II, 976–1025, Ва­ти­кан­ская б-ка, и др. ру­ко­пи­сей). С кон. 10 в. сю­жет во­шёл в сис­те­му де­ко­ра­ции хра­мов (ц. Св. Со­фии в Ох­ри­де, 1040-е гг., и др.). Бо­гат­ст­во жи­ли­ща ро­ди­те­лей Ма­рии под­чёр­ки­ва­ет­ся с по­мо­щью опа­ха­ла из пав­линь­их перь­ев (ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в Даф­ни, ок. 1100), рос­кош­но ук­ра­шен­ной ко­лы­бе­ли (го­ми­лии Иа­ко­ва Кок­ки­но­ваф­ско­го), двор­цо­вой ар­хи­тек­ту­ры (ц. Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны в Сту­де­ни­це, 1314) и др. Сце­на встре­ча­ет­ся так­же в жи­тий­ных ико­нах [три­птих с центр. изо­бра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри Ви­ма­та­рис­сы (Ал­тар­ной), нач. 13 в., Си­най­ский мон. Св. Ека­те­ри­ны]. На­чи­ная с 14 в. в сце­не фи­гу­ри­ру­ет так­же об­раз Ио­а­ки­ма (мон. Хо­ра).

В др.-рус. иск-ве ран­ние об­ра­зы Р. П. Б. сле­ду­ют ви­зант. ико­но­гра­фии (фре­ски в хра­ме Св. Со­фии в Кие­ве, 1040-е гг., Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Ми­ро­жско­го мон. во Пско­ве, 1140-е гг., и др.). С 16 в. сце­на Р. П. Б. до­пол­ня­ет­ся сце­ной «Лас­ка­ние Ма­рии Ио­а­ки­мом и Ан­ной» (рос­пи­си со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Фе­ра­пон­то­ва мон., 1502; ико­на со сце­на­ми про­тое­ван­гель­ско­го цик­ла и зем­ной жиз­ни Ма­рии, сер. 16 в., Ус­тюж­ский крае­ведч. му­зей). Сце­на пред­став­ле­на в со­ста­ве бо­го­ро­дич­ных цик­лов в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (рос­пи­си: Ус­пен­ских со­бо­ров – Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1642–43, Сви­яж­ско­го мон., 1560-е гг., Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1641; ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ма­те­ри Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мон., сер. 17 в., и др.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют ико­ны Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

«Рождество Пресвятой Богородицы». Икона. 1-я пол. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).

В зап.-ев­роп. иск-ве изо­бра­же­ния Р. П. Б. ма­ло­чис­лен­ны до сер. 13 в. из-за от­сут­ст­вия офиц. при­зна­ния празд­ни­ка и со­хра­не­ния не­ка­но­нич. ста­ту­са тек­стов, ему по­свя­щён­ных. С кон. 13 в. они по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние под влия­ни­ем ви­зант. про­тое­ван­гель­ских цик­лов в Ита­лии (мо­заи­ки юж. тран­сеп­та со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции), в мо­ну­мен­таль­ных цик­лах, ос­но­ван­ных на «Зо­ло­той ле­ген­де» Яко­ва Во­ра­гин­ско­го и др. тек­стах, вклю­чаю­щих жизнь Ма­рии в со­став еван­гель­ско­го цик­ла: мо­заи­ка П. Ка­вал­ли­ни в ап­си­де ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре в Ри­ме (2-я пол. 1290-х гг.), фре­ска Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на в Па­дуе (1303–06), трип­тих П. Ло­рен­цет­ти (1342, Му­зей со­бо­ра, Сие­на). В иск-ве итал. Ре­нес­сан­са к сце­не до­бав­ля­ют­ся мн. жан­ро­вые под­роб­но­сти: пан­но В. Кар­пач­чо (1504–08, Га­ле­рея Кар­ра­ра, Бер­га­мо), рос­пи­си Д. Гир­лан­дайо в ка­пел­ле Тор­на­буо­ни ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции (1486–1490) и др. В иск-ве Сев. Воз­ро­ж­де­ния рас­про­стра­нил­ся тип «Ро­ж­де­ст­во Ма­рии в церк­ви» как ил­лю­ст­ра­ция идеи о Бо­го­ма­те­ри – во­пло­ще­нии зем­ной Церк­ви (кар­ти­на А. Альт­дор­фе­ра, 1525, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). По­сле Три­дент­ско­го со­бо­ра сце­ну ста­ли изо­бра­жать в свет­ском ин­терь­е­ре, но с от­вер­сты­ми не­бе­са­ми и ан­ге­ла­ми (кар­ти­ны Эль Гре­ко, 1590–95, Гор. му­зей, Цю­рих; Б. Э. Му­ри­льо, 1660, Лувр, Па­риж).

Лит.: Апок­ри­фи­че­ские ска­за­ния об Ии­су­се, Свя­том се­мей­ст­ве и сви­де­те­лях Хри­сто­вых. М., 1999; Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К., 2004; Ру­бан Ю. Ро­ж­де­ст­во Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы // Во­да жи­вая. Санкт-Пе­тер­бург­ский цер­ков­ный вест­ник. 2007. № 9.

Ико­но­гра­фия. Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’empire byzantin et en Occident. Brux., 1964; По­кров­ский Н. В. Еван­ге­лие в па­мят­ни­ках ико­но­гра­фии: пре­иму­ще­ст­вен­но ви­зан­тий­ских и рус­ских. М., 2001; Маль Э. Ре­ли­ги­оз­ное ис­кус­ст­во XIII в. во Фран­ции. М., 2009.

Вернуться к началу