Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОСКОМИ́ДИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Рубан

ПРОСКОМИ́ДИЯ (греч. προσϰομιδ  – при­но­ше­ние), пер­вая (под­го­то­ви­тель­ная) часть пра­во­слав­ной ли­тур­гии, на ко­то­рой из хле­ба (про­сфор) и ви­на при­го­тав­ли­ва­ют­ся Свя­тые Да­ры для их пре­су­ще­ст­в­ле­ния во вре­мя Ев­ха­ри­стии; при этом по­ми­на­ют­ся все чле­ны Церк­ви – жи­вые и усоп­шие. П. со­вер­ша­ет­ся свя­щен­ни­ком или ар­хие­ре­ем в ал­та­ре на осо­бом сто­ли­ке – жерт­вен­ни­ке. В древ­но­сти ко­ли­че­ст­во про­сфор на П. варь­и­ро­ва­лось. На Ру­си к кон. 16 в. за­кре­пи­лась тра­ди­ция ис­поль­зо­ва­ния 7 про­сфор, удер­жи­вае­мая ста­ро­об­ряд­ца­ми. По­сле ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на (с сер. 17 в.) ста­ли ис­поль­зо­вать 5 про­сфор, что сим­во­ли­зи­ру­ет чу­дес­ное на­сы­ще­ние Хри­стом пя­тью хле­ба­ми 5 тыс. чел. Мар­ка ви­на цер­ков­ным ус­та­вом не ого­ва­ри­ва­ет­ся, но с 19 в. в РПЦ сло­жи­лась тра­ди­ция ис­поль­зо­вать для Ев­ха­ри­стии ви­но ка­гор.

Во вре­мя П. из глав­ной, «аг­нич­ной», про­сфо­ры с по­мо­щью ко­пия вы­ре­за­ет­ся аг­нец – боль­шая час­ти­ца ку­бич. фор­мы, ко­то­рая по­ла­га­ет­ся на дис­ко­се (блю­де на под­но­жии). Толь­ко этот хлеб пре­су­ще­ст­в­ля­ет­ся, т. е. ста­но­вит­ся Те­лом Хри­сто­вым, и слу­жит для при­ча­ще­ния ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. Из ос­таль­ных про­сфор из­вле­ка­ют­ся не­боль­шие час­ти­цы тре­угольной фор­мы: из вто­рой – 1 час­ти­ца «в честь и па­мять» Бо­го­ро­ди­цы, из треть­ей – 9 час­тиц в честь свя­тых Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та, из чет­вёр­той – час­ти­цы о всех жи­ву­щих (на­чи­ная с пред­стоя­те­ля Церк­ви – пат­ри­ар­ха), из пя­той – о всех усоп­ших (ко­ли­че­ст­во час­тиц не оп­ре­де­ле­но). Так­же вы­ни­ма­ют­ся час­ти­цы из мно­го­числ. «ча­ст­ных» про­сфор при­хо­жан. Од­но­вре­мен­но чи­та­ют­ся по­дан­ные ими за­пис­ки (или книж­ки-по­мян­ни­ки) «о здра­вии» и «за упо­кой» чле­нов Церк­ви (как пра­ви­ло, име­на чи­та­ет стоя­щий ря­дом со свя­щен­ни­ком диа­кон или чтец). Час­ти­цы из этих про­сфор по­ла­га­ют­ся вме­сте с час­ти­ца­ми, вы­ну­ты­ми из чет­вёр­той и пя­той бо­го­слу­жеб­ных про­сфор. Все час­ти­цы, на­чи­ная с вы­ну­той из вто­рой про­сфо­ры в честь Бо­го­ро­ди­цы и за­кан­чи­вая час­ти­цей за вся­ко­го пра­во­слав­но­го хри­стиа­ни­на, рас­по­ла­га­ют­ся на дис­ко­се во­круг агн­ца, что сим­во­ли­зи­ру­ет всю Цер­ковь Хри­сто­ву, всех лю­дей, ис­ку­п­лён­ных Его Кро­вью. В кон­це ли­тур­гии все эти час­ти­цы опус­ка­ют­ся в по­тир с Кро­вью и Те­лом Хри­сто­вы­ми с мо­лит­вой об очи­ще­нии от гре­хов всех по­ми­нав­ших­ся на П. хри­сти­ан.

В хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии П. ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся как вос­по­ми­на­ние ис­ку­пит. под­ви­га Ии­су­са Хри­ста: мо­лит­вы, чи­тае­мые во вре­мя её со­вер­ше­ния, дей­ст­вия и бо­го­слу­жеб­ные пред­ме­ты пред­став­ля­ют со­бой про­об­ра­зы Его жиз­ни.

Лит.: Му­ре­тов С. Д. Ис­то­ри­че­ский об­зор чи­но­пос­ле­до­ва­ния про­ско­ми­дии до «Ус­та­ва Ли­тур­гии» Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Фи­ло­фея. М., 1895; он же. К сви­де­тель­ст­вам о чис­ле про­сфор на про­ско­ми­дии в Гре­че­ской Церк­ви. М., 1896; Паль­мов Н. Н. О про­сфо­рах на про­ско­ми­дии. К., 1902. См. так­же лит. при ст. Ли­тур­гия.

Вернуться к началу