Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИЙ X

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 186

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Крысов
Папа Римский Пий X. Фото нач. XX в.

ПИЙ X (лат. Pius; в ми­ру Джу­зеп­пе Мель­киор­ре Сар­то, итал. Giuseppe Melchiorre Sarto) (2.6.1835, Рие­зе, Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­ское ко­ро­лев­ст­во, Австр. им­пе­рия, ны­не Рие­зе-Пио-X, Ита­лия – 20.8.1914, Рим; по­хо­ро­нен в со­бо­ре Св. Пет­ра), па­па Рим­ский (с 1903), свя­той Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Сын рас­сыль­но­го гор. упра­вы. Учил­ся в се­ми­на­рии в Па­дуе (1850–58). Пре­сви­тер (1858), ви­кар­ный свя­щен­ник в Том­бо­ло (1858–67), на­стоя­тель при­хо­да в Саль­ца­но (1867–75), канц­лер епар­хии Тре­ви­зо (с 1875). Епи­скоп Ман­туи (1884), кар­ди­нал (1893), пат­ри­арх Ве­не­ции (1893).

Став па­пой Рим­ским (из­бран 4.8.1903; ин­тро­ни­зо­ван 9.8.1903), П. X в 1904 от­ме­нил пра­во ве­то при вы­бо­рах пап, ко­то­рым об­ла­дали ряд мо­нар­хов. Осо­бым ре­ск­рип­том (motu proprio) «Arduum sa­ne munus» (19.3.1904) соз­дал Ко­мис­сию по ко­ди­фи­ка­ции ка­но­ни­че­ско­го пра­ва Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, ра­бо­та ко­то­рой за­вер­ши­лась уже по­сле смер­ти П. X. Ре­ши­тель­но вы­сту­пал про­тив про­яв­ле­ний мо­дер­низ­ма в во­про­сах ве­ро­уче­ния, мо­ра­ли и пас­тыр­ской прак­ти­ки [дек­рет «La­men­tabili» (3.7.1907) и эн­цик­ли­ка «Pascen­di Dominici gregis» (8.9.1907)]. Ос­но­вал Пап­ский биб­лей­ский ин-т (1909), це­лью ко­то­ро­го бы­ло все­сто­рон­нее ис­сле­до­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и борь­ба с мо­дер­ни­ст­ски­ми тол­ко­ва­ния­ми. Ре­ск­рип­том «Sacrorum antistitum» (1.9.1910) ввёл ан­ти­мо­дер­ни­ст­скую при­ся­гу кли­ри­ков при всту­п­ле­нии в долж­ность.

Апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Sapienti concilio» (29.6.1908) П. X ре­фор­ми­ро­вал Рим. ку­рию, со­кра­тив ко­ли­че­ст­во её ди­ка­сте­рий (ве­домств), при­ве­дя ку­ри­аль­ный ап­па­рат в со­от­вет­ст­вие со сло­жив­шим­ся по­сле ли­к­ви­да­ции Пап­ско­го гос-ва (1870) по­ряд­ком и при­дав ему струк­ту­ру, со­хра­нив­шую­ся с не­боль­ши­ми из­ме­не­ния­ми до­ны­не. Апо­столь­ской кон­сти­ту­ци­ей «Divino afflatu» (1.11.1911) и ре­ск­рип­том «Abhing duos annos» (23.10.1913) ре­фор­ми­ро­вал Рим. бре­виа­рий и ка­лен­дарь Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. При П. X бы­ли из­да­ны 2 по­ста­нов­ле­ния, ка­саю­щие­ся Ев­ха­ри­стии: дек­рет «Sacra Tridentina Synodus» (20.12.1905) по­зво­лял при­сту­пать к при­час­тию еже­днев­но, а дек­рет «Quam singulari Chri­s­tus» (8.8.1910) зна­чи­тель­но сни­жал воз­раст до­пу­ще­ния к при­час­тию де­тей.

От­но­ше­ния пап­ско­го пре­сто­ла и Ита­лии при П. X ос­та­ва­лись на­пря­жён­ны­ми, лю­бые ви­зи­ты глав ка­то­лич. го­су­дарств в Рим к ко­ро­лю Ита­лии вы­зы­вали про­тест со сто­ро­ны па­пы. В то же вре­мя был сде­лан шаг на пу­ти пре­одо­ле­ния кон­флик­та: в 1913 при­нят «пакт Джо­лит­ти–Джен­ти­ло­ни» [по име­нам итал. пре­мьер-ми­ни­ст­ра Дж. Джо­лит­ти и гла­вы Итал. ка­то­лич. из­би­рат. сою­за В. О. Джен­ти­ло­ни (1865–1916)], со­глас­но ко­то­ро­му итал. ка­то­ли­кам бы­ло раз­ре­ше­но уча­ст­во­вать в вы­бо­рах и са­мим бал­ло­ти­ро­вать­ся в де­пу­та­ты. В го­ды пон­ти­фи­ка­та П. X про­изо­шёл раз­рыв от­но­ше­ний с не­ко­то­ры­ми тра­ди­ци­он­но ка­то­лич. го­су­дар­ст­ва­ми. В апр. 1904 П. X от­ка­зал­ся при­нять при­быв­ше­го в Рим пре­зи­ден­та Фран­ции Э. Лу­бе, что ста­ло по­во­дом для обо­ст­ре­ния от­но­ше­ний и по­сле­до­вав­ше­го за­тем раз­ры­ва ди­плома­тич. от­но­ше­ний ме­ж­ду Фран­ци­ей и пап­ским пре­сто­лом в ию­ле 1904. Че­рез год во Фран­ции был при­нят за­кон (9.12.1905) об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ст­ва, по­ло­жив­ший ко­нец кон­кор­да­ту, за­клю­чён­но­му Пи­ем VII и На­по­ле­о­ном I (1801). Эн­цик­ли­кой «Vehe­men­ter nos» (11.2.1906) П. X осу­дил этот за­кон, а эн­цик­ли­кой «Gravissimo Offi­cii Mu­nere» (10.8.1906) – соз­да­ние во Фран­ции пре­ду­смот­рен­ных по не­му «куль­то­вых ас­со­циа­ций». В эн­цик­ли­ке «Iamdu­dum» (24.5.1911) па­па осу­дил при­ня­тый в Пор­ту­га­лии по­сле Ре­во­лю­ции 1910 (см. Пор­ту­галь­ские ре­во­лю­ции 19 – на­ча­ла 20 вв.) за­кон об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ст­ва.

Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905–07 в Рос­сии П. X об­ра­тил­ся к польск. епи­ско­па­ту с по­сла­ни­ем «Poloniae populum» (3.12.1905), при­зы­вав­шим к по­ви­но­ве­нию за­кон­ным рос. вла­стям. П. X пы­тал­ся пре­дот­вра­тить на­ча­ло 1-й ми­ро­вой вой­ны, на­пра­вив эн­цик­ли­ку «Dum Europa» (2.8.1914) ко всем ка­то­ли­кам, в ко­то­рой при­зы­вал к мо­лит­вам во имя ус­та­нов­ле­ния ми­ра.

Беа­ти­фи­ци­ро­ван (3.6.1951) и ка­но­ни­зи­ро­ван (29.5.1954) па­пой Пи­ем ХII. Дни па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 21 авг. и 3 сен­тяб­ря.

Ис­точн.: Ан­ти­мо­дер­ни­ст­ская при­ся­га // По­кров. 1999. № 3; Lamentabili // Там же; Эн­цик­ли­ка. Pascendi Domi­nici gregis // Там же. 1999. № 4; 2000. № 5.

Лит.: Vercesi E. Il Pontificato di Pio X. Mil., 1935; Dal Gal G. Pio X il Papa santo. Firenze, 1940; Merry del Val R. Pio X: impressioni e ricordi. Padova, 1949; Thornton F. B. The Bur­ning flame: the life of Pope Pius X. N. Y., 1952; Ledré Ch. Pie X. P., 1952; Javierre J. M. Pio X. Barcelona, 1954; Гав­ри­лов М. Н., Тыш­ке­вич С., свящ. Свя­той Пий Х. Нью-Йорк, 1955; Гри­гу­ле­вич И. Р. Пий Х – пер­вый Па­па ХХ в. // Гри­гу­ле­вич И. Р. Пап­ст­во: век ХХ. М., 1981; Romanato G.-P. Pio X. Mil., 1992; Chiron Y. Saint Pie X: Réformateur de l’Église. Versailles, 1999; Кры­сов А. Г. Конк­лав 1903 г. и кар­ди­нал Р. Мер­ри-дель-Валь // Вест­ник Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го об­ла­ст­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. Ис­то­рия и по­ли­ти­че­ские нау­ки. 2010. № 2.

Вернуться к началу