Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 528-530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Крысов

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), круп­ней­шая по чис­лу ве­рую­щих хри­сти­ан­ская Цер­ковь, объ­е­ди­няю­щая по­сле­до­ва­те­лей ка­то­ли­циз­ма. Со­глас­но сво­ему на­зва­нию, Все­об­щая (ка­то­ли­че­ская, греч. ϰαθολιϰή) цер­ковь с цен­тром в Ри­ме. Её гла­вой (пред­стоя­те­лем) яв­ля­ет­ся па­па Рим­ский. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии до сер. 11 в. Рим. цер­ковь, в юрис­дик­ции ко­то­рой на­хо­ди­лись хри­стиа­не Зап. Ев­ро­пы, пред­став­ля­ла со­бой од­ну из по­ме­ст­ных церквей­ и яв­ля­лась ча­стью Все­лен­ской церк­ви; в ре­зуль­та­те Ве­ли­кой схиз­мы 1054 (см. Раз­де­ле­ние церк­вей) Рим. цер­ковь от­па­ла от Все­лен­ско­го пра­во­сла­вия, с это­го вре­ме­ни её при­ня­то име­но­вать Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

История

Гробница апостола Петра. Ватикан.

Рим. хри­сти­ан­ская об­щи­на бы­ла ос­но­ва­на ап. Пет­ром, ко­то­рый, по пре­да­нию, воз­глав­лял её до сво­ей му­че­нич. кон­чи­ны. В те­че­ние 2 в. хри­сти­ан­ст­во, не­смот­ря на пе­рио­дич. го­не­ния, рас­про­стра­ни­лось по тер­ри­то­рии всей Рим. им­пе­рии и, со­глас­но Ми­лан­ско­му эдик­ту (313), по­лу­чи­ло офиц. при­зна­ние вла­стей. Сво­бод­ное ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ст­ва при­ве­ло к рас­цве­ту бо­го­сло­вия, на­шед­ше­го вы­ра­же­ние в тру­дах от­цов и учи­те­лей Церк­ви, в ре­ше­ни­ях ве­ро­учит. во­про­сов на Все­лен­ских со­бо­рах. РКЦ при­зна­ёт в ка­че­ст­ве Все­лен­ских 8 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся в 1-м тыс. (Все­лен­ское пра­во­сла­вие при­зна­ёт 7 пер­вых из них), и ещё 13 со­бо­ров, со­сто­яв­ших­ся во 2-м тыс. В сер. 1-го тыс. в Рим. церк­ви поя­ви­лось мо­на­ше­ст­во. По­сле ли­к­ви­да­ции в 476 Зап. Рим. им­пе­рии 2-я пол. 1-го тыс. про­шла для Рим. церк­ви в тру­дах по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов но­вых го­су­дарств, воз­ни­кав­ших в Зап., Центр. и Сев. Ев­ро­пе. В сер. 8 в. бла­го­да­ря под­держ­ке франк­ско­го ко­ро­ля Пи­пи­на Ко­рот­ко­го воз­ник­ло су­ве­рен­ное го­су­дар­ст­во – Пап­ская об­ласть, обес­пе­чи­вав­шее не­за­ви­си­мое от свет­ских вла­стей слу­же­ние па­пы.

