Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАЗДЕЛЕ́НИЕ ЦЕРКВЕ́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 166-167

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Асмус

РАЗДЕЛЕ́НИЕ ЦЕРКВЕ́Й (Ве­ли­кое раз­де­ле­ние, Ве­ли­кая схиз­ма), в хри­сти­ан­ст­ве пре­кра­ще­ние ев­ха­ри­стич. об­ще­ния ме­ж­ду Рим­ской и Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ва­ми в 1054, по­сле ко­то­ро­го про­изош­ло окон­чат. обо­соб­ле­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви от пра­во­слав­ных церк­вей.

Хри­сти­ан­ст­во на греч. вос­то­ке и лат. за­па­де Рим. им­пе­рии уже в 5 в. ста­ло раз­ви­вать­ся раз­дель­но: к раз­ли­чи­ям язы­ков и куль­тур при­бав­ля­лись по­сте­пен­но на­ка­п­ли­вав­шие­ся осо­бен­но­сти в бо­го­сло­вии, бо­го­слу­же­нии, ка­но­ни­ке, цер­ков­ном строе. Вре­мя от вре­ме­ни ме­ж­ду Ри­мом и Кон­стан­ти­но­по­лем про­ис­хо­ди­ли раз­ры­вы цер­ков­но­го об­ще­ния. Раз­рыв, про­изо­шед­ший в нач. 11 в., не пре­кра­щал­ся в те­че­ние нес­коль­ких де­ся­ти­ле­тий. При­чи­ны обо­ст­ре­ния цер­ков­ных от­но­ше­ний в сер. 11 в. не бы­ли экс­т­ра­ор­ди­нар­ны­ми, но при­ве­ли к окон­чат. раз­де­ле­нию церк­вей.

На­чав­шее­ся в сер. 11 в. нор­манн­ское за­вое­ва­ние Юж. Ита­лии, уг­ро­жав­шее и Ри­му, и юж­но­ита­лий­ским вла­де­ни­ям Ви­зан­тии, по­бу­ж­да­ло Рим за­клю­чить с Ви­зан­ти­ей со­юз. При этом Юж. Ита­лия бы­ла пред­ме­том спо­ра цер­ков­ных юрис­дик­ций Ри­ма и Кон­стан­ти­но­по­ля: Рим. цер­ковь уч­ре­ж­да­ла ка­фед­ры лат. епи­ско­пов на тер­ри­то­рии, на­се­лён­ной гре­ка­ми, и пы­та­лась за­ме­нить греч. бо­го­слу­же­ние ла­тин­ским. Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ми­ха­ил Ки­рул­ла­рий на­чал по­ле­ми­ку про­тив лат. бо­го­слу­же­ния. По его по­ру­че­нию ок. 1053 ар­хи­еп. Ох­рид­ский Лев на­пра­вил зап. епи­ско­пам и па­пе Рим­ско­му по­сла­ния, в ко­то­рых при­зы­вал от­ка­зать­ся от упот­реб­ле­ния в Ев­ха­ри­стии бес­квас­но­го хле­ба. Встреч­ные об­ви­не­ния от име­ни па­пы Льва IX бы­ли со­став­ле­ны кар­ди­на­лом Гум­бер­том, ко­то­рый обос­но­вы­вал пра­ва Рим. церк­ви с по­мо­щью «Кон­стан­ти­но­ва да­ра». В от­вет пат­ри­арх Ми­ха­ил Ки­рул­ла­рий рас­по­ря­дил­ся за­крыть в Кон­стан­ти­но­по­ле лат. хра­мы и за­пре­тил бо­го­слу­же­ние по лат. об­ря­ду. Од­на­ко ко­гда ви­зант. имп. Кон­стан­тин IX Мо­но­мах пред­ло­жил Ри­му во­ен. со­юз, пат­ри­арх, под­чи­ня­ясь им­пе­ра­то­ру, об­ра­тил­ся к па­пе с пред­ло­же­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния об­ще­ния. В нач. 1054 в Кон­стан­ти­но­поль при­бы­ли пап­ские ле­га­ты во гла­ве с Гум­бер­том. Пат­ри­арх от­ка­зал­ся от встреч с ле­га­та­ми, уви­дев в них лич­ных вра­гов. В хо­де по­ле­ми­ки Гум­берт под­нял и дог­ма­тич. те­му о Filioque. Им­пе­ра­тор пы­тал­ся до­бить­ся при­ми­ре­ния. В это вре­мя скон­чал­ся па­па Лев IX, что мог­ло оз­на­чать пре­кра­ще­ние пол­но­мо­чий ле­га­тов. Но Гум­берт со­вер­шил ре­шаю­щий шаг, воз­ло­жив 16.7.1054 на пре­стол хра­ма Св. Со­фии бул­лу с от­лу­че­ни­ем (ана­фе­мат­ст­во­ва­ни­ем) пат­ри­ар­ха Ми­хаи­ла Ки­рул­ла­рия, ар­хи­еп. Ох­рид­ско­го Льва и их сто­рон­ни­ков. По­тря­сён­ный им­пе­ра­тор ус­ту­пил ини­циа­ти­ву пат­ри­ар­ху, ко­то­рый на со­бо­ре ана­фе­мат­ст­во­вал всех чле­нов рим. по­соль­ст­ва. Осо­бую по­зи­цию за­нял пат­ри­арх Ан­ти­охий­ский Пётр III: счи­тая, что бо­го­слу­жеб­ные и ка­но­нич. раз­ли­чия не долж­ны быть при­чи­ной цер­ков­ных раз­де­ле­ний, он, од­на­ко, при­знал, что дог­ма­тич. раз­ли­чие (Filioque) – за­кон­ная при­чи­на раз­ры­ва.

Впо­след­ст­вии не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись пе­ре­го­во­ры о вос­со­еди­не­нии церк­вей, ино­гда они при­во­ди­ли к весь­ма не­проч­но­му ре­зуль­та­ту – Ли­он­ской унии 1274, Фло­рен­тий­ской унии 1439. 7.12.1965 па­па Рим­ский Па­вел VI и пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афи­на­гор I сня­ли вза­им­ные ана­фе­мы 1054 в знак эку­ме­нич. сбли­же­ния церк­вей.

Лит.: Ран­си­мен С. Вос­точ­ная схиз­ма. Ви­зан­тий­ская тео­кра­тия. М., 1998; Ле­бе­дев А. П. Ис­то­рия раз­де­ле­ния церк­вей в IX, X и XI вв. 2-е изд. СПб., 2004.

Вернуться к началу