Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРАБХУПА́ДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

ПРАБХУПА́ДА (санскр. prabhupa̅da – сто­па ве­ли­чай­ше­го) Шри Шри­мад Аб­хай Ча­ра­на­ра­вин­да Бхак­ти­ве­дан­та Сва­ми (имя при ро­ж­де­нии Аб­хай Ча­ран Де) (1.9.1896, Каль­кут­та – 14.11.1977, Врин­да­ван, Ин­дия), не­оин­дуи­ст­ский ре­лиг. дея­тель, ос­но­ва­тель Ме­ж­ду­на­род­но­го об­ще­ст­ва соз­на­ния Криш­ны.

Про­ис­хо­дил из се­мьи, по­кло­няв­шей­ся Виш­ну-Криш­не в рус­ле ос­но­ван­но­го в 16 в. дви­же­ния гау­дия-виш­ну­изм (см. Чай­та­ньи дви­же­ние). По­лу­чил ев­роп. об­ра­зо­ва­ние в Каль­кут­те в хри­сти­ан­ском Шотл. цер­ков­ном кол­лед­же, во вре­мя учё­бы в ко­то­ром же­нил­ся (1918), при­мк­нул к нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­нию под рук. М. К. Ган­ди. Окон­чив кол­ледж (1920), за­нял­ся фар­ма­цев­тич. биз­не­сом. В 1922 про­изош­ла его встре­ча с виш­ну­ит­ским ре­лиг. дея­те­лем Бхак­ти­сидд­хан­той Са­рас­ва­ти (1874–1937), ко­то­рый по­свя­тил его в уче­ни­ки (1933), вну­шил идею не­об­хо­ди­мо­сти про­по­ве­ди виш­ну­из­ма на англ. язы­ке. Аб­хай пе­ре­вёл на англ. яз. и про­ком­мен­ти­ро­вал важ­ней­шие виш­ну­ит­ские тек­сты: «Бха­га­вад­ги­та», «Бха­га­ва­та-пу­ра­на», «Чай­та­нья ча­ри­там­ри­та» («Жиз­не­опи­са­ние Чай­та­ньи») и др., из­да­вал ж. «Воз­вра­ще­ние к Бо­гу» («Back to God­head», 1944). В 1950 он ото­шёл от мир­ской жиз­ни, по­се­лив­шись при криш­на­ит­ском хра­ме в г. Врин­да­ван, в 1959 пол­но­стью от­рёк­ся от ми­ра, при­няв ста­тус сан­нь­я­си­на.

В 1965 Аб­хай от­пра­вил­ся в США для чте­ния лек­ций по ин­ду­из­му. Там он стал про­по­ве­до­вать криш­на­изм, обу­чать же­лаю­щих пе­нию кир­та­нов. Об­рёл по­пу­ляр­ность в мо­ло­дёж­ной сре­де бит­ни­ков, хип­пи. В 1966 ос­но­вал в Нью-Йор­ке Ме­ж­ду­нар. об-во соз­на­ния Криш­ны (МОСК), адеп­ты ко­то­ро­го да­ли ему ти­тул Праб­ху­па­да. С по­мо­щью уче­ни­ков П. от­крыл от­де­ле­ния МОСК в не­сколь­ких го­ро­дах США, а так­же из­да­тель­ст­во, из ко­то­ро­го в 1972 об­ра­зо­ва­лась ком­па­ния «Bhaktivedanta Book Trust», вы­пус­каю­щая виш­ну­ит­скую лит-ру мил­ли­он­ны­ми ти­ра­жа­ми бо­лее чем на 30 язы­ках ми­ра. В 1967 П. вер­нул­ся в Ин­дию, где спо­соб­ст­во­вал строи­тель­ст­ву но­вых криш­на­ит­ских хра­мов и ме­ж­ду­нар. ду­хов­ных цен­тров. Не пре­кра­щал ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти: 14 раз с про­по­ве­дя­ми объ­е­хал во­круг све­та, в 1971 ос­но­вал криш­на­ит­ское дви­же­ние в СССР. Ос­та­вал­ся ру­ко­во­ди­те­лем МОСК до кон­ца жиз­ни.

Про­по­ведь П. бы­ла со­сре­до­то­че­на на идее бхак­ти, оз­на­чаю­щей в дан­ном слу­чае пре­дан­ное слу­же­ние бо­гу Криш­не, все­по­гло­щаю­щую лю­бовь к не­му, ко­то­рую он счи­тал выс­шей це­лью че­ло­ве­че­ской жиз­ни. П. рас­смат­ри­вал тра­диц. сис­те­му варн в ка­че­ст­ве сту­пе­ней са­мосо­вер­шен­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка. Бу­ду­чи про­тив­ни­ком зап. ци­ви­ли­за­ции по­треб­ле­ния, П. ви­дел в слу­же­нии Криш­не путь ре­ше­ния её про­блем и за­лог сча­ст­ли­во­го и мир­но­го су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­че­ства. Эта мысль – дви­жу­щая си­ла мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти П. в зап. стра­нах. В ка­че­ст­ве об­раз­ца со­ци­аль­ного уст­рой­ст­ва ука­зы­вал на др.-инд. тео­кра­тич. го­су­дар­ст­во, иде­ал ко­то­ро­го был во­пло­щён в цар­ст­ве Ра­мы в эпич. по­эме «Ра­мая­на».

П. – ав­тор не­сколь­ких де­сят­ков книг, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­на кн. «Бха­га­вад-Ги­та как она есть». Она пред­став­ля­ет со­бой пуб­ли­ка­цию тек­ста «Бха­га­вад­ги­ты» на сан­ск­ри­те и в транс­ли­те­ра­ции, снаб­жён­ную сло­ва­рём, пе­ре­во­дом на тот или иной ев­роп. яз. и про­стран­ны­ми ком­мен­та­рия­ми П. к ка­ж­дой шло­ке. В кни­ге из­ла­га­ют­ся по­ни­ма­ние П. ми­ра, че­ло­ве­че­ст­ва и про­грам­ма спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва в ду­хе криш­на­ит­ско­го те­из­ма.

Соч.: Бха­га­вад-Ги­та как она есть. 4-е изд. М., 2013.

Лит.: Фа­ли­ков Б. З. Не­оин­ду­изм и за­пад­ная куль­ту­ра. М., 1994.

Вернуться к началу