По­сте­пен­но в хри­сти­ан­ст­ве на лат. за­па­де и греч. вос­то­ке Рим. им­пе­рии к раз­ли­чи­ям язы­ков и куль­тур при­бав­ля­лись на­ка­п­ли­вав­шие­ся осо­бен­но­сти в бо­го­сло­вии, бо­го­слу­же­нии, ка­но­ни­ке, цер­ков­ном строе, ко­то­рые при­ве­ли в 1054 к раз­ры­ву Рим. церк­ви с вост. хри­сти­ан­ст­вом. 11 в. оз­на­ме­но­вал­ся для Рим. церк­ви на­ча­лом Гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы, свя­зан­ной с дея­тель­но­стью па­пы Гри­го­рия VII и на­прав­лен­ной на ук­ре­п­ле­ние дис­ци­п­ли­ны в Церк­ви в ви­де борь­бы с си­мо­ни­ей, окон­чат. ус­та­нов­ле­ни­ем це­ли­ба­та лат. ду­хо­вен­ст­ва и борь­бой за ин­ве­сти­ту­ру. В 11–13 вв. РКЦ вдох­нов­ля­ла кре­сто­вые по­хо­ды для воз­враще­ния за­воё­ван­ных ара­ба­ми зе­мель Ближ­не­го Вос­то­ка с их мно­го­числ. хри­сти­ан­ски­ми свя­ты­ня­ми. 13 в. стал вре­ме­нем рас­цве­та схо­ла­сти­ки (св. Аль­берт Ве­ли­кий, св. Бо­на­вен­ту­ра, св. Фо­ма Ак­вин­ский и др.), го­тич. ар­хи­тек­ту­ры (см. Го­ти­ка), воз­ник­но­ве­ния но­вых ор­де­нов мо­на­ше­ских (фран­ци­скан­цы, до­ми­ни­кан­цы и др.) и тер­циа­ри­ев, гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях свет­ских и ду­хов­ных вла­стей (франц. ко­роль Лю­до­вик IX Свя­той и др.). Од­на­ко с нач. 14 в. на­ча­лось оче­ред­ное про­ти­во­стоя­ние пап­ст­ва и свет­ской вла­сти, за­вер­шив­шее­ся сна­ча­ла Авинь­он­ским пле­не­ни­ем пап (1309–1377), а за­тем Ве­ли­кой схиз­мой (1378–1417), ко­гда су­ще­ст­во­ва­ли од­но­вре­мен­но неск. пап. Пре­одо­лён­ная на Кон­станц­ском со­бо­ре (1414–18) схиз­ма ещё не­ко­то­рое вре­мя да­ва­ла о се­бе знать в ви­де Со­бор­но­го дви­же­ния – уче­ния о пре­вос­ход­ст­ве Все­лен­ско­го со­бо­ра над па­пой.

Рас­цвет куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния в кон. 15 – нач. 16 вв. дал РКЦ не толь­ко ве­ли­ких мас­те­ров, соз­дав­ших ше­дев­ры ка­то­лич. иск-ва (Ра­фа­эль, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло), но и спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию тен­ден­ций об­мир­ще­ния цер­ков­ной жиз­ни, при­вед­ших к про­те­ст­ной ре­ак­ции в ви­де Ре­фор­ма­ции и по­яв­ле­нию про­тес­тан­тиз­ма. Ре­ак­ци­ей на этот рас­кол ста­ла ка­то­лич. Контр­ре­фор­ма­ция, оп­ре­де­лён­ная Три­дент­ским со­бо­ром (1545–63), уточ­нив­шим зна­чит. чис­ло по­ло­же­ний ка­то­лич. ве­ро­уче­ния и на­ме­тив­шим жё­ст­кие ме­ры дис­ци­п­ли­нар­но­го ха­рак­те­ра. Пло­да­ми Контр­ре­фор­ма­ции для РКЦ в кон. 16 – 17 вв. ста­ли как внутр. ук­ре­п­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, так и зна­чит. ус­пе­хи в мис­сио­нер­ских уст­рем­ле­ни­ях, на­прав­лен­ных на об­ра­ще­ние на­ро­дов Амер. кон­ти­нен­та и при­сое­ди­не­ние че­рез по­ли­ти­ку унии (см. Уни­ат­ст­во) вост. хри­сти­ан (напр., Бре­ст­ская уния 1596).

Соз­да­ние аб­со­лют­ных мо­нар­хий в Зап. Ев­ро­пе при­ве­ло в кон. 17 – 18 вв. к но­во­му рос­ту на­пря­жён­но­сти ме­ж­ду Пап­ским пре­сто­лом и свет­ски­ми вла­стя­ми (гал­ли­кан­ст­во, ио­си­физм), а на­чав­шая­ся эпо­ха Про­све­ще­ния ещё бо­лее усу­гу­би­ла по­ло­же­ние РКЦ. Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 18 в. при­ве­ла к мас­со­вым ре­прес­си­ям про­тив РКЦ, со­пос­та­ви­мым с го­не­ния­ми в Рим. им­пе­рии. В ре­зуль­та­те на­по­ле­о­нов­ских войн Пап­ское гос-во бы­ло уп­разд­не­но. Его воз­ро­ж­де­ние по­сле по­бе­ды над На­по­ле­о­ном I ока­за­лось не­про­дол­жи­тель­ным, и в 1870 оно бы­ло окон­ча­тель­но ли­к­ви­ди­ро­ва­но в хо­де Ри­сорд­жи­мен­то (в ре­зуль­та­те Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929 соз­да­но гос-во Ва­ти­кан; см. так­же «Рим­ский во­прос»).

