Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ДХА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 160

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

РА́ДХА (санскр. ra̅dha̅, букв. – уда­ча, бла­го­по­лу­чие, со­вер­шен­ст­во), в ин­ду­из­ме пас­туш­ка (го­пи), воз­люб­лен­ная Криш­ны. Её имя не­ре­гу­ляр­но встре­ча­ет­ся в ран­них санскр. и прак­рит­ских тек­стах; на ран­нем эта­пе раз­ви­тия криш­на­ит­ско­го ми­фа Р. поч­ти не вы­де­ля­ет­ся сре­ди др. го­пи. Про­сле­дить по тек­стам ста­нов­ле­ние свя­зи Криш­ны и Р. за­труд­ни­тель­но, но оче­вид­но, что она за­кре­п­ля­ет­ся в по­эме Джая­де­вы «Ги­та­го­вин­да» (12 в.). В даль­ней­шем под влия­ни­ем идей бхак­ти лю­бовь Криш­ны и Р. бы­ла пе­ре­ос­мы­с­ле­на как лю­бовь ме­ж­ду бо­гом и его адеп­том и вос­пе­та по­эта­ми (Ми­ра Баи, Сур­дас, Чон­ди­даш и др.). Р. об­ре­ла бо­же­ст­вен­ный ста­тус, ста­ла по­ни­мать­ся как во­пло­ще­ние бо­ги­ни Лак­шми или бо­ги­ни Де­ви. Ср.-век. ре­лиг.-фи­лос. шко­лы Вал­лаб­ха­ча­рьи (1478–1530), Ним­бар­ки (воз­мож­но, 11 или 13 вв.) и др. ос­мыс­ли­ва­ли фи­гу­ру Р. как сим­вол ду­ши, уст­рем­лён­ной к бо­гу. В экс­та­тич. бхак­ти Чай­та­ньи па­ра Рад­ха – Криш­на при­об­ре­ла боль­шое куль­то­вое зна­че­ние. Р. пред­ста­ёт как жен­ская ипо­стась энер­гии Криш­ны и при­да­ёт ему це­ло­ст­ность Аб­со­лю­та. Лю­бовь Криш­ны и Р. – рас­про­стра­нён­ная те­ма в лит-ре и иск-ве Ин­дии.

Вернуться к началу