Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕЛИГИОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 371-372

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Л. Пырова, Р. А. Силантьев

РЕЛИГИОВЕ́ДЕНИЕ, на­уч. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая за­ко­но­мер­но­сти воз­ник­но­вения, раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния разл. ре­ли­гий, их строе­ние и ком­по­нен­ты, зна­че­ние в ис­то­рии об­ще­ст­ва, взаи­мо­связь и взаи­мо­дей­ст­вие с др. об­лас­тя­ми куль­ту­ры; от­расль зна­ния о ре­лиг. опы­те че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ст­ва. Сфор­ми­ро­ва­лось на сты­ке ис­то­рии, фи­ло­со­фии, ан­тро­по­ло­гии, ар­хео­ло­гии, фи­ло­ло­гии, пси­хо­ло­гии и со­цио­ло­гии. В от­ли­чие от бо­го­сло­вия (тео­ло­гии), Р. не ста­вит за­да­чу по­нять при­ро­ду сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го, оно рас­смат­ри­ва­ет ре­ли­гию с вне­ре­ли­ги­оз­ной точ­ки зре­ния: изу­ча­ет ре­лиг. по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, про­во­дит ана­лиз свя­щен­ных тек­стов, ис­сле­ду­ет функ­цио­ни­ро­ва­ние ре­лиг. ин­сти­ту­тов и об­щин. Его ме­то­до­ло­гия но­сит меж­дис­ци­п­ли­нар­ный ха­рак­тер. Воз­ник­но­ве­ние Р. в 19 в. свя­зы­ва­ют с тру­да­ми М. Мюл­ле­ра. Осн. на­прав­ле­ния ре­ли­гио­ведч. ис­сле­до­ва­ний: ис­то­рия, фи­ло­со­фия, фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии, пси­хо­ло­гия ре­ли­гии и со­цио­ло­гия ре­ли­гии.

Ис­то­рия ре­ли­гии на­прав­ле­на на по­ис­ки ис­то­ков ре­ли­гии, эта­пов её раз­ви­тия. Она ос­но­вы­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ан­тро­по­ло­гии и ис­то­рии. Зна­чит. вклад в раз­ви­тие ис­то­рии ре­ли­гии вне­сли Э. Б. Тай­лор, Дж. Фре­зер, П. Ра­дин, Б. К. Ма­ли­нов­ский, А. Р. Рэдк­лифф-Бра­ун, рос. учёные С. А. Токарев, свящ. Александр Мень, А. Б. Зубов, И. Н. Яблоков и др.

Фи­ло­со­фия ре­ли­гии пред­став­ля­ет со­бой раз­ви­тие ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го ме­та­фи­зич. во­про­са о пер­во­на­ча­лах (в этом она сбли­жа­ет­ся с бо­го­сло­ви­ем, но ис­поль­зу­ет др. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния). Её вы­де­ле­ние в отд. об­ласть про­изош­ло в 19 в. Круп­ней­шие фи­лос. те­че­ния, по­вли­яв­шие на вос­при­ятие ре­ли­гии: эк­зи­стен­циа­лизм А. Ка­мю, Г. Мар­се­ля, Ж. П. Сар­тра, фе­но­ме­но­ло­гия Э. Ле­ви­на­са, но­вый ате­изм Д. Ден­не­та, ра­ди­каль­ный се­ку­ля­ризм Р. До­кин­са (Докинза; р. 1941), тео­рии пост­се­ку­ля­ри­за­ции Ю. Ха­бер­ма­са и Ч. Тей­ло­ра (р. 1931).

Фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии об­ра­ща­ет­ся к че­ло­веческому опы­ту свя­щен­но­го, как он вы­ра­жа­ет­ся в разл. пред­ме­тах и пред­став­ле­ни­ях. Ха­рак­те­ри­зую­щее этот опыт чув­ст­во вос­тор­га и со­кро­вен­но­го еди­не­ния с выс­шей си­лой от­ли­ча­ет свя­щен­ное (ну­ми­ноз­ное) от мир­ско­го (про­фан­но­го). Фе­но­ме­но­ло­гия ре­ли­гии воз­ник­ла в кон. 19 в. [тер­мин в на­уч. обо­рот в 1887 ввёл ни­дерл. ре­ли­гио­вед П. Шан­те­пи де ла Сос­сей (1848–1920)], её ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние при­шлось на 1-ю пол. 20 в. Важ­ней­ший вклад в раз­ви­тие этой дис­ци­п­ли­ны вне­сли Р. От­то, Ф. Хей­лер, М. Элиа­де, Р. Жи­рар (р. 1923).

Пси­хо­ло­гия ре­ли­гии пред­по­ла­га­ет раз­ли­че­ние ме­ж­ду ин­сти­ту­цио­наль­ным и пер­со­наль­ным ас­пек­та­ми ре­ли­гии, фо­ку­си­ру­ет­ся на ре­лиг. пе­ре­жи­ва­ни­ях че­ло­ве­ка. Са­мо­сто­ят. раз­ви­тие по­лу­чи­ла в нач. 20 в. В её ос­но­ве тру­ды У. Джейм­са, Дж. Ле­убы (1868–1946), Э. Стар­бу­ка (1866–1947). Осо­бое на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний в этой сфе­ре свя­за­но с влия­ни­ем пси­хо­ана­ли­за З. Фрей­да, ана­ли­ти­че­ской пси­хо­ло­гии К. Юн­га, идей Э. Фром­ма.

Со­цио­ло­гия ре­ли­гии в ка­че­ст­ве са­мо­стоят. дис­ци­п­ли­ны сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же 19–20 вв. бла­го­да­ря та­ким ав­то­рам, как Э. Дюрк­гейм, М. Ве­бер, Г. Зим­мель. Важ­ней­шие ис­сле­до­ва­ния при­над­ле­жат П. А. Со­ро­ки­ну, Т. Пар­сон­су, Р. Бел­ле, П. Л. Бер­ге­ру.

Ве­ду­щие цен­тры по изу­че­нию ре­ли­гии – Амер. ака­де­мия ре­ли­гии, Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ция ис­то­рии ре­ли­гий и др.

Лит.: Ос­но­вы ре­ли­гио­ве­де­ния / Под ред. И. Н. Яблокова. 5-е изд. М., 2006; Taylor C. A secular age. Camb. (Mass.), 2007.

Вернуться к началу