В кон. 19 – нач. 20 вв. РКЦ вы­ну­ж­де­на бы­ла про­ти­во­сто­ять не толь­ко внеш­ним про­бле­мам со свет­ски­ми вла­стя­ми (напр., от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ст­ва во Фран­ции), но и дать от­вет на по­пыт­ки по­ста­вить под со­мне­ние прин­цип пап­ской вла­сти, тра­диц. ос­но­вы ве­ро­уче­ния и пра­во Церк­ви пре­тен­до­вать на роль на­став­ни­цы ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Эти от­ве­ты за­клю­ча­лись в при­ня­тии дог­ма­та о пап­ской без­оши­боч­но­сти на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре в 1870, в раз­ра­бот­ке па­пой Львом XIII хри­сти­ан­ско­го со­ци­аль­но­го уче­ния (эн­цик­ли­ка «Rerum novarum», 1891) и в ан­ти­модер­ни­ст­ских до­ку­мен­тах пап Пия IX («Syllabus», 1864) и Пия Х (дек­рет «La­men­tabili», 1907; эн­цик­ли­ка «Pascendi Dominici gregis», 1907).

В ре­зуль­та­те Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра (1962–65) в РКЦ бы­ло про­ве­де­но ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние всех сто­рон цер­ков­ной жиз­ни, за­тро­нув­шее са­кра­мен­таль­ную и док­три­наль­ную со­став­ляю­щие, что вы­зва­ло со­про­тив­ле­ние кон­сер­ва­тив­ных кру­гов РКЦ (ле­фев­ри­сты, се­де­ва­кан­ти­сты).

РКЦ в России

Кафедральный собор в честь Успения Божией Матери и Св. Станислава в Могилёве (1738–67).

Кон­так­ты Рус. гос-ва с Рим. цер­ко­вью про­сле­жи­ва­ют­ся с 10 в. В 961 по прось­бе кн. Оль­ги в Кие­ве с хри­сти­ан­ской мис­си­ей пре­бы­вал нем. еп. Адаль­берт Ма­где­бург­ский (мис­сия за­вер­ши­лась без­ре­зуль­тат­но). К цер­ков­но­му рас­ко­лу 1054 Рус. цер­ковь, быв­шая то­гда со­став­ной ча­стью Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, не­по­сред­ст­вен­но­го от­но­ше­ния не име­ла. В 1439 митр. Ки­ев­ский и всея Ру­си Исидор­ (в этом же ­году воз­ве­дён­ный в кар­ди­наль­ское до­сто­ин­ст­во) под­пи­сал Фло­рен­тий­скую унию с РКЦ, ко­то­рая, од­на­ко, не по­лу­чи­ла в Рос­сии прак­тич. во­пло­ще­ния. В пе­ри­од фео­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти Ки­ев­ской Ру­си и в Моск. цар­ст­ве РКЦ бы­ла пред­став­ле­на очень не­мно­го­чис­лен­ны­ми хра­ма­ми, по­стро­ен­ны­ми для нужд тор­го­вых пред­ста­ви­те­лей [храм Св. Ола­фа в Нов­го­ро­де (11–14 вв.), храм Свя­тых Пе­тра и Пав­ла в Не­мец­кой сло­бо­де в Мо­ск­ве (17–18 вв.)]. С це­лью под­чи­не­ния Рус. церк­ви РКЦ ка­то­лич. мис­сии разл. уров­ня не­од­но­крат­но от­прав­ля­лись на Русь в пе­ри­од Моск. цар­ст­ва (А. Пос­се­ви­но, Ю. Кри­жа­нич и др.). В укр. и бе­ло­рус. зем­лях, вхо­див­ших в со­став Ре­чи По­спо­ли­той, с кон. 16 в. на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся уни­ат­ст­во. В ре­зуль­та­те раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той во 2-й пол. 18 в. в со­став Рос. им­пе­рии во­шли тер­ри­то­рии со зна­чит. чис­лом ка­то­лич. на­се­ле­ния, струк­ту­ра­ми РКЦ. В 1773 в Рос­сии для ка­то­ли­ков лат. об­ря­да бы­ла соз­да­на Мо­ги­лёв­ская епар­хия (с 1782 ар­хи­епар­хия, позд­нее – ми­тро­по­лия, объ­е­ди­нив­шая неск. ка­то­лич. епар­хий на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии, с ре­зи­ден­ци­ей ми­тро­по­ли­та в С.-Пе­тер­бур­ге).

