Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРИЧАЩЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. И. Рубан

ПРИЧАЩЕ́НИЕ (греч. μετάληψις, букв. – со­при­ча­стие), в хри­сти­ан­ст­ве вку­ше­ние Св. Да­ров – спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ных хле­ба и ви­на по­сле их мис­тич. пре­су­ще­ст­в­ле­ния (пре­ло­же­ния) в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии в Те­ло и Кровь Хри­сто­вы. При­ча­щаю­щие­ся ве­рят, что че­рез это со­еди­ня­ют­ся по бла­го­да­ти с Бо­гом (ста­но­вят­ся при­ча­ст­ны­ми Те­лу и Кро­ви Ии­су­са Хри­ста). П. – за­вер­ше­ние та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии.

Пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ст­во и ми­ря­не при­ча­ща­ют­ся «под обо­и­ми ви­да­ми» (Хле­бом и Ви­ном): ду­хо­вен­ст­во – в ал­та­ре, ми­рян при­ча­ща­ют на со­лее хра­ма с по­мо­щью лжи­цы (лож­ки) (эта прак­ти­ка сло­жи­лась в Кон­стан­ти­но­по­ле не ра­нее 11 в.). Мла­ден­цев при­ча­ща­ют од­ним Ви­ном, боль­ных вне хра­ма – т. н. за­пас­ны­ми Св. Да­ра­ми, хра­ня­щи­ми­ся на пре­сто­ле в да­ро­хра­ни­тель­ни­це.

Ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­во при­ча­ща­ет­ся Хле­бом и Ви­ном, боль­шин­ст­во ми­рян лат. об­ря­да – толь­ко Хле­бом. По­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра (1962–65) в ря­де ка­то­лич. ре­гио­нов воз­ро­ж­де­на древ­няя тра­ди­ция П. ми­рян Хле­бом и Ви­ном. Гре­ко­ка­то­ли­ки (см. Уни­ат­ст­во) при­ча­ща­ют­ся обыч­но как пра­во­слав­ные. В боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских об­щин, по­ни­маю­щих П. лишь как сим­во­лич. вос­по­ми­на­ние Тай­ной ве­че­ри, ис­поль­зу­ют­ся обык­но­вен­ные хлеб и ви­но.

Из­на­чаль­но хри­стиа­не при­ча­ща­лись за ка­ж­дой ли­тур­ги­ей, но к кон. 4 в. эта тра­ди­ция уже не со­блю­да­лась. В Рос­сии к 20 в. боль­шин­ст­во пра­во­слав­ных хри­сти­ан при­ни­ма­ли Св. Да­ры лишь один раз в год (Ве­ли­ким по­стом) или пе­ред смер­тью. Со 2-й пол. 20 в. де­ла­ют­ся по­пыт­ки воз­ро­дить древ­нюю прак­ти­ку П. всех мо­ля­щих­ся за ка­ж­дой ли­тур­ги­ей.

Лит.: Со­ве Б. Ев­ха­ри­стия в древ­ней Церк­ви и со­вре­мен­ная прак­ти­ка // Жи­вое пре­да­ние. М., 1997.

Вернуться к началу