Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРАСКЕ́ВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 313-314

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Виноградов
Вологодский государственный музей-заповедник «Святая Параскева Пятница». Икона 15 в. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

ПАРАСКЕ́ВА, Па­ра­ске­ва Ико­ний­ская, Па­ра­ске­ва Пят­ни­ца [греч. Παρασϰευ – ка­нун (празд­ни­ка), пят­ни­ца] (3 в.), хри­сти­ан­ская свя­тая.

Све­де­ния о П. со­дер­жат­ся в соч. «Му­че­ни­че­ст­во Па­ра­ске­вы», со­хра­нив­шем­ся толь­ко на цер­ков­но­слав. яз. в двух ре­дак­ци­ях в ру­ко­пи­сях 16 в. (в т. ч. в со­ста­ве Ве­ли­ких Четь­их-Ми­ней). Фраг­мент греч. ори­ги­на­ла со­хра­нил­ся в од­ном из спи­сков (14–15 вв.) по­хваль­но­го сло­ва Ио­ан­на Эв­бей­ско­го (ум. ок. 744) др. свя­той – Па­ра­ске­ве Рим­ской.

П. бы­ла до­че­рью се­на­то­ра-хри­стиа­ни­на из г. Ико­ни­он (ны­не г. Ко­нья, Тур­ция), ос­та­лась си­ро­той. В го­не­ние на хри­сти­ан при имп. Ди­ок­ле­тиа­не при­ве­де­на к на­ме­ст­ни­ку, ве­ро­ят­но, Га­ла­тии Ан­то­нию (Аэтию). На до­про­се объ­яс­ни­ла, что имя ей да­но в честь Св. пят­ни­цы – дня Стра­стей Хри­сто­вых. По­сле от­ка­за от­речь­ся от Хри­ста П. бы­ла из­би­та во­ловь­и­ми жи­ла­ми, ей ра­зо­дра­ли бо­ка же­лез­ны­ми ког­тя­ми. В тюрь­ме к ней при­шла не­кая Же­на (ве­ро­ят­но, оли­це­тво­ре­ние Стра­ст­ной пят­ни­цы; в позд­ней­ших вер­си­ях – ан­гел) с ору­дия­ми Стра­стей Хри­сто­вых и ис­це­ли­ла её. На сле­дую­щих до­про­сах по мо­лит­ве П. зем­ле­тря­се­ние раз­ру­ши­ло язы­чес­кий храм Апол­ло­на, а огонь, ко­то­рым её об­жи­га­ли, был об­ра­щён про­тив её па­ла­чей. Мно­гие, ви­дев­шие эти чу­де­са, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. П. бы­ла обез­глав­ле­на. Её мо­щи по­чи­та­лись в хра­ме г. Ико­ни­он. Со­хра­ни­лось соч. «Чу­до Па­ра­ске­вы» (в ру­ко­пи­сях 15–18 вв. на цер­ков­но­слав. яз., в трёх ре­дак­ци­ях), в ко­то­ром го­во­рит­ся, как при еп. Фео­до­ре (ве­ро­ят­но, в 963) оса­ж­дав­ший Ико­ни­он араб. эмир хо­тел увез­ти те­ло свя­той, но 54 ко­ня не смог­ли сдви­нуть ра­ку с мес­та. Го­ро­жа­не уп­ро­си­ли эми­ра взять вме­сто мо­щей зо­ло­то по ве­су ра­ки, ко­то­рая ока­за­лась весь­ма лёг­кой; у ра­ки позд­нее про­изош­ло мно­го ис­це­ле­ний.

П. по­чи­та­ет­ся как ве­ли­ко­му­че­ни­ца; её па­мять по ка­лен­да­рю РПЦ – 28 окт. (10 но­яб­ря). В на­ро­де П. счи­та­ет­ся по­кро­ви­тель­ни­цей тор­гов­ли, пре­им. на Ру­си, где её на­зы­ва­ют двой­ным име­нем – Па­ра­ске­ва Пят­ни­ца. На Ру­си ей по­свя­ще­но мно­же­ст­во хра­мов. На Бал­ка­нах об­раз П. сме­ши­ва­ет­ся с об­раз­ами др. свя­тых – Па­ра­ске­вы Рим­ской и Па­ра­ске­вы Эпи­ват­ской; здесь имя П. обыч­но за­ме­ня­ет­ся на­зва­ни­ем пят­ни­цы – Пет­ка и др.

Иконография

П. обыч­но изо­бра­жа­ют в крас­ном ма­фо­рии (ино­гда по­верх не­го мо­жет при­сут­ст­во­вать бе­лый плат) и вен­це, с кре­стом в пра­вой ру­ке и свит­ком с на­чаль­ны­ми сло­ва­ми Сим­во­ла ве­ры в ле­вой (или але­ба­ст­ро­вым со­су­дом). В Ви­зан­тии изо­бра­же­ния свя­той из­вест­ны с 9 в., на Ру­си наи­бо­лее древ­ним явля­ет­ся об­раз П. на ико­не «Ни­ко­ла с из­бран­ны­ми свя­ты­ми» (кон. 12 – нач. 13 вв., ГТГ). В др.-рус. иск-ве бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны по­яс­ные и рос­то­вые ико­ны П. (в т. ч. и жи­тий­ные), а так­же де­рев. ста­туи. Не­ред­ко об­раз П. со­став­лял па­ру к об­ра­зу свт. Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го.

Лит.: Пав­ло­ва-Силь­ван­ская М. П. Жи­тий­ная ико­на Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы с во­сем­на­дца­тью клей­ма­ми // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во. Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра Пско­ва. М., 1968; Ви­но­гра­дов А. Ю. Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­ра­ске­ва Ико­ний­ская и ее «не­со­хра­нив­шие­ся» гре­че­ские ак­ты // Ка­фед­ра ви­зан­тий­ской и но­во­гре­че­ской фи­ло­ло­гии. М., 2000; Рын­ди­на А. В. Свя­тая двои­ца – Ни­ко­ла и Па­ра­ске­ва в древ­не­рус­ском ис­кус­ст­ве // Ис­кус­ст­во­зна­ние. 2002. № 1.

Вернуться к началу