Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУ́РУША-А́РТХА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 753

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Шохин

ПУ́РУША-А́РТХА (санскр. puruṣa̅-artha – цель че­ло­ве­ка), ка­те­го­рия ин­дуи­ст­ско­го ми­ро­воз­зре­ния и инд. «прак­ти­чес­кой фи­ло­со­фии», обоб­щаю­щая осн. за­да­чи че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния. Пер­вые сви­де­тель­ст­ва о П.-а. вос­хо­дят к ком­мен­та­рию грам­ма­ти­ста Па­танд­жа­ли на сут­ры Па­ни­ни (2 в. до н. э.), где два­ж­ды упо­ми­на­ют­ся дхар­ма – на­ко­п­ле­ние ре­лиг. за­слу­ги – и арт­ха – при­об­ре­те­ния мир­ской жиз­ни. В Ма­ну за­ко­нах и др. дхар­ма­ша­ст­рах, а так­же в «Ка­ма­сут­ре» (пер­вые ве­ка н. э.) фик­си­ру­ет­ся сис­те­ма трёх П.-а., в ко­то­рую вклю­ча­ет­ся ка­ма – ус­пех в чув­ст­вен­ных удо­воль­ст­ви­ях. К сер. 1-го ты­ся­че­ле­тия до­бав­ля­ет­ся чет­вёр­тая П.-а. – мок­ша – ос­во­бо­ж­де­ние от ми­ра пе­ре­во­пло­ще­ний и стра­да­ний. Т. о., ка­ма и арт­ха со­от­но­сят­ся с об­ла­стью «при­ят­но­го», дхар­ма и мок­ша – со сфе­рой «бла­го­го». При­мер­но с 7 в. П.-а. ста­но­вят­ся пред­ме­том дис­кус­сий фи­лос. сис­тем, в ча­ст­но­сти ме­ж­ду ми­ман­сой и ад­вай­та-ве­дан­той, из ко­то­рых пер­вая ус­мат­ри­ва­ла выс­шую цель че­ло­ве­ка в по­зна­нии дхар­мы, вто­рая – в по­зна­нии Брах­ма­на (един­ст­ва ат­ма­на и Брах­ма­на).

Вернуться к началу