В го­ды сов. вла­сти струк­ту­ра РКЦ в Рос­сии зна­чи­тель­но по­стра­да­ла, мн. ка­то­ли­ки под­верг­лись ре­прес­си­ям. В 1991 и в 1998 уч­ре­ж­де­ны по 2 апо­столь­ские ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры, в 2002 они пре­об­ра­зо­ва­ны в 4 дио­це­за, вме­сте со­ста­вив­ших ми­тро­по­лию. См. так­же ст. Ка­то­ли­цизм в раз­де­ле Ре­ли­гии в то­ме «Рос­сия».

Ве­ро­уче­ние, бо­го­слу­же­ние, ар­хи­тек­ту­ру и изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во, му­зы­каль­ную куль­ту­ру см. в ст. Ка­то­лицизм.

Современное положение

На 2014, по офиц. дан­ным, РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 1,2 млрд. ве­рую­щих прак­ти­че­ски во всех стра­нах ми­ра.

Со­глас­но ка­то­лич. ве­ро­уче­нию, за­кре­п­лён­но­му ка­но­ни­че­ским пра­вом, Рим. епи­скоп – па­па – яв­ля­ет­ся пре­ем­ни­ком ап. Пет­ра, на­ме­ст­ни­ком Хри­ста и пас­ты­рем всей РКЦ, об­ла­даю­щим вер­хов­ной, пол­ной, не­по­сред­ст­вен­ной и уни­вер­саль­ной ор­ди­нар­ной вла­стью. Па­па из­би­ра­ет­ся по­жиз­нен­но на конк­ла­ве кол­ле­ги­ей кар­ди­на­лов, ко­то­рые кро­ме вы­бо­ров па­пы осу­ще­ст­в­ля­ют своё ор­ди­нар­ное слу­же­ние как кол­ле­ги­аль­но, бу­ду­чи со­би­рае­мы па­пой для об­су­ж­де­ния наи­бо­лее важ­ных цер­ков­ных во­про­сов, так и пер­со­наль­но, по­лу­чая пап­ские на­зна­че­ния на выс­шие долж­но­сти в Рим­ской ку­рии или на ка­фед­ры наи­бо­лее зна­чи­мых дио­це­зов. При по­мо­щи Рим­ской ку­рии па­па осу­ще­ст­в­ля­ет выс­шее управ­ле­ние Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

РКЦ де­лит­ся по тер­ри­то­ри­аль­но­му и об­ря­до­во­му прин­ци­пам. Тер­ри­то­рии всех стран с до­ми­ни­рую­щим ка­то­лич. на­се­ле­ни­ем и боль­шин­ст­ва др. стран раз­де­ле­ны на дио­це­зы (ок. 3 тыс. на 2014), во гла­ве ка­ж­до­го из них сто­ит епи­скоп. Наи­бо­лее зна­чи­мые дио­це­зы име­ют во гла­ве ар­хи­епи­ско­па. Боль­шин­ст­во дио­це­зов объ­е­ди­не­ны в ми­тро­по­лии и воз­глав­ля­ют­ся ар­хи­епи­ско­па­ми-ми­тро­по­ли­та­ми, имею­щи­ми в от­но­ше­нии др. епи­ско­пов ста­тус «пер­во­го сре­ди рав­ных», т. к. все епи­ско­пы яв­ля­ют­ся пре­ем­ни­ка­ми апо­сто­лов и об­ра­зу­ют кол­ле­гию епи­ско­пов во гла­ве с па­пой. Дио­це­зы де­лят­ся на при­хо­ды, во гла­ве ко­то­рых сто­ят на­зна­чае­мые епи­ско­па­ми свя­щен­ни­ки. Кро­ме дио­це­зи­аль­ных епи­ско­пов име­ют­ся ти­ту­ляр­ные епи­ско­пы, не воз­глав­ляю­щие дио­це­зы, но ис­пол­няю­щие осо­бые пап­ские по­ру­че­ния в пас­тыр­ской, на­уч. или ди­пло­ма­тич. сфе­ре. По­ми­мо дио­це­зов к тер­ри­то­ри­аль­ной струк­ту­ре РКЦ от­но­сит­ся не­зна­чит. чис­ло об­ра­зо­ва­ний, имею­щих тер­ри­то­ри­аль­ную или пер­со­наль­ную юрис­дик­цию, рас­про­стра­няю­щую­ся на оп­ре­де­лён­ную груп­пу лиц на кон­крет­ной тер­ри­то­рии или во всём ми­ре: тер­ри­то­ри­аль­ные пре­ла­ту­ры и аб­бат­ст­ва; апо­столь­ские ви­ка­риа­ты, пре­фек­ту­ры, ад­ми­ни­ст­ра­ту­ры, эк­зар­ха­ты и ор­ди­на­риа­ты; во­ен. ор­ди­на­риа­ты, мис­сии sui iuris, пат­ри­ар­шии и ар­хи­епи­скоп­ские эк­зар­ха­ты; од­на пер­со­наль­ная пре­ла­ту­ра.

Аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во ка­то­ли­ков при­над­ле­жит к лат. об­ря­ду. Су­ще­ст­ву­ют так­же струк­ту­ры вост. ка­то­лич. церк­вей, упот­реб­ляю­щих за бо­го­слу­же­ни­ем об­ря­ды пя­ти вост. тра­ди­ций: алек­сан­д­рий­ской, ан­ти­охий­ской, ар­мян­ской, хал­дей­ской и ви­зан­тий­ской. Струк­ту­ры этих церк­вей су­ще­ст­ву­ют как на сво­их собств. тер­ри­то­ри­ях, так и на тер­ри­то­ри­ях па­рал­лель­но со струк­ту­ра­ми Церк­ви лат. об­ря­да и друг с дру­гом. Вост. ка­то­лич. церк­ви воз­глав­ля­ют­ся пред­стоя­те­ля­ми (не­ко­то­рые в дос­то­ин­ст­ве пат­ри­ар­ха), под­чи­нён­ны­ми па­пе и имею­щи­ми в от­но­ше­нии епи­ско­па­та сво­их церк­вей ста­тус, схо­жий со ста­ту­сом ми­тро­по­ли­тов.

Папа Римский Франциск. Фото. 2013.

На 2014 РКЦ на­счи­ты­ва­ла св. 5 тыс. епи­ско­пов. Епи­ско­пы объ­е­ди­не­ны в 114 по­сто­ян­но дей­ст­вую­щих епи­скоп­ских кон­фе­рен­ций по ре­гио­наль­но­му прин­ци­пу. Для ре­ше­ния осо­бых во­про­сов пред­ста­ви­те­ли епи­ско­па­та со­би­ра­ют­ся па­пой на си­нод, а в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях весь епи­ско­пат мо­жет быть со­б­ран па­пой на Все­лен­ский со­бор. Все лат. епи­ско­пы на­зна­ча­ют­ся па­пой, епи­ско­пы вост. церк­вей пред­став­ля­ют­ся к на­зна­че­нию со­от­вет­ст­вую­щей Цер­ко­вью и ут­вер­ж­да­ют­ся па­пой.

Из епи­скоп­ской юрис­дик­ции вы­ве­де­ны мо­на­ше­ские объ­е­ди­не­ния, под­чи­няю­щие­ся не­по­сред­ст­вен­но па­пе и дей­ст­вую­щие на тер­ри­то­ри­ях дио­це­зов по со­гла­ше­нию с пра­вя­щи­ми епи­ско­па­ми или по не­по­сред­ст­вен­но­му пап­ско­му ман­да­ту.

Ис­точн.: Codex iuris canonici (1983) // Acta Apostolicae Sedis. Città del Vaticano, 1983. Vol. 75. Pt. 2; Annuario Pontificio. 2014. Città del Vaticano, 2014.

Лит.: Bérault-Bercastel A.-H., Henrion M. Histoire générale de l’Eglise depuis la prédic­tion des apôtres jusqu’au pontificat de Grégoire XVI. 5 éd. P., 1843–1844. Vol. 1–13; Artaud de Montor A.-F. The lives and times of the popes. N. Y., 1910–1911. Vol. 1–10; Šmá­lik Š. Boží l’ud na cestách: cirkev v 49 pokoleniach. Brat., 1997; Лортц Й. Ис­то­рия Церк­ви. М., 1999–2000. Т. 1–2.

Вернуться к началу