Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЮ́ХТИЦКИЙ УСПЕ́НСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЮ́ХТИЦКИЙ УСПЕ́НСКИЙ МОНА­С­ТЫ́РЬ, жен­ский став­ро­пи­ги­аль­ный мо­на­стырь РПЦ, рас­по­ло­жен­ный на се­ве­ро-вос­то­ке Эс­то­нии в дер. Ку­ре­мяэ [мааконд (уезд) Ида-Ви­ру].

По пре­да­нию, в 16 в. на го­ре Ку­ре­мяэ (эст. – Жу­рав­ли­ная го­ра) бы­ло яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ме­ст­ным кре­сть­я­нам, на мес­те яв­ле­ния за­бил ис­точ­ник, не­по­да­лё­ку в рас­ще­ли­не ста­ро­го ду­ба бы­ла об­ре­те­на чу­до­твор­ная ико­на Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы. То­гда же ря­дом с ду­бом по­строе­на Ус­пен­ская ча­сов­ня (пе­ре­ст­рое­на в 1842; ны­не дуб и ча­сов­ня за ог­ра­дой П. У. м.). Го­ра и её ок­ре­ст­но­сти ста­ли на­зы­вать­ся Пюх­ти­ца (эст. – Свя­тое ме­сто). Ини­циа­ти­ва ос­но­ва­ния на этом мес­те мо­на­сты­ря при­над­ле­жит гу­бер­на­то­ру Эстл. гу­бер­нии кн. С. В. Ша­хов­ско­му (1852–94) и его же­не кн. Е. Д. Ша­хов­ской (1844–1939). В 1891 от­кры­та пюх­тиц­кая Ус­пен­ская жен­ская об­щи­на, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ли мо­на­хи­ни ко­ст­ром­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го мон., в 1892 об­щи­на пре­об­ра­зо­ва­на в мо­на­стырь. Ста­нов­ле­ние П. У. м. про­хо­ди­ло при уча­стии св. Ио­ан­на Крон­штадт­ско­го. В 1918–40 П. У. м. дей­ст­во­вал на тер­ри­то­рии Эст. рес­пуб­ли­ки, в 1941–44 под герм. ок­ку­па­ци­ей. Мо­настырь не за­кры­вал­ся и позднее, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность тал­лин­ско­го ар­хие­рея Алек­сия (в 1990–2008 пат­риарх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II). В 1990 по­лу­чил ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го.

Пюхтицкий Успенский монастырь. Общий вид. Фото 2014. Пюхтицкий Успенский монастырь

П. У. м. пред­став­ля­ет со­бой цель­ный ан­самбль по­стро­ек кон. 19 – нач. 20 вв. По про­ек­ту арх. М. Т. Пре­об­ра­жен­ско­го в рус­ском сти­ле воз­ве­де­ны ог­ра­да с баш­ня­ми и Свя­ты­ми вра­та­ми со звон­ни­цей (1893), тра­пез­ная ц. Свя­тых Си­ме­о­на Бо­го­при­им­ца и Ан­ны Про­ро­чи­цы (1895). До­ми­нан­та оби­те­ли – 5-гла­вый Ус­пен­ский со­бор (1908–10, арх. А. А. По­ле­щук). На тер­ри­то­рии име­ет­ся так­же де­рев. шат­ро­вая ц. Св. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1895; усы­паль­ни­ца кн. С. В. Ша­хов­ско­го и кн. Е. Д. Ша­хов­ской) с ко­ло­коль­ней (1988), кре­стиль­ная цер­ковь (1990), дом для пред­ста­ви­тель­ских це­лей (1986), ке­лей­ные кор­пу­са. За пре­де­ла­ми ог­ра­ды де­рев. Ус­пен­ская ц. (1876; с 1896 клад­би­щен­ская ц. Свт. Ни­ко­лая и Прп. Ар­се­ния Ве­ли­ко­го), ча­сов­ня на св. ис­точ­ни­ке (кон. 19 в., пе­ре­строе­на в 1931) с ку­паль­ней, Ге­ор­ги­ев­ская ча­сов­ня (1989) на хо­зяйств. дво­ре. С 1994 П. У. м. име­ет под­во­рье в Мо­ск­ве с ц. Свт. Ни­ко­лая в Зво­на­рях (1760–81, арх. К. И. Бланк). С 2002 – Иль­ин­ский скит в дер. Ва­ск­нар­ва (мааконд Ида-Виру) с ц. Про­ро­ка Илии (1867–73, арх. И. П. Ма­ас).

Вернуться к началу