Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́ЛЬСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская

ПО́ЛЬСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (ППЦ), Поль­ская ав­то­ке­фаль­ная пра­во­слав­ная цер­ковь (ПАПЦ; польск. Polski Autokefaliczny Kościół Prawosławny), од­на из ав­то­ке­фаль­ных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Ка­но­нич. тер­ри­то­рия – Рес­пуб­ли­ка Поль­ша.

На тер­ри­то­рию совр. Поль­ши хри­сти­ан­ст­во ста­ло про­ни­кать ещё до офиц. его при­ня­тия в 966 при кн. Меш­ко I. Наи­бо­лее изу­че­но про­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва с за­па­да, ме­нее – с юга, свя­зан­ное с мис­си­ей свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Пер­вые пра­во­слав­ные епар­хии поя­ви­лись в Поль­ше вско­ре по­сле раз­де­ле­ния церк­вей (1054). Круп­ней­шие пра­во­слав­ные цен­тры – го­ро­да Холм (Хелм) и Пе­ре­мышль (Пше­мысль), до­ны­не со­хра­няю­щие пра­во­слав­ное на­сле­дие. По­сле за­клю­че­ния Бре­ст­ской унии 1596 в Холм­ской и Пе­ре­мышль­ской пра­во­слав­ных епар­хи­ях, вхо­див­ших в со­став Ки­ев­ской ми­тро­по­лии в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та, в те­че­ние по­сле­дую­ще­го сто­ле­тия про­дол­жа­лась борь­ба про­тив­ни­ков и сто­рон­ни­ков унии, за­кон­чив­шая­ся по­бе­дой по­след­них при ак­тив­ной гос. под­держ­ке. По­сле раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той (в кон. 18 в.) в зем­лях, ото­шед­ших к Рос. им­пе­рии, по­сте­пен­но бы­ла вос­ста­нов­ле­на пра­во­слав­ная жизнь, в т. ч. и на час­ти зе­мель совр. Поль­ши, на ко­то­рых к то­му вре­ме­ни ос­та­ва­лись лишь еди­нич­ные об­щи­ны пра­во­слав­ных и Свя­то-Онуф­ри­ев­ский Яб­ло­чин­ский мон. (ос­но­ван в кон. 15 в.). В 1840 соз­да­на Вар­шав­ская епар­хия Рус. церк­ви, в 1905 из неё вы­де­ле­на Холм­ская и Люб­лин­ская епар­хия. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны с тер­ри­то­рии совр. Поль­ши в глубь Рос. им­пе­рии бы­ло эва­куи­ро­ва­но прак­ти­че­ски всё пра­во­слав­ное на­се­ле­ние, вклю­чая сель­ских жи­те­лей, пре­об­ла­даю­щая часть эва­куи­ро­ван­ных воз­вра­ти­лась на ро­ди­ну к нач. 1920-х гг.

В со­став воз­ник­шей в 1918 не­за­ви­си­мой Поль­ши в те­че­ние не­сколь­ких по­сле­дую­щих лет во­шли боль­шие тер­ри­то­рии совр. Бе­ло­рус­сии, Лит­вы и Ук­раи­ны с пра­во­слав­ным на­се­ле­ни­ем (5 млн. чел.). Это за­ста­ви­ло польск. вла­сти в ус­ло­ви­ях слож­ной гео­по­ли­тич. об­ста­нов­ки пред­при­ни­мать уси­лия по ор­га­ни­за­ции ППЦ, не­за­ви­си­мой от Рус. церк­ви. 13.11.1924 пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Гри­го­рий VII под­пи­сал то­мос о со­зда­нии в Поль­ше ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рую РПЦ не при­зна­ла. Дея­тель­ность пред­стоя­те­ля ППЦ митр. Вар­шав­ско­го и Во­лын­ско­го и всея Поль­ши Дио­ни­сия (Ва­ле­дин­ско­го) про­хо­ди­ла в ус­ло­ви­ях на­си­лия со сто­ро­ны гос. вла­стей, ка­то­лич. Церк­ви и ка­то­лич. об­ще­ст­вен­но­сти вплоть до мас­со­во­го за­хва­та, за­кры­тия и раз­ру­ше­ния со­тен церк­вей. По­сле на­ча­ла 2-й ми­ро­вой вой­ны митр. Дио­ни­сий, при­звав­ший пра­во­слав­ных гра­ж­дан Поль­ши к со­про­тив­ле­нию герм. за­хват­чи­кам, был от­стра­нён герм. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей от управ­ле­ния Цер­ко­вью. С вхо­ж­де­ни­ем в 1939 в со­став СССР тер­ри­то­рий Зап. Бе­ло­рус­сии и Зап. Ук­раи­ны рас­по­ло­жен­ные на них епар­хии ППЦ пе­ре­шли в юрис­дик­цию РПЦ, в со­ста­ве ППЦ ос­та­лись лишь при­хо­ды на тер­ри­то­рии т. н. ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ва, об­ра­зо­ван­но­го герм. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии Поль­ши. В сент. 1940, по­сле под­пи­са­ния дек­ла­ра­ции о ло­яль­но­сти, митр. Дио­ни­сий стал пред­стоя­те­лем Ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной церк­ви в ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ст­ве, соз­дан­ной по во­ле герм. вла­стей и про­су­ще­ст­во­вав­шей до 1944. По­сле окон­ча­ния вой­ны ППЦ по­пол­ни­лась при­хо­да­ми на пе­ре­дан­ных Поль­ше зем­лях.

Вла­сти Поль­ши по­сле­до­ва­тель­но стре­ми­лись к сме­ще­нию митр. Дио­ни­сия с долж­но­сти пред­стоя­те­ля; вес­ной 1948 он был от­стра­нён от управ­ле­ния Цер­ко­вью, ко­то­рая ста­ла воз­глав­лять­ся создан­ной Врем. кол­ле­ги­ей, ру­ко­во­ди­мой ар­хи­еп. Ти­мо­фе­ем (Шрёт­те­ром). Ле­том 1948 польск. пра­во­слав­ный епи­ско­пат об­ра­тил­ся к РПЦ с прось­бой о соз­да­нии на тер­ри­то­рии Поль­ши ка­но­нич. ав­то­ке­фаль­ной пра­во­слав­ной Церк­ви, 22.6.1948 был под­пи­сан «Акт о вос­со­еди­не­нии Поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви с РПЦ и о да­ро­ва­нии ей ав­то­ке­фа­лии». При этом Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат про­дол­жал счи­тать ав­то­ке­фа­лию 1924 за­кон­ной и при­зна­вать власть вы­слан­но­го гос. вла­стя­ми из Вар­ша­вы митр. Дио­ни­сия (фак­ти­че­ски до его смер­ти в 1960; в даль­ней­шем во­прос о при­зна­нии со сто­ро­ны Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та пред­стоя­те­лей польск. Церк­ви офи­ци­аль­но ни од­ной из сто­рон не об­су­ж­дал­ся, де-фак­то имя пред­стоя­те­ля ППЦ сто­ит в кон­стан­ти­но­поль­ском дип­ти­хе). В кон. 1948 ППЦ со­стоя­ла из 3 епар­хий, в 1951 ут­вер­жде­на но­вая адм. струк­ту­ра, вклю­чав­шая 4 епар­хии, к ко­то­рым в 1980-е гг. при­ба­ви­лись ещё 2.

На нач. 21 в. в со­ста­ве ППЦ 6 епар­хий и Пра­во­слав­ный ор­ди­на­ри­ат Вой­ска Поль­ско­го в Рес­пуб­ли­ке Поль­ша, а так­же епар­хия в Бра­зи­лии. Об­щее ко­ли­че­ст­во (2012) ве­рую­щих бо­лее 500 тыс. чел., св. 250 при­хо­дов, 13 мо­на­сты­рей (11 – в Поль­ше, 2 – в Бра­зи­лии), в т. ч. став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской Свя­то-Ону­ф­ри­ев­ский Яб­ло­чин­ский мон., муж­ской Суп­расль­ский Бла­го­ве­щен­ский мон., жен­ский Мар­фо-Ма­ри­ин­ский мон. на св. Го­ре Гра­бар­ке. По­ми­мо под­го­тов­ки кад­ров выс­шей ква­ли­фи­ка­ции за ру­бе­жом, в т. ч. в Рос­сии, ППЦ го­то­вит свя­щен­ни­ков и ре­ген­тов в собств. учеб­ных за­ве­де­ни­ях, пре­ж­де все­го в Вар­шав­ской пра­во­слав­ной ду­хов­ной се­ми­на­рии, Хри­сти­ан­ской тео­ло­гич. ака­де­мии в Вар­ша­ве. Важ­ны­ми на­уч.-об­ра­зо­ват. цен­тра­ми ППЦ яв­ля­ют­ся ка­фед­ра пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия в ун-те в Бе­ло­сто­ке, а так­же Ико­но­гра­фич. шко­ла в Бельск-Под­ляс­ки. Боль­шое зна­че­ние в жиз­ни ППЦ име­ет дея­тель­ность пра­во­слав­ных братств, в т. ч. мо­ло­дёж­ных. Осн. язык бо­го­слу­же­ния цер­ков­но­сла­вян­ский, ре­же поль­ский, в Бра­зи­лии – пор­ту­галь­ский. Ис­поль­зу­ет­ся Юли­ан­ский ка­лен­дарь, ре­же Но­во­юли­ан­ский ка­лен­дарь. Выс­ший ор­ган цер­ков­но­го управ­ле­ния – Со­бор епи­ско­пов. Пред­стоя­тель ППЦ с 1998 – митр. Вар­шав­ский и всея Поль­ши Сав­ва (Гры­цу­няк). ППЦ – чл. Польск. эку­ме­нич. со­ве­та (с 1946), Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей (с 1961), Кон­фе­рен­ции ев­роп. церк­вей.

Лит.: Сви­тич А. К. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Поль­ше и ее ав­то­ке­фа­лия. Бу­энос-Ай­рес, 1959; Papierzyńska-Turek M. Midzy tradycj a rzeczywistości: Państwo wobec prawosławia 1918–1939. Warsz., 1989; Ла­бын­цев Ю. А., Ща­вин­ская Л. Л. Бе­ло­рус­ско-ук­ра­ин­ско-рус­ская пра­во­слав­ная книж­ность меж­во­ен­ной Поль­ши. М., 1999; Mironowicz A. Kościół pra­wosławny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku. Białystok, 2005; Sosna Grzegorz, ks., Troc-Sosna Antonina, m. Hierarchia i kler Koś­cióła Prawosławnego w granicach II Rzeczy­pos­politej i Polski powojennej w XIX–XX wieku. Białystok, 2012.

Вернуться к началу