Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОРФИ́РИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 230

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Лисовой

ПОРФИ́РИЙ (Ус­пен­ский Кон­стан­тин Алек­сан­д­ро­вич) [8(20).9.1804, Ко­ст­ро­ма – 19.4(1.5).1885, Мо­ск­ва], рус. цер­ков­ный дея­тель, епи­скоп Чи­ги­рин­ский, ви­зан­то­лог, вос­то­ко­вед, пи­са­тель. Из се­мьи при­чет­ни­ка. Окон­чил С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию (1829), в том же го­ду по­стри­жен в мо­на­ше­ст­во, ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи. За­ко­но­учи­тель в С.-Пе­терб. ка­дет­ском кор­пу­се (1829–31), в Ри­шель­ев­ском ли­цее в Одес­се (1831–34). На­стоя­тель одес­ско­го Ус­пен­ско­го мон. (1834–40), ар­хи­ман­д­рит (1834); рек­тор Хер­сон­ской (Одес­ской) ду­хов­ной се­ми­на­рии (1838–1840). На­стоя­тель по­соль­ской церк­ви в Ве­не (1840–42).

Епископ Порфирий (Успенский). Фото. 2-я половина 19 в.

По по­ве­ле­нию имп. Ни­ко­лая I в 1842–1846 П. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие на Вос­ток для оз­на­ком­ле­ния с ну­ж­да­ми пра­во­сла­вия в Па­ле­сти­не, Си­рии, на Афо­не и Си­нае. Гл. ре­зуль­та­том этой по­езд­ки стал вы­вод о не­об­хо­ди­мо­сти соз­да­ния Рус­ской ду­хов­ной мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. При уч­ре­ж­де­нии мис­сии 11(23).2.1847 П. на­зна­чен её на­чаль­ни­ком. Пер­вый со­став мис­сии во гла­ве с П. при­был в Ие­ру­са­лим в февр. 1848. Вес­ной 1849 все чле­ны мис­сии со­вер­ши­ли пу­те­ше­ст­вие по Юж. Па­ле­сти­не, вес­ной – ле­том 1850 – по Егип­ту, в т. ч. в Си­най­ский мо­на­стырь Св. Ека­те­ри­ны. По прось­бе бра­тии мо­на­сты­ря был со­став­лен пер­вый на­уч. ка­та­лог греч. ру­ко­пи­сей мо­на­стыр­ской б-ки, до­ны­не со­хра­няю­щий своё зна­че­ние. В 1849 по пред­ло­же­нию П. в Ие­ру­са­ли­ме от­кры­то гре­ко-араб. учи­ли­ще; в 1852 по бла­го­сло­ве­нию Ие­ру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха­та П. на­зна­чен по­пе­чи­те­лем всех пра­во­слав­ных учеб­ных за­ве­де­ний Па­ле­сти­ны. По ини­циа­ти­ве П. в 1853 от­кры­та ти­по­гра­фия для из­да­ния книг на греч. и араб. язы­ках для пра­во­слав­ных ара­бов. К 1854 в Ие­ру­са­ли­ме по чер­те­жам П. по­строе­но зда­ние для Рус. мис­сии. С на­ча­лом Крым­ской вой­ны 1853–56 мис­сия 8(20).5.1854 ото­зва­на из Ие­ру­са­ли­ма. По пу­ти в Рос­сию П. по собств. ини­циа­ти­ве ис­про­сил в Ри­ме ау­ди­ен­цию у па­пы Рим­ско­го Пия IX (1846–78).

При во­зоб­нов­ле­нии мис­сии в 1857 П. не был на­зна­чен её на­чаль­ни­ком. В 1858–1861 (с пе­ре­ры­вом в 1860) он пре­бы­вал в на­уч. ко­ман­ди­ров­ке на Вос­то­ке: ра­бо­тал в афон­ских мо­на­сты­рях (в т. ч. в Пан­те­леи­мо­но­вом мо­на­сты­ре), в Ме­тео­ре, в мон. Св. Дио­ни­сия на го­ре Олимп, в Па­ле­сти­не; в Каи­ре пы­тал­ся вес­ти пере­го­во­ры с пред­стоя­те­лем Копт­ской церк­ви пат­ри­ар­хом Ки­рил­лом IV (1854–1861) о вос­со­еди­не­нии Копт­ской церк­ви с пра­во­сла­ви­ем. В 1860 П. дос­та­вил из Ие­ру­са­ли­ма в Одес­су уни­каль­ную биб­лио­те­ку: со­б­ра­ние греч., слав., араб. и др. ру­ко­пи­сей, а так­же кол­лек­цию древ­них икон. С П. свя­за­на ис­то­рия об­на­ру­же­ния Си­най­ско­го ко­дек­са Биб­лии (4 в.), ему при­над­ле­жит от­кры­тие ви­зант. Чет­ве­ро­еван­ге­лия (832), бе­сед пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия о рус. на­ше­ст­вии на Кон­стан­ти­но­поль (860). П. при­над­ле­жит так­же честь от­кры­тия для рус. нау­ки Абис­син­ской церк­ви (вхо­див­шей в то вре­мя в со­став Копт­ской церк­ви на пра­вах ми­тро­по­лии; см. Эфи­оп­ская цер­ковь): им бы­ли сде­ла­ны пер­вые в Рос­сии на­уч. пуб­ли­ка­ции по Абис­си­нии, бо­го­слу­же­нию и цер­ков­ной лит-ре эфио­пов.

14(26).2.1865 П. ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы с ти­ту­лом Чи­ги­рин­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской ми­тро­по­лии. К ки­ев­ско­му пе­рио­ду от­но­сит­ся б. ч. его на­уч. пуб­ли­ка­ций (толь­ко ис­сле­до­ва­ния по Афо­ну со­ста­ви­ли в об­щей слож­но­сти 12 книг). В дек. 1877 уво­лен от ви­ка­ри­ат­ст­ва и пе­ре­ве­дён в Мо­ск­ву чле­ном Моск. си­но­даль­ной кон­то­ры. На­стоя­тель моск. Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря (1878–85). В 1883 кол­лек­ция ру­ко­пис­ных книг П. при­об­ре­те­на Имп. пуб­лич­ной б-кой (ны­не Рос. нац. б-ка; С.-Пе­тер­бург). Свою б-ку (св. 7 тыс. то­мов) П. за­ве­щал Си­но­ду, со­б­ра­ние древ­них икон – Ар­хео­ло­гич. об-ву при Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии (ны­не на­хо­дит­ся в ки­ев­ском Му­зее ис­кусств им. Б. и В. Ха­нен­ко). П. по­хо­ро­нен в под­кле­те Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря.

Соч.: Вос­ток хри­сти­ан­ский. Цер­ков­ное и по­ли­ти­че­ское со­стоя­ние Абис­си­нии с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней // Тру­ды Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. 1866. № 3–6; Уча­стие Рос­сии в судь­бе Абис­си­нии // Там же. 1866. № 8; Вто­рое пу­те­ше­ст­вие по Свя­той го­ре Афон­ской в го­ды 1858, 1859 и 1861... М., 1880; Кни­га бы­тия мое­го. Днев­ни­ки и ав­то­био­гра­фи­че­ские за­пис­ки. СПб., 1894–1902. Т. 1–8; Свя­ты­ни зем­ли Ита­лий­ской. Из пу­те­вых за­пи­сок 1854 г. М., 1996; Пер­вое пу­те­ше­ст­вие в Афон­ские мо­на­сты­ри и ски­ты. М., 2006; Ис­то­рия Афо­на. М., 2007. Т. 1–2.

Лит.: Крат­кий об­зор со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей, при­над­ле­жав­ше­го епи­ско­пу Пор­фи­рию, а ны­не хра­ня­ще­го­ся в Им­пе­ра­тор­ской пуб­лич­ной биб­лио­те­ке. СПб., 1885; Ико­ны Си­най­ской и Афон­ской кол­лек­ций пре­осв. Пор­фи­рия, из­да­вае­мые в лич­но им из­го­тов­лен­ных 23 таб­ли­цах. СПб., 1902; Опи­са­ние гре­че­ских ру­ко­пи­сей мо­на­сты­ря Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае / Под ред. В. Н. Бе­не­ше­ви­ча. СПб., 1911. Т. 1: За­ме­ча­тель­ные ру­ко­пи­си в биб­лио­те­ке Си­най­ско­го мо­на­сты­ря и Си­на­ед­жу­ва­ний­ско­го под­во­рья в Каи­ре, опи­сан­ные ар­хи­ман­д­ри­том Пор­фи­ри­ем (Ус­пен­ским); Ли­со­вой Н. Н. Рус­ское ду­хов­ное и по­ли­ти­че­ское при­сут­ст­вие в Свя­той Зем­ле и на Ближ­нем Вос­то­ке в XIX – на­ча­ле XX в. М., 2006; Дмит­ри­ев­ский А. А. Рус­ская Ду­хов­ная Мис­сия в Ие­ру­са­ли­ме. М.; СПб., 2009.

Вернуться к началу