Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕФОРМА́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 442-443

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Смирнова

РЕФОРМА́ТЫ (от лат. ecclesia reforma­ta – ре­фор­ми­ро­ван­ная цер­ковь), сто­рон­ни­ки од­но­го из осн. на­прав­ле­ний в каль­ви­низ­ме, ис­то­ри­че­ски вос­хо­дя­ще­го к каль­ви­ни­ст­ским об­щи­нам кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы (по­сле­до­ва­те­ли Ж. Каль­ви­на в Шот­лан­дии и Анг­лии на­зы­ва­ют­ся пре­сви­те­риа­на­ми и кон­гре­га­цио­на­ли­ста­ми). По­яв­ле­ние ре­фор­мат­ских об­щин свя­за­но с дея­тель­но­стью У. Цвинг­ли и Каль­ви­на. На ран­нем эта­пе Ре­фор­ма­ции сто­рон­ни­ков М. Лю­те­ра так­же на­зы­ва­ли Р., но с 1529 тео­ло­гич. раз­но­гла­сия по во­про­сам о при­ча­ще­нии, пре­д­опре­де­ле­нии, уст­рой­ст­ве цер­ков­ных об­щин вы­зва­ли раз­де­ле­ние лю­те­ран и Р. Ре­фор­мат­ст­во рас­про­стра­ни­лось в Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах, Фран­ции (гу­ге­но­ты). В тек­сте Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648 со­дер­жит­ся офиц. при­зна­ние Ре­фор­мат­ской церк­ви.

Ве­ро­учи­тель­ные стан­дар­ты ре­фор­мат­ст­ва сфор­му­ли­ро­ва­ны в 1-м Гель­ве­ти­че­ском ис­по­ве­да­нии (1536), Гал­ли­кан­ском ис­по­ве­да­нии (1559), Бель­гий­ском ис­пове­да­нии (1561), 2-м Гель­ве­ти­че­ском ис­по­ве­да­нии (1566), Гей­дель­берг­ском ка­те­хи­зи­се (1563), Ка­но­нах Дордрехтского (Дорт­ско­го) си­но­да (1618–19).

Ре­фор­мат­ские церк­ви воз­глав­ля­ют­ся ста­рей­ши­на­ми (пре­сви­те­ра­ми), ко­то­рые раз­де­ля­ют­ся на про­по­ве­дую­щих (пас­то­ры и про­по­вед­ни­ки) и пра­вя­щих ста­рей­шин (из чис­ла ми­рян). Все пре­сви­те­ры из­би­ра­ют­ся. В не­ко­то­рых стра­нах (напр., в Венг­рии) у Р. су­ще­ст­ву­ют епи­ско­пы, но это не сте­пень свя­щен­ст­ва, а лишь долж­ность в цер­ков­ном ру­ко­во­д­стве. В 1875 ос­но­ван Все­мир­ный со­юз ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва). В 1948 об­ра­зо­ван Ме­ж­ду­нар. кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ский со­вет. В 1970 в ре­зуль­та­те слия­ния этих двух ор­га­ни­за­ций об­ра­зо­ван Все­мир­ный альянс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), объ­е­ди­няю­щий б. ч. каль­ви­ни­стов ми­ра. Из­да­ёт­ся ж. «Ре­фор­мат­ский и пре­сви­те­ри­ан­ский мир». Ме­ж­ду лю­те­ран­ски­ми и ре­фор­мат­ски­ми церк­ва­ми, под­пи­сав­ши­ми Лей­ен­берг­ский кон­кор­дат (1973), ус­та­нов­ле­но ев­ха­ри­стич. един­ст­во.

На нач. 21 в. ре­фор­мат­ские церк­ви су­ще­ст­ву­ют прак­ти­че­ски во всех стра­нах Ев­ро­пы (бо­лее все­го – в Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах, Венг­рии), ЮАР, США, стра­нах Лат. Аме­ри­ки и Азии. Об­щая чис­лен­ность Р. вме­сте с пре­сви­те­риа­на­ми ок. 60 млн. чел.

В Рос­сии пер­вые ре­фор­мат­ские об­щины поя­ви­лись в Мо­ск­ве (1629), Ту­ле (1632), Ар­хан­гель­ске (1669), Во­ло­где (1689), Яро­слав­ле (1689). В С.-Пе­тер­бур­ге в нач. 18 в. об­ра­зо­ва­ны франц., нем. и ни­дерл. об­щи­ны Р. В 1723 в Рос­сию при­бы­ло боль­шое чис­ло Р., вы­ну­ж­ден­ных по­ки­нуть Фран­цию по­сле от­ме­ны там в 1685 Нант­ско­го эдик­та 1598. В адм. от­но­ше­нии Р. (как и лю­те­ра­не) в 1734 под­чи­не­ны свет­ско­му ор­га­ну – Юс­тиц-кол­ле­гии лиф­лянд­ских, эс­т­лянд­ских и ин­гер­ман­ланд­ских дел, а в 1819 – Гл. им­пе­ра­тор­ской еван­ге­лич. кон­си­сто­рии. С 1828 бы­ло пред­пи­са­но, что во вре­мя за­се­да­ний кон­си­сто­рии для рас­смот­ре­ния дел Р. к пред­ста­ви­те­лям лю­те­ран­ско­го ду­хо­вен­ст­ва до­бав­ля­ют­ся два ре­фор­мат­ских пас­то­ра. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 церк­ви Р. в Рос­сии были за­кры­ты, ос­та­лись в При­бал­ти­ке и Зап. Ук­раи­не. С 1991 дей­ст­ву­ет Со­юз еван­ге­ли­че­ско-ре­фор­мат­ских церк­вей Рос­сии, с 2007 – Еван­ге­ли­че­ско-ре­фор­мат­ская цер­ковь Рос­сии.

Лит.: Reconsiderations: Roman Catholic, Presbyterian and Reformed theological conversations. N. Y., 1967; Encyclopedia of the Reformed faith. Louisville, 1992; Гол­ланд­ская ре­фор­мат­ская цер­ковь в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1717–1927). СПб., 2001.

Вернуться к началу