Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕРНГУТЕРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Куропаткина

ГЕРНГУ́ТЕРЫ (от назв. селения Гернгут в Саксонии, близ Дрездена), представители протестантского движения, исторически связанного с гуситами и моравскими братьями, появившегося в Германии в 18 в. и отличающегося сосредоточенностью на молитвенной жизни и общинным характером проживания.

История

В 1722 граф Николаус Людвиг фон Цинцендорф (1700–60), последователь пиетизма, пригласил моравских братьев, подвергающихся гонениям в Чехии, переселиться в Германию и основать общину в поместье Гернгут. Позднее к ним присоединились анабаптисты, также гонимые в европ. гос-вах. В 1735 с разрешения прусского короля Фридриха Вильгельма I его придворный проповедник, еп. Даниэль Эрнст Яблонский, рукоположил Давида Ничмана, который стал 1-м епископом Г. 2-м епископом стал сам Н. Л. фон Цинцендорф. В 1750 община Г. под давлением властей, не желавших регистрировать общину как самостоятельную, приняла Аугсбургское исповедание и стала называться «Евангелической братской общиной», т. е. официально примкнула к лютеранству.

Вероучение и богослужебная практика

Г., действуя в традициях пиетизма и придерживаясь общепротестантского учения, не углубляются в доктринальные споры, что обеспечило интеграцию в их общину моравских братьев, лютеран, кальвинистов и анабаптистов. Г. делают акцент на «религии сердца», т. е. на переживании личных отношений со Христом и строгой личной нравственности. Г. признают два таинства – крещение и причащение; исповедь поощряется как благочестивая практика. В ряде общин Г. признаётся крещение только взрослых. Регулярно проводятся «вечери любви»; каждый вечер – молитвенное собрание. Большое значение придаётся церковной музыке и пению. Молитвенные залы Г., как правило, окрашены в белый цвет, в них нет ни алтаря, ни кафедры.

Г. празднуют важнейшие христианские праздники (Рождество и Пасху), а также основные события из своей истории: 1 марта – день основания общины моравских братьев; 13 августа – день обновления общины в Гернгуте; 6 июля – день смерти Яна Гуса, которого Г. чтут как одного из своих предшественников.

Живут Г., как правило, сельскохозяйственной общиной, всем предписан общественный труд. До 1818 браки в общинах Г. совершались по жребию. В 1818 это положение не отменено, однако по решению Синода переведено в ранг добровольного. Запрещены азартные игры и почти все развлечения. Военная и государственная служба отвергается.

Г. (кроме прибалтийских) сохраняют трёхчастную церковную иерархию: дьяконы, пресвитеры, епископы, которые только совершают службы, но не управляют общиной. Руководит всеми общинами Синод. В его ведении находятся 17 провинций (в Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии). Управление провинцией осуществляется провинциальным синодом, который собирается 1 раз в 2 года. Поместной церковью руководит избираемый братский совет, во главе которого стоит пастор. Церковь делится на несколько групп, в зависимости от возраста, пола и семейного положения (дети, юноши, девушки, женатые и замужние, вдовы и вдовцы). Один раз в году проводится день соответствующей группы, который празднует вся церковь.

Г. распространены в Европе (ФРГ, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Дания), в Северной и Южной Америке. Численность на 2010-е гг. — около 1 млн. чел., крупнейшая церковь – в Танзании.

Гернгутеры в России

Первая община Г. появилась в Прибалтике в 1726. В течение 10 лет общины Г. распространились в Латвии и Эстонии. В 1739 при содействии Цинцендорфа впервые была издана Библия на эстонском языке; по его же инициативе в Лифляндии было основано первое учебное заведение для подготовки учителей из местного населения. В 1742 произошли столкновения с властями некоторых проповедников-Г., которые призывали крестьян к неповиновению. В 1743 под давлением офиц. лютеранской церкви на ландтаге в Дерпте Г. были объявлены опасной сектой и запрещены, однако продолжали свою деятельность. В 1764 запрет был снят. В 1765 была основана колония нем. Г. в поселении Сарепта (ныне входит в состав Волгограда). До 1892 колония процветала, была известна своим курортом с грязевыми и минеральными ваннами, производством горчичного масла, фабриками и заводами. В Сарепте Г. была открыта первая публичная библиотека в Поволжье. В 1894 община Г. в Сарепте подчинялась Евангелическо-лютеранской церкви в России и фактически слилась с лютеранами. С 1817 Г. получили разрешение на поселение в Закавказье. С начала Первой мировой войны 1914–18 Г. подвергались гонениям в рамках антигерманской кампании. В 1918 имущество общин Г. было национализировано советской властью. В 1930-е гг. общины Г. оказались вне закона. В 1944 Г. как община, близкая по богословию к «евангельским христианам», вошли в состав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), поскольку это был единственный протестантский союз, зарегистрированный в СССР. Деятельность Г. в постсоветской России возобновилась в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. в Волгограде в связи с открытием музея-заповедника немецких колонистов «Старая Сарепта». В 1996 на территории музейного комплекса была вновь открыта кирха, построенная Г. в 1772. Община входит в состав Евангелическо-лютеранской церкви России.

Лит.: Велицин А. А. Немцы в России. СПб., 1893; Озолин А. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1962; Осипов В. А. Саратовский край в XVIII веке. Саратов, 1985; История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989; Крикк М. История Эстонии до конца периода национального пробуждения. Таллинн: ТТУ, 1991; Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I. СПб., 2000; Ludwig R. Der Herrnhuter. Wie Nikolaus von Zinzendorf die Losungen erfand. Berlin, 2010.

Вернуться